“Отправляем десятками. Все идет”. “Мотор Сич” во время войны поставляла двигатели для РФ

Вячеслав Богуслаев, 83, президент и экс-владелец одного из крупнейших в мире производителей авиадвигателей “Мотор Сич”, задержан. Ему грозит до 15 лет тюрьмы по подозрению в коллаборационизме. Мог ли украинский завод поставлять в Россию авиадвигатели, которые используются для убийства украинцев?

 Сотрудники Службы безопасности 22 октября задержали президента “Мотор Сич” Вячеслава Богуслаева и начальника департамента внешнеэкономической деятельности предприятия Олега Дзюбу.

Задержанным объявили о подозрении по двум статьям: 111-1 (коллаборационная деятельность) и 111-2 (пособничество государству-агрессору). Руководство завода обвиняется в незаконных поставках авиадвигателей для российских ударных вертолётов типа:

  • Ми-8АМТШ-ВН “Сапсон”;
  • КО-52 “Аллигатор”;
  • Ми-28Н “Ночной охотник”.

24 октября Шевченковский районный суд взял Богуслаева и Дзюбу под стражу. В течение следующих 60 дней, пока следователи будут вести досудебное расследование, они будут находиться в изоляторе, сообщает СБУ.

Статьи о коллаборационизме и пособничестве появились в Уголовном кодексе с марта 2022 года, напоминает Станислав Борис, советник по безопасности бизнеса Juscutum. “Незаконными по этим статьям считаются только те действия, которые были совершены после марта этого года, то есть уже в разгар полномасштабной войны”, — говорит Борис.

“Мотор Сич” продолжала сотрудничать с россиянами после 24 февраля 2022 года, подчеркивает СБУ. Служба выложила аудиозаписи якобы телефонных разговоров Богуслаева с марта 2022 года с представителем московской компании “Владимир Климов — Мотор Сич”. На записи Богуслаев уточняет, через какую страну можно оформить поставки: Хорватию, Киргизию или Казахстан.

В мае 2022 года Богуслаев, по данным СБУ, говорит представителю российского “Росвертолета”, что “отправляет десятками. Всё идет, всё нормально.

Кто такой Вячеслав Богуслаев

Вячеслав Богуслаев — типичный представитель “красных директоров”. С 1988-го по 2013 год он занимал должность генерального директора “Мотор Сич”. В 1990-х предприятие было приватизировано. Львиную долю акций должны были выкупить бывшие и нынешние сотрудники завода. Однако фактический контроль над предприятием получил Богуслаев.

С 2000 года Богуслаев имеет российский паспорт, по данным “Радио Свобода”, четыре раза был избран народным депутатом Украины от “Партии регионов”, а с 2014 года как самовыдвиженец. Несколько раз был членом комитета Верховной Рады по национальной безопасности и обороне.

Крайний слева Малыш Анатолий

“Думаю, это все неправда”, — говорит бывший глава наблюдательного совета “Мотор Сич” Анатолий Малыш в ответ на вопрос Forbes, поставляет ли предприятие свою продукцию в РФ. “А раньше можно было”, — добавляет он. От более развернутого комментария отказался.

Поставки в Россию отрицает также директор по связям с общественностью “Мотор Сич” Руслан Пидорич. В конце августа 2014 г. Украина запретила экспорт в Россию товаров военного и двойного назначения. После этого поставки “Мотор Сич” в РФ снизились до нуля, уверяет он.

С 24 февраля Служба экспортного контроля Украины запретила “Мотор Сич” экспорт товаров без согласования службы, Министерства обороны и ВСУ, говорит Пидорич. “Куда поставлялось — тайна для широкой общественности, но не для этих структур”, — говорит он.

Куда экспортирует “Мотор Сич”

Россия была крупнейшим импортером продукции “Мотор Сич” до 2017 года, по данным YouControl. С 2017 года первое место занял Китай, а доля России сократилась сначала до 25% с 70%, а с 2018 года — до 3%.

Однако выросла доля стран, куда “Мотор Сич” раньше не снабжала продукцию в больших объемах. К примеру, в 2018 году 20—25% поставок пришлось на Латвию, 15—20% — на Боснию и Герцеговину, 10—15% — на Гонконг, 5—10% — Объединенные Арабские Эмираты.

Для обхода ограничений на торговлю с РФ “Мотор Сич” использовала подконтрольные коммерческие структуры в трех странах Ближнего Востока, Европы и Восточной Азии, говорит СБУ. “После получения военной продукции “посредники” переправляли ее в РФ”, — говорится в сообщении Службы безопасности.

Рекордные доходы от экспорта “Мотор Сич” получила в 2018 году — 23,5 млрд грн. В 2021 году предприятие заработало на экспорте до 5,5 млрд. грн., свидетельствуют данные YouControl.

Чистая прибыль “Мотор Сич” в 2020 году — 840,8 млн грн за выручки 11,4 млрд грн, по данным YouControl.

Почему Россия зависит от “Мотор Сич”

Россия до сих пор не смогла освоить собственное производство авиадвигателей в достаточном количестве, говорит директор информационно консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец.

Российский завод “Климов” пытался заместить продукцию “Мотор Сич”, но потерпел неудачу. “Этот завод производит двигатели для вертолетов, но медленно и низкого качества”, — говорит Згурец.

Однако и “Мотор Сич” зависит от России как крупнейшего потребителя техники для советских военных вертолетов.

“Мотор Сич” пыталась выйти на новые рынки, говорит Згурец. Например, в 2021 году “Мотор Сич” подписала соглашение о сотрудничестве с турецкой Baykar Makina. Украинский завод должен был производить двигатели АИ-450 для беспилотных комплексов Akinci и двигатели АИ-25 для перспективного реактивного турецкого БПЛА MIUS.

Также “Мотор Сич” участвовала в ряде программ, например, создании собственного среднего вертолета “Отаман”, модернизации вертолета Ми-2 и создании композитных лопастей для Ми-24, говорит Згурец.

Этих проектов было мало, чтобы полноценно заместить российский рынок, говорит экс-руководитель госкомпании “Укрспецэкспорт” в 2005—2010 годах Сергей Бондарчук.

Китайский инвестор последней надежды

В 2016 году “Мотор Сич” находилась на грани закрытия, говорил в 2019 году Богуслаев. Поэтому он решил продать завод китайским инвесторам. Они, по его словам, обещали $250 млн инвестиции, совместный завод в Китае и выход на китайский рынок.

В начале июня 2017 года владелец китайской компании Beijing Skyrizon и украинский производитель авиадвигателей “Мотор Сич” попросили Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) одобрить их слияние. Согласно представленным документам, гражданин Китая через подконтрольные структуры уже владел 41% акций “Мотор Сич”.

Инвесторы из Китая купили контрольный пакет “Мотор Сич” через оффшоры около $700 млн, заявил в апреле 2021 года глава фракции “Слуга народа” Давид Арахамия.

Почти 53% акций компании принадлежат малоизвестным компаниям, зарегистрированным в Панаме, Белизе, Виргинских островах и Кипре. Еще 5% гражданина Китая Ван Синьлея, свидетельствуют данные Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

Китайские инвесторы заинтересовались акциями “Мотор Сич” еще в 2014—2015 годах, вспоминает в интервью УП Томаш Фиала, генеральный директор инвестиционной компании Dragon Capital. “Тогда они обратились к нам как к брокеру с просьбой выкупить миноритарные пакеты “Мотор Сич”. Таким образом, через нас прошло, может быть, 15—20% акций завода”, — говорит он.

Покупка акций прошла без одобрения АМКУ, и в сентябре того же года СБУ возбудила уголовное дело по статьям о диверсии и подготовке к преступлению, а Шевченковский райсуд Киева арестовал акции компании. Против этого соглашения были США и Япония. Арест акций не позволяет провести собрание акционеров и получить дивиденды или изменить менеджмент.

В ответ китайские инвесторы в конце 2020-го направили иск в международный арбитраж, чтобы взыскать с Украины $3,5 млрд. Они считают, что Киев нарушил соглашение о защите инвестиций между Украиной и Китаем с 1992 года.

В ноябре китайские инвесторы предоставили новые доказательства международному арбитражному суду в Гааге, требования выросли до $4,5 млрд.

Дело Богуслаева может помочь в международном суде, говорит Станислав Борис, советник по безопасности бизнеса Juscutum. “Собранные доказательства могут быть вовлечены в дело против китайских инвесторов и усилить позицию Украины”, — говорит он.

Игорь ОРЁЛ

Forbes-Украина

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.