Операция «Джениффер»: как США тащили со дна Тихого океана советскую атомную подлодку K-129

На темном дне на севере Тихого океана лежат останки самой отважной субмарины в мировой истории. Эти обломки свидетельствуют о страшной трагедии, случившейся 11 марта 1968 года с советской атомной подлодкой К-129, в результате которой погибло 98 человек. Место трагедии хранилось в секрете от СССР и лишь через 6 лет было оглашено…

СССР: следов гибели субмарины увидеть не удалось

8 марта на центральном командном пункте ВМФ СССР была объявлена тревога – подводная лодка К-129, находившаяся в северной части Тихого океана, не подала сигнал о проходе контрольного рубежа. В тот момент никто из высшего командования не мог предположить, что произошла одна из самых загадочных катастроф советского подводного флота.

Вот что было известно в штабе Тихоокеанского флота (ТОФ). За полтора месяца до описываемых событий подводный крейсер К-129 с бортовым номером 574 вернулся из длительного плавания на базу Тихоокеанского флота, что на восточном берегу полуострова Камчатка, в бухте Крашенинникова. Отметим замечание контр-адмирала Анатолия Штырова, в 1974 году занимавшего должность заместителем начальника разведки Тихоокеанского флота. По словам контр-адмирала, перед походом номер субмарины всегда закрашивается.

С закрашенным номером или нет, материальная часть вернувшейся подводной лодки требовала значительного ремонта, а экипаж был измучен изнурительным предыдущим плаванием. Пока производили ремонт, значительную часть экипажа отпустили в отпуск. Внезапно появилась необходимость внепланового дежурства.

Причина и цели этого дежурства до сих пор не обнародованы. Хотя полностью ремонт не был завершён, а очередная ПЛ оказалась «не готовой», и по устоявшемуся порядку командование ТОФ начало «выпихивать» в поход лодку К-129. Состав доукомплектовали подводниками с других кораблей и группой матросов-учеников.

24 февраля 1968 года подводная лодка К-129 под командованием капитана первого ранга Владимира Кобзаря вышла из бухты. Судно имело на борту три баллистические ракеты Р-13 с подводным стартом и ядерными головными частями большой мощности, кроме того – две торпеды с ядерными зарядами.

В течение первых 11 суток похода связь с ПЛ проходила в штатном режиме. На 12-е сутки К-129 не подала сигнал о проходе контрольного рубежа.

Контрольные радиограммы остались без ответа, полёты разведывательной авиации не принесли результатов. К расчётной точке маршрута К-129 штаб ТОФ направил поисковую спасательную экспедицию из более чем 30 кораблей разного класса. Но ни с воды, ни с воздуха следов гибели субмарины увидеть не удалось.

Находящиеся в районе поиска американские военные корабли указали на огромное масляное пятно площадью около 20 миль. Анализ масляной плёнки показал, что пятно соляровое и присуще подводным лодкам ВМФ СССР.

Поиски продолжались в течение 73 суток, после их завершения следовало разослать похоронки родственникам. Но в штабе ТОФ хватились, что нет заверенного капитаном ПЛ списка членов экипажа. Пришлось составлять такой список «методом исключения», и похоронки отправили по 98 адресам.

США: американцы нашли затонувшую подлодку в течение нескольких недель

Обладая современными технологиями, ЦРУ запустило уникальный проект по поднятию с морского дна части лодки К-129 в августе 1974 года.

629project(2)
ss_AzorianRaisingK129-1

Поскольку К-129 затонула на очень большой глубине, около 5000 м, специально для проведения операции был сконструирован и построен корабль Гломар Эксплорер, оснащённый уникальным оборудованием для сверхглубоководных работ. Операция тайно проводилась в международных водах и была замаскирована под геологоразведочные работы на морском шельфе.

Курс беды

…Под покровом темноты ранним утром 24 февраля 1968 года дизель-электрическая подводная лодка «К-129», бортовой номер “574”, покинула бухту Крашенинникова и взяла курс в Тихий океан, к Гавайским островам.

k-129_00

Подводная лодка проекта 629-А. Предельная глубина погружения – 300 м. Вооружение – 3 баллистические ракеты Р-21, торпеды с ядерными БЧ. Автономность -70 суток. Экипаж – 90 чел.

8 марта, в поворотной точке маршрута, подводная лодка не подала сигнал о проходе контрольного рубежа. Слабая надежда, что лодка дрейфует в надводном положении, лишенная хода и радиосвязи, иссякла через две недели.

Началась по-настоящему крупная поисковая операция. На протяжении 70 дней три десятка кораблей Тихоокеанского флота обследовали весь маршрут «К-129» на протяжении от Камчатки до Гавайев. На всем пути брались пробы воды на радиоактивность (на борту подлодки было атомное оружие). Увы, лодка канула в неизвестность.

clip_image002

Экипаж погибшей лодки.

Осенью 1968 года родным пропавших без вести моряков из экипажа «К-129» по городам Советского Союза были разосланы скорбные извещения, где в графе «причина смерти» значилось: «признать умершим». Факт исчезновения субмарины военно-политическое руководство СССР скрыло от всего мира, тихо исключив «К-129» из состава ВМФ.

Единственный, кто помнил про погибшую лодку, было Центральное Разведывательное Управление США.

Аврал

Атомная подводная лодка «Barb» (SSN-596) несла дежурство в Японском море, когда случилось нечто неожиданное. В море вышел большой отряд советских кораблей и подводных лодок. Удивление вызывало то, что сонары кораблей ВМФ СССР, в том числе подлодок, постоянно «работали» в активном режиме.

Вскоре стало ясно, что русские ищут вовсе не американскую лодку. Их корабли быстро смещались к востоку, заполняя радиоэфир многочисленными сообщениями. Командир USS «Barb» доложил командованию о случившемся и высказал предположение, что, судя по характеру «мероприятия», русские ищут свою затонувшую лодку.

clip_image003

Место гибели К-129

Специалисты ВМС США принялись прослушивать километры магнитофонных записей, полученных с донных акустических станций системы SOSUS. В какофонии звуков океана им удалось найти фрагмент, где был зафиксирован «хлопок».

Сигнал поступил с донной станции, установленной на возвышении Императорских Гор (участок океанского дна) на расстоянии свыше 300 миль от предполагаемого места катастрофы. Учитывая точность пеленгования SOSUS в 5-10°, положение «К-129» было определено в виде «пятна» размером в 30 миль.

Советская подлодка затонула в 600 милях к северо-западу от о. Мидуэй (Гавайский архипелаг), посреди океанской впадины на глубине 5000 метров.

Решение

Официальный отказ правительства СССР от затонувшей «К-129» привел к тому, что она стала «бесхозным имуществом», таким образом, любая страна, обнаружившая пропавшую подлодку, считалась бы ее владельцем. Поэтому в начале 1969 г. в ЦРУ начались дискуссии о возможности подъема ценного оборудования с советской подлодки со дна Тихого океана.

Американцев интересовало буквально все: конструкция подлодки, механизмы и инструменты, сонары, документы. Особый соблазн вызывала мысль проникнуть в радиосвязь ВМФ СССР, «расколоть» шифры радиообмена.

clip_image004

Если удастся извлечь аппаратуру радиосвязи, можно с помощью ЭВМ вскрыть алгоритмы кодировки информации, понять ключевые законы разработки шифров СССР, т.е. вскрыть всю систему развертывания и управления Военно-морским флотом Советского Союза. Не меньший интерес представляло ядерное оружие на борту лодки: особенности конструкции МБР Р-21 и боевых частей торпед.

К июлю 1969 был готов четкий план на несколько лет вперед и работа закипела. Учитывая огромную глубину, на которой затонула «К-129», успех операции оценивался в 10%.

Миссия Хэлибат

Для начала нужно было установить точное местонахождения «К-129» и оценить ее состояние. Этим занялась атомная подлодка для специальных операций USS «Halibut» (Палтус).

Бывший ракетоносец был основательно модернизирован и насыщен «под завязку» океанологическим оборудованием: боковыми подруливающими устройствами, якорным устройством с носовым и кормовым грибовидным якорем, водолазной камерой, дальним и ближним боковыми сонарами, а также глубоководным буксируемым модулем «Fish», оснащенным фото-, видео-оборудованием и мощными прожекторами.

1381361893_halibut

USS Halibut (SSN-587)

Когда «Хэлибат» оказалась в расчетной точке, потянулись дни напряженной работы. Каждые шесть дней поднимали глубоководный аппарат, чтобы перезарядить в фотокамерах пленку. Тогда в бешеном темпе работала фотолаборатория (камера делала 24 кадра в секунду).

И вот однажды на стол лег снимок с четко очерченным пером руля подводной лодки. «К-129» легла на дно океана по неофициальным сведениям в точке 38°5′ с.ш. и 178°57′ в. д. (по другим данным – 40°6′ с. ш. и 179°57′ в. д.) на глубине 16 500 футов.

Точные координаты местонахождения «К-129» до сих пор являются государственным секретом США. После обнаружения «К-129», «Хэлибат» сделала еще 22 тысячи снимков советской субмарины.

clip_image006

Обломки К-129 на дне

Первоначально планировалось с помощью телеуправляемых подводных аппаратов вскрыть корпус «К-129» и извлечь нужные американским спецслужбам материалы с борта субмарины без подъема самой лодки. Но в ходе миссии «Хэлибат» было установлено, что корпус «К-129» разломлен на несколько крупных фрагментов, что давало возможность поднять целиком интересные для разведчиков отсеки с пятикилометровой глубины.

Особую ценность представляла носовая часть «К-129» длиной 138 футов (42 метра). ЦРУ и ВМС обратились за финансовой поддержкой в конгресс, конгресс – к президенту Никсону, и проект AZORIAN стал реальностью.

История Гломар Эксплорер

Фантастический проект потребовал специальных технических решений.

В апреле 1971 г. на верфи Shipbuilding Dry Dock Со. (Пенсильвания, Восточное побережье США) было заложено судно MV Hughes Glomar Explorer. Исполин, полным водоизмещением 50.000 тонн, представлял собой однопалубное судно с «центральной прорезью» над которой размещалась гигантская А-образная вышка, кормовым расположением машинного отделения, носовой двухъярусной и кормовой четырёхъярусной надстройками.

21411560
824952
Hughes Glomar Explorer-01
clip_image008

Почти треть судна занимал «Лунный бассейн» размерами 60, 65 х 22, 5 х 19, 8 м, который служил в качестве дока для размещения глубоководного захвата, а затем и частей поднятой подводной лодки. Заполненный водой, он выглядел, как гигантский плавательный бассейн, если не считать краны на каждом углу. Снизу бассейн закрывался створками с резиновыми уплотнителями.

clip_image009

Компоновка на палубе судна «Hughes Glomar Explorer» основного оборудования, используемого при монтаже трубных колонн (подъемных труб): 1—мостовой кран; 2—главная палуба; 3—«лунный бассейн»; 4—А-образная рама; 5—наружный подвес кардана; 6—внутренний подвес кардана; 7—основание грузового устройства; 8—вышка; 9—трубоподающий лоток; 10—тележка трубоподающего лотка; 11—трубоперегрузочный кран; 12—подъемник для труб.

Один из мифов о проекте «Азориан» – «К-129» разломилась при подъеме и большая часть упала на дно – опровергается несоответствием размеров «Лунного бассейна» (длина 60 метров) и длины корпуса «К-129» (длина по КВЛ – 99 метров). Уже изначально было запланировано, что будет поднята только часть субмарины.

clip_image010

По диаметральной плоскости , в нос и в корму от центральной прорези, были установлены подвижные колонны, предназначенные для приема захватного устройства с погруженной баржи. Они напоминали по внешнему виду выдвижные опоры на морских буровых установках и, по замыслу авторов, должны были вводить в заблуждение наблюдателей этого странного судна, что им на первых порах удалось.

Так, 11 мая 1975 г. в журнале «Парад» была помещена фотография судна «MV Hughes Glomar Explorer» с утверждением, что эти колонны опираются на дно. Позже анализ зарубежных публикаций позволил советским специалистам определить их истинное назначение.

clip_image011

Контракт на проектирование судна ЦРУ заключило с компанией Hughes Tool Со. Выбор этой фирмы был не случаен. Именно ее глава Говард Хьюз, миллиардер и авантюрист, лучше всех подходил для роли главного организатора и творца этой амбициозной затеи.

Именно у Хьюза были созданы первые лазеры, а затем первые американские искусственные спутники . Системы наведения ракет, трехмерные радары – все это производили компании Хьюза. В 1965-1975 гг. контракты с МО США только компании Hughes Aircraft составляли 6 млрд. долл.

2

В это же время, на верфях National Steel Shipbuilding Corp. в Сан-Диего (Калифорния, Зап. Побережье США) строилась баржа НМВ-1 (Hughes Marine Barge) и глубоководный захват Clementine. Подобное рассредоточение производств обеспечивало полную секретность операции.

Даже инженеры, напрямую задействованные в проекте, по отдельности не могли понять назначение этих устройств (корабля, захвата и баржи).

После серии испытаний на Восточном побережье, 13 августа 1973 г. «Гломар Эксплорер» отправился в 12 000-мильный круиз в обход м. Горн и 30 сентября благополучно прибыл в Лонг Бич (Калифорния). Там, вдали от любопытных глаз, в тихой бухте острова Санта Каталина его поджидала баржа HMB-1 с установленным на ней захватом.

clip_image013

Процесс погрузки «Клементины» на Glomar Explorer

Баржу медленно погрузили и зафиксировали на глубине 30 м, над ней встал «Гломар Эксплорер»; створки его центрального разъема раздвинули и две колонны опустили в воду; в это время крыша баржи открылась, и колонны, как китайские палочки при еде, переместили «Клементину» внутрь судна – в «Лунный бассейн».

Как только захват попал на борт корабля, были закрыты массивные подводные створки и откачана вода из внутреннего бассейна. После этого на судне началась огромная, невидимая для постороннего глаза, работа по монтажу захвата, присоединения всех кабелей, шлангов и датчиков.

Клементина

Холодное лето 1974 года, впадина севернее острова Гуам в западной части Тихого океана. Глубина 5000 метров…Каждые 3 минуты краном подается секция длиной 18,2 м. Всего таких секций 300, каждая прочна, как ствол орудия.

hmb1-1

Опускание и подъем глубоководного захвата «Клементина» происходят с помощью трубной колонны – подъемной трубы, длиной 5 километров. Каждая секция трубы имеет коническую нарезку, секции тщательно вворачивается друг в друга, пазы обеспечивают надежное запирание всей конструкции.

За действиями «Гломар Эксплорер» с интересом наблюдали советские моряки. Сама цель операции для них не ясна, но факт проведения глубоководных работ посередине Тихого океана вызывал у командования ВМФ СССР подозрение.

hughes_glomar_explorer_tshirt

В результате технических неполадок в ходе подъёма лодки её корпус разломился и бóльшая часть снова затонула, окончательно разрушившись при контакте с грунтом, на борт «Гломар Эксплорер» была поднята лишь носовая секция.

Хотя официальная информация остаётся засекреченной, исследователи полагают, что баллистические ракеты, кодовые книги и другое оборудование осталось на дне, поэтому считается, что цели операции не были достигнуты в полной мере.

Находившиеся неподалеку Корабль измерительного комплекса «Чажма» и спасательный буксир СБ-10 доставили янки немало хлопот. Из опасений , что русские возьмут «Гломар Эксплорер» штурмом, пришлось завалить ящиками вертолетную площадку и поднять на ноги весь экипаж.

Тревожные данные поступили из «Лунного бассейна» – обломки лодки радиоактивны, очевидно разрушился один из ядерных зарядов.

clip_image015

«Клементина» с частями «К-129» поднимается на борт судна, «Гломар Эксплорер» и уходит со своей добычей на Гавайи…

К сожалению, на этом заканчивается отчет ЦРУ, опубликованный 12 февраля 2010 г.

1279798076_yekipazh

Мемориал памяти подводников «К-129» в гарнизоне Вилючинск

Некоторые события, имеющие отношение к проекту

В октябре 1992 г. директор ЦРУ Роберт Гейтс на встрече в Москве передал Б. Ельцину видеопленку с записью ритуала захоронения тел 6 советских подводников из экипажа «К-129».

Троих из них: торпедиста матроса В. Костюшко, старшего гидроакустика матроса В. Лохова и старшего торпедиста матроса В. Носачева удалось опознать по документам. Тела всех шестерых поместили в контейнер (останки были радиоактивны).

Затем с соблюдением советского военно-морского ритуала погребения, 4 сентября 1974 года, под молитву капеллана на русском и английском языке и под гимны СССР и США, контейнер опустили в океан. К чести янки, церемония была проведена искренне и с уважением к советским морякам.

133721_7409_L

«Гломар Эксплорер» продолжает поиски в глубинах Мирового Океана. В настоящее время уникальный корабль утюжит дно около Индонезии.

В конечном итоге, США получили серьезный козырь в Холодной Войне, а проект «Азориан» стал выдающимся достижением морской инженерии ХХ века.

2

Советская разведка считала, что главной целью операции «Дженнифер» было, если говорить на морском жаргоне, «расколоть» шифры радиообмена, в частности, в радионаправлении «берег – подводные лодки». И если на затонувшей К-129 есть секрет такого шифра, то с его помощью можно расшифровать все записи переговоров, сообщения и приказы за несколько лет того периода и даже вскрыть систему развёртывания и управления военно-морскими силами СССР.

Glomar Explorer и док-камера НСС-1 подняли не всю подводную лодку – при подъёме корпус ПЛ разломился примерно посередине. Кормовая часть ПЛ, с 4-го по 8-й отсеки, вывернулась из клешней и опустилась на дно океана. Таким образом, в клешнях док-камеры НСС-1 остались 1-й, 2-й и часть 3-го отсеков К-129. Однако именно в этих отсеках, как правило, хранятся шифровальные документы, аппаратура ЗАС-связи, боевые пакеты и пр. Так что специалисты ЦРУ посчитали свою работу выполненной.

Из носовой части ПЛ были извлечены 60 погибших подводников, тела которых, как писали американские газеты, за семь лет совершенно не тронуты тленом. Это количество даёт основание полагать, что на ПЛ в момент катастрофы проводилось какое-то мероприятие (возможно, киносеанс), и в этой части лодки собрались свободные от вахты матросы.

Тела шести подводников были перезахоронены в море по принятому в советском ВМФ ритуалу – их завернули в советский военно-морской флаг и опустили в воду под звуки гимна. Этот процесс был заснят на цветную киноплёнку, которая до времени хранилась в сейфе ЦРУ. Куда делись остальные извлечённые из корпуса ПЛ тела, неизвестно до сих пор.

Почему погиб подводный корабль

Версия № 1
Как заявил отдел разведки ТОФ, сразу же с момента выхода К-129 из бухты Крашенинникова за ней было установлено скрытое слежение «дежурившей» в Авачинском заливе американской атомной подводной лодки Swardfish, которая, по имевшимся разведданным, в указанный период в базах 7-го и 3-го флотов США не отмечалась.

Вероятно, что при таком скрытом слежении Swardfish удерживалась в кормовых «теневых» секторах К-129, следуя за ней на малошумных скоростях малых ходов. Swardfish применяла разные манёвры, периодически сближаясь на критические дистанции и даже «подныривая». Что, скорее всего, и привело к столкновению этих лодок, которое произошло предположительно вечером 7 марта на удалении от Камчатки около 1230 миль.

Известно, что 11−12 марта, предположительно через 3−4 суток после невыхода К-129 на связь, Swardfish в тёмное время суток прибыла на японскую военно-морскую базу Йокосука со смятым ограждением боевой рубки. В течение ночи был произведён «косметический» ремонт лодки с подкраской, после чего Swardfish покинула порт и убыла в неизвестном направлении. Много позднее удалось установить, что с экипажа американской лодки также была взята подписка о неразглашении какой-то тайны. Во всяком случае, Swardfish в течение последующих около 1,5 лет не отмечалась на морских просторах.

Специалисты считают несостоятельными заявления руководителей Тихоокеанского флота США, что Swardfish якобы получила повреждения от столкновения с айсбергом: в марте в центральной части Тихого океана айсберги отсутствуют, да и вообще в этот район океана они не заплывают ни в конце зимы, ни весной.

Версия № 2
Около десяти лет назад технические эксперты детально проанализировали записи американских акустических станций, сделанные в начале марта 1968 года. По их данным, звуки, которые можно определить как взрывы в ракетных шахтах, были зафиксированы 11 марта. Произошли они в подводном положении. Предполагается, что ракетное топливо в шахтах №2 и №3 сдетонировало уже тогда, когда К-129 находилась на запредельной глубине. Этот вариант отчасти подтверждается и фотографиями, сделанными с аппарата субмарины Halibat. По мнению специалистов, с 8 марта К-129 находилась в аварийном состоянии, и по неизвестным причинам не имела возможности передать радиограмму и запросить помощи. Спустя трое суток она затонула.

Версия № 3
Расследование госорганов США, основанное на непосредственном исследовании остатков корпуса судна как на дне океана, так и после их подъёма на поверхность в ходе операции «Дженнифер», пришло к выводу, что возможной причиной катастрофы К-129 стало срабатывание двигателей ракет Р-21. Есть посекундный хронометраж звуков в течение шести минут, зафиксированный акустическим наблюдением.

Версия № 4
В 2017 году капитан 2 ранга Илья Курганов выдвинул новую версию об аварии ракетного оружия на борту К-129 в шахте № 1, в результате чего подводная лодка находилась трое суток в аварийном состоянии на поверхности, после чего, 11 марта, затонула, не дождавшись помощи. При затоплении К-129 произошёл взрыв оставшихся двух ракет, который был зафиксирован акустическим наблюдением сил ВМС и ВВС США

Политические коллизии

Когда тайное стало явным, между МИД СССР и Госдепартаментом США начались выяснения отношений. МИД СССР направил первую ноту США: почему ваши спецслужбы в нарушение норм международного морского права тайно подняли наш корабль со дна океана?

В ответной ноте Госдепартамент США написал, что СССР не объявлял о затоплении своей подводной лодки, а потому мы подняли со дна океана «ничьё» оборудование.

Во второй ноте МИД СССР обвинил правительство США в надругательстве над телами советских подводников. Госдепартамент США ответил: ваши моряки перезахоронены в море по всем правилам, принятым в ВМФ СССР. И направил им копию киносъёмки.
Советским дипломатам ничего не оставалось, как промолчать.

А советские шифры по чистой случайности американцам не достались. Командир К-129 капитан Владимир Кобзарь был высокого роста и всегда мучился в своей капитанской тесной и короткой каюте. В период ремонта подводной лодки он, в отступление от проекта, упросил главного строителя перенести шифр-рубку из капитанской каюты в четвёртый (ракетный) отсек.

После аварии К-129 этого строителя разыскали, и он клятвенно подтвердил, что рубку перенёс в тот самый отсек, который вырвался из клещей док-камеры НСС-1. Таким образом секретные шифры ВМФ СССР остались нетронутыми на дне океана. Это подтверждается и тем, что впоследствии американцы не раз пытались поднимать и кормовую часть ПЛ.

Источники: www.rg-rb.deussrlife.blogspot

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.