ЗА БОРТОМ: корабли «Фридом» ВМФ США превратились в металлолом

Крупный скандал разворачивается в военно-морском сообществе США. Выяснилось, что целый класс кораблей, на которые Америка еще пару десятилетий назад возлагала большие надежды, оказался полностью небоеспособен. В чем именно заключаются проблемы с этими кораблями, почему они обнаружились только сейчас и какое отношение к происходящему имеет гигантская коррупция в США?

Политические события в США затмили собой все, что происходит в этой стране. В том числе одно, связанное с ВМС событие, которое обязательно бы рвануло, не переизбирайся в этот момент Дональд Трамп в президенты.

Речь идет о целом типе боевых кораблей как уже сданных ВМС США, так и еще строящихся – так называемых литоральных боевых кораблях (Littoral combat ship – LCS) типа «Фридом» (Freedom). И дело не в том, что они бесполезны. И не в запредельной стоимости. И даже не в том, что редукторы корабельной главной энергетической установки (ГЭУ) не выдерживают максимальный ход, и со скоростью 47 узлов, которая была коньком этого проекта, он не сможет ходить никогда – с этим тоже смирились.

Но в конце 2020 года выяснилось, что они вообще не могут двигаться быстрее сухогруза более-менее длительное время. То есть это не просто металлолом, это еще и почти неподвижный металлолом.

Замысел и реализация

На рубеже 90-х и 2000-х годов, еще до 11 сентября, в безднах американского высшего военно-политического руководства царила эйфория. Великая Америка являлась единственной сверхдержавой. Полумертвая Россия клянчила у МВФ кредиты и пыталась не проиграть войну нескольким тысячам бандитов на Кавказе.

Китай уже был фабрикой мира, но у этой фабрики не было ничего такого, что могло бы угрожать американскому владычеству. Америка могла развязывать войны, нападать на другие страны, объявлять добро злом и наоборот, да и вообще делать абсолютно все что угодно.

Эйфория от всемогущества, с одной стороны, привела к отказу от вложений в такие вещи, как гиперзвуковое оружие, а с другой – породила целый класс вооружений и военной техники, куда более подходящих для карательно-полицейских операций в разрушенных слаборазвитых странах, нежели для реальной войны с сильным противником.

Программа LCS, как и другое громкое фиаско Пентагона – эсминцы «Зумвалт», это продукт той эпохи, когда господство Америки казалось вечным и неоспоримым. Это средства для окончательной силовой зачистки последних очагов сопротивления на планете. В таком виде они задумывались, в таком виде их построили, но построили как раз тогда, когда задача оказалась неактуальной. Кроме того, построили плохо. И если «Зумвалт» всего лишь получил излишне дорогое радиоэлектронное вооружение (РЭВ) и пушки со снарядами по миллиону долларов за штуку, то LCS оказались куда более «неправильными».

Изначально концепция была следующая. Нужен небольшой, малозаметный и очень быстрый корабль, на котором можно быстро сменить оружие. Такой корабль можно будет бросить в бой в прибрежной (литоральной) зоне противника – и пользуясь поддержкой американской палубной авиации, он там сможет действовать как лиса в курятнике.

Надо сказать, что против стран с флотом уровня сирийского или северокорейского это сработало бы тогда, сработает и сейчас. Береговые радиолокационные станции (РЛС) этих стран обнаруживать малозаметные, «стелсовые» цели не могут. Случайное обнаружение такого корабля будет несущественно, потому что пока информация пройдет все командные цепочки и ударные силы приступят к выполнению боевой задачи, скоростной корабль просто уйдет. Против подлодок это тоже было эффективно – на большой дистанции или при стрельбе торпедой «вдогон» такой корабль почти неуязвим из-за скорости, превосходящей таковую у старых советских торпед.

Все бы ничего, но концепция начала обрастать подробностями – точно, как было показано в старой комедии «Войны Пентагона». Этот корабль решили сделать модульным. Предполагалось, что замена модулей позволит быстро и недорого менять назначение корабля – от противолодочного до базирования десанта. Это и стало катастрофой проекта. Модули потребовали внутренних объемов, объемы увеличили корпус, большой корпус потребовал более мощной ГЭУ, а она в него не помещалась, корпус пришлось еще увеличить, и опять потребовалась новая, еще более мощная ГЭУ…

Плюс ко всему, модули эти были не какими-то изделиями, а комплексами оружия и техники, включавшими в себя вертолет. А где вертолет, там и ангар для него, и диспетчерский пункт, и запасы топлива, а это опять объемы и, как следствие, обводы…

То, что произошло дальше, у англоговорящих называется «спираль смерти». Это когда любой шаг заставляет игрока давать круги вокруг смертельного финала и потом его все-таки встретить. Эти спирали крутились с проектом LCS и в итоге превратили его в нечто совершенно бессмысленное.

Мощная ГЭУ, которая очень дорого стоит и требует непропорционально много топлива для такого корабля. Водометы, чтобы получить нужную скорость – и, как следствие, жесточайшие ограничения по заходам в регионы с холодным климатом: водометы не выносят ледяной крошки (шуги), их сопла без прогрева обледеневают. Высочайший уровень автоматизации и минимальный экипаж – как следствие, личный состав перегружен работой. Каждый матрос и младший офицер имеют две должности, которые на больших кораблях занимают два человека, переутомление страшное. А самое главное – в бою просто некому будет вести борьбу за живучесть.

Почти полное отсутствие оружия – корабли имеют пушки калибром 57 мм, пулеметы, пусковую установку зенитных ракет малой дальности, две малокалиберных автоматических пушки для отстрела моторок с террористами-самоубийцами или чего-то подобного, а также вертикальные пусковые установки для управляемых ракет «Хеллфайр» малой (менее 10 километров) дальности – для отстрела тех же моторок, если их будет много.

Бой с отрядом ракетных катеров для отряда «литоральных кораблей» окончился бы гибелью, если бы не удалось поднять в воздух вооруженные противокорабельными ракетами вертолеты и ударить ими с безопасного расстояния. Но надо, чтобы эти ракеты были на борту, чтобы для вертолетов к этому моменту не кончилось топливо, чтобы погода позволяла поднять их с палубы, чтобы в принципе знать, что их надо поднять сейчас, а не через два часа, и отправить куда надо, а не в другое место наугад – и еще очень много всяких «если».

С модулями ожидаемо тоже ничего не вышло. Их просто не сделали.

Модуль «противомоторолодочной обороны» (ракеты малой дальности и малокалиберные пушки по бортам) готов полностью. И установлен на корабли. Вот только менять его не на что, и встает вопрос: а нельзя ли было просто это оружие встроить в корпус? Вышло бы и проще, и дешевле, и объемов бы меньше заняло. Его все равно никогда не будут ни снимать, ни менять. Противоминные системы готовы наполовину – а значит, применяться по предназначению без ограничений не могут. Спецназ тоже можно возить, но его хоть на чем можно возить, это не великое достижение. А все остальное – провалилось. Пока, по крайней мере.

Поверх всего этого ужаса проехался паровой каток американской коррупции. За лакомый пирог нового класса кораблей бились два гиганта: «Дженерал Дайнемикс» со своим тримараном класса «Индепенденс» (Independence – независимость) и «Локхид Мартин», взявший за основу своего класса «Фридом» обводы скоростной итальянской яхты. В теории остаться должен был только один – но, увы, они оказались слишком сильными оба.

В результате, вопреки всей практике военно-морского строительства, ВМС заказали сразу две серии кораблей одинакового назначения, но разной конструкции. Не отказывать же уважаемым людям, потом-то ведь надо будет как-то жить после пенсии, а как?

Ничего не остановило этот «распил бюджета» – по-американски огромный и наглый. В 2005 году был заложен первый «Фридом», а в 2006-м – первый «Индепенденс». Корабли строились очень быстро, и с 2008-го (первый «Фридом») стали вступать в строй. К тому моменту, конечно, ни о какой силовой зачистке человечества легкими пушечками и малогабаритными ракетами США уже и мечтать не могли, но контракт есть контракт.

Кто-то скажет: «Это какой-то позор!». Нет. Это не позор, это только прелюдия. Позор наступил позже.

Расплата

Вскоре после поступления кораблей на службу выяснилось, что даже просто для вояжей их использовать нельзя – очень короткие межремонтные интервалы, считанные недели. ВМС США аккуратно исключили эти корабли из своих «деплойментов» – развертываний сил в Мировом океане. Их походы можно было пересчитать по пальцам.

При этом постоянно происходили скандалы. Так, ВМС были пойманы на переписывании задним числом концепций боевого применения этих кораблей, чтобы оправдаться за недостижение ими требуемых характеристик. Оказалось, что на замену модуля вместе с походом за ним в порт (в тот, где он лежит, а не в любой), его извлечением с хранения, расконсервацией, проверкой, установкой на корабли и возвращением на театр военных действий может уйти до месяца, что лишало идею модульности всякого смысла. Оказалось, что сокращенные экипажи зачастую не справляются с нагрузками, автоматизация не спасает. Оказалось, что у кораблей «Индепенденс» быстро гниет корпус.

Но главная беда пришла, откуда не ждали. В 2016 году в сенатском комитете по вооруженным силам разбирали проблемы этого типа кораблей. Оказалось, что «Фридом» более нежный, чем «Индепенденс», и ломается чаще, так имели место отказы водометов и поломка редуктора на корабле «Милуоки», пятом в серии. ВМС валили все на личный состав, но с «Милуоки» так не получилось.

У «Фридомов» ГЭУ состоит из совместно работающих на общий редуктор дизелей и турбин, последние подключаются через сцепление тогда, когда нужна скорость. На «Милуоки» в 2016 году отключение турбины не вызвало полного отключения сцепления, как должно было бы, и редуктор одного из бортов разрушился. Тогда флот в очередной раз переписал концепцию и объявил этот случай единичным, а вместо максимальной скорости 47 узлов у кораблей типа «Фридом» стала фигурировать в документах скорость «более 40». В тот раз ВМС удалось замести мусор под ковер.

Из всего этого надо было как-то выпутываться. С 2014 года ВМС США начали программу вооружения кораблей противокорабельными ракетами. Это теоретически поднимало их боевую ценность – теперь они могли воевать, пусть и с потерями. С 2018 года поставки ракет NSM начались. Так ВМС США сняли с себя обвинения в покупке безоружных кораблей.

Но все испортило обострение отношений с Китаем при Трампе и его планы увеличить численность ВМС США. LCS с их быстрыми сроками постройки были главными кандидатами на наращивание количества вымпелов, но корабли надо было проверить в деле. И проверили.

Осенью 2020 года, в ходе выполнения операций по борьбе с наркотрафиком в Карибском бассейне, сначала у «Детройта», а потом у «Литтл Рок» (оба типа «Фридом») разлетелись редукторы – так же, как и у «Миулоки» ранее. Проблема была в том, что они и не пытались развивать проектную скорость. Но редукторы развалились все равно.

Скрыть не получилось, и ВМС США, сжав зубы, проверили редукторы на всех кораблях серии. Итог был ужасен. Редукторы имеют конструктивный дефект – подшипники сцепления не выдерживают нагрузок при ходе «под турбинами». Это так у каждого из кораблей типа «Фридом», даже у строящихся. И это неисправимо. Заменить редукторы на другие невозможно, отремонтировать имеющиеся тоже. Все корабли типа «Фридом» небоеспособны. Без турбин они не могут ходить быстрее 12 узлов, а это скорость старенького сухогруза. Неплохо для корабля ценой 362 млн долларов за штуку.

Сейчас ВМС США совместно с производителем редукторов (фирмой «Ренк») ищут выход. Командующий морскими операциями ВМС США адмирал Майкл Гилдэй в ходе одного из интервью назвал эти корабли словом «чума», и есть отчего. Это по-настоящему большая проблема – целая серия очень дорогих, но мертвых кораблей, которые нельзя оживить. И которая продолжает строиться! В специализированной американской прессе стоит скрежет зубовный, некоторые авторы призывают просто порезать все корабли «Фридом» на металл, а последний законтрактованный просто не заказывать, оплатив неустойку. И они, видимо, правы.

Фактически хороших решений у ВМС США в этой ситуации нет. «Ренк» может и не решить проблему. И если «Индепенденс» будут служить до списания с ракетами и смогут даже где-то ими повоевать, то все корабли типа «Фридом» превратились в памятники – и только политический хаос в США спасает ВМС от попадания в крупнейший за десятки лет скандал.

2

20 декабря 2016 г.Ассошиэйтед Пресс | По Мэтью Дейли

ВАШИНГТОН. Председатель сенатского комитета комитета по вооруженным силам считает, что дорогие новые военные корабли ВМФ, которые страдают от проблем с двигателями, не продемонстрировали ключевые боевые функции.

Сенатор Джон Маккейн из штата Аризона, пилот-истребитель ВМС во время войны во Вьетнаме, сказал, что 12,4 миллиарда долларов, потраченные на 26 прибрежных боевых кораблей, являются самым вопиющим примером того, что он называет «Самым расточительным в Америке: неоправданным». серия отчетов о расточительных расходах Пентагона.

В своем докладе в понедельник Маккейн называет программу прибрежных кораблей «неудачным и классическим примером» неудачного приобретения оборонных средств ». Первоначально предполагалось, что она будет стоить 220 миллионов долларов за корабль, но стоимость программы увеличилась более чем вдвое до 478 миллионов долларов за судно.

По словам Маккейна, поскольку военные сталкиваются с множеством разнообразных и сложных вызовов национальной безопасности, США «просто не могут позволить себе тратить наши драгоценные оборонные доллары на ненужные или плохо работающие программы», такие как прибрежные корабли. Они предназначены для работы на мелководье прибрежных вод.

Вице-адмирал ВМС Томас Роуден, командующий надводными силами ВМФ ранее защищал программу перед комитетом Палаты представителей по вооруженным силам, заявив, что он хорошо осведомлен о проблемах, связанных с разработкой корабля, и возглавляет усилия по поиску решений. Он сказал, что они предложили ряд рекомендаций по решению этих проблем.

«Мы изучаем проблемы. Мы изучаем, как их поддерживать, и, продвигаясь вперед, я на 100 процентов уверен, что мы решим эти проблемы и победим их», – сказал он. «Еще предстоит проделать большую работу, чтобы полностью раскрыть значительный потенциал этих кораблей».

Военно-морской флот также заявил, что стоимость каждого корабля ниже установленного Конгрессом лимита в 480 миллионов долларов, так как этот лимит был установлен в 2011 году, и стоимость производства одного корабля неуклонно снижается.

Две версии боевых кораблей были запущены в производство, чтобы удовлетворить цель ВМФ по созданию быстрого корабля для работы на мелководье прибрежных вод. Корабли, способные развивать скорость до 50 миль в час, используют управляемые водометные двигатели вместо гребных винтов и рулей для работы на мелководье.

ВМС США прекращают поставки кораблей прибрежной зоны класса Freedom

Edgar Su/Reuters

ВМС США приостановили поставки корабля прибрежной зоны разработки корпорации Lockheed Martin класса Freedom. Причиной отказа от судна стал конструктивный дефект в силовой передаче. Это уже не первая проблема, с которой сталкиваются американские кораблестроители за последние годы, что вызывает настороженность у экспертного сообщества.     

В заявлении для издания Defense News ВМС США указали на «материальный дефект» в сложной трансмиссии кораблей Freedom LCS, которая передает мощность, вырабатываемую двигателями, на их водометную силовую установку, и уточнили, что работают над устранением отмеченных недостатков.

Выявленные дефекты будут исправлены на кораблях, уже находящихся в составе американского флота. Только после устранения этих проблем возможны поставки новых LCS.

На корабле Freedom находится два газотурбинных двигателя фирмы Rolls-Royce мощностью 48 000 л. с. и два дизельных двигателя компании Colt-Pielstick мощностью 9100 л. с. — итого 57 тыс. л. с. И всю эту мощность надо передать на водометные движители корабля.

В конце 2020 года выявилось, что главные редукторы, на которые передается тяговая мощность с главных энергетических установок (ГЭУ) и вспомогательных энергетических установок (ВЭУ) кораблей этого типа, имеют неустранимый конструктивный дефект — у них не выдерживают нагрузок подшипники сцепления и редукторы разрушаются при работе с ГЭУ.

Если же отказаться от использования ГЭУ, то вместо заявленных 47 узлов корабль на ВЭУ может развивать скорость лишь в 12 узлов.

На сегодня кораблестроители передали военно-морским силам США десять кораблей типа Freedom, еще пять строятся.

Freedom LCS был разработан корпорацией Lockheed Martin и построен на верфи Fincantieri Marinette Marine. Комбинированная система передачи мощности с недавно выявленным дефектом была создана немецкой фирмой RENK AG. Военно-морские силы США, корпорация Lockheed и RENK AG в настоящее время совместно работают над устранением выявленных недостатков. По всей видимости, этот процесс растянется как минимум на месяцы.

«ВМС США в настоящее время определяют план внедрения доработок на кораблях флота», — говорилось в заявлении флота.

«Модифицированная конструкция передачи мощности от главной энергетической установки к водометным движителям будет испытана на заводе RENK AG и на новом корабле в море, прежде чем она будет принята флотом», — сказал начальник управления беспилотных и малых боевых единиц в Командовании морских систем ВМС США контр-адмирал Кейси Мотон.

По словам высокопоставленного представителя флота, военно-морские силы сообщили Lockheed Martin, что вскрывшиеся недостатки в системе передачи мощности являются «латентным дефектом».

Иными словами, морское ведомство ожидает, что компания будет нести ответственность за соответствующий ремонт.

Компания Lockheed еще не ответила ВМС, и пока не достигнуто соглашение о том, как будет оплачиваться этот ремонт.

Сколько будет стоить этот ремонт, пока неизвестно, сказал представитель помощника министра ВМС США по исследованиям, разработкам и закупкам капитан 1-го ранга Дэнни Эрнандес.

«Стоимость ремонта будет определена после того, как будет найдено решение, одобренное правительством», — пояснил Эрнандес.

Lockheed Martin подчеркнула в своем заявлении, что намерена решить проблему конструкции передачи мощности на кораблях Freedom. «В сотрудничестве с ВМС США Lockheed Martin настойчиво добивается решения проблемы с оборудованием, с которой в настоящее время сталкивается корабли прибрежной зоны класса Freedom», — отметили в компании.

Военно-морские силы США выпустили временное руководство по эксплуатации, которое ограничивает некоторые функции корабля. Источник, знакомый с ситуации, сообщил Defense News, что в соответствии с проектом корабль может развивать скорость до 34 узлов даже с ограничениями в различных конфигурациях. Рекомендации ограничивают некоторые режимы эксплуатации корабля, которые вызывают нагрузку на неисправные подшипники системы передачи мощности, подтвердили Defense News два источника.

Череда несчастных случаев с системой передачи мощности берет начало в 2015 году, когда LCS Milwaukee вышел из строя во время своего первого перехода морем в базу приписки Мейпорт, Флорида, и его пришлось отбуксировать на базу Литл-Крик в Хэмптон-Роудс, Вирджиния.

В начале следующего года система передачи мощности пострадала при нахождении корабля еще в порту, когда моряки случайно запустили систему без необходимых объемов смазочного масла.

В начале 2020 года на LCS-9 (USS Little Rock) вышла из строя система передачи мощности, за которой в октябре последовала авария на LCS-7 (USS Detroit). Корабль Detroit был вынужден с трудом возвращаться в порт из района развертывания в южной части Атлантического океана, но в пути произошел новый сбой, теперь уже в системе электроснабжения, из-за чего корабль был отбуксирован на базу.

«Вполне возможно, что это вторая крупная неудача американских кораблестроителей в создании перспективных кораблей для военно-морских сил США.

К первой можно отнести эсминцы типа DDG-1000 Zumwalt. Надо отметить, что это действительно революционный корабль. Рано или поздно проблемы с Zumwalt, скорее всего, будут решены. Тем не менее, масштаб неудач при вводе в эксплуатацию эсминца достаточно велик», — рассказал «Газете.Ru» заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

Специалист напомнил, что возникли очень серьезные вопросы и к вооружению эсминца, и в принципе к его боевому применению в составе соединений флота. Поначалу ВМС США хотели закупить 32 новейших эсминца Zumwalt. Потом это число сократили до 24, потом до семи, а в конечном итоге и вовсе до трех единиц. То есть в боевом составе американского флота сегодня всего три корабля типа «Зумволт»: головной — USS Zumwalt, USS Michael Monsoor и USS Lyndon B. Johnson. Последний спустили на воду в 2017 году.

Разумеется, на этом фоне проблемы с подшипниками в системе передачи мощности корабля прибрежной зоны выглядят не столь значительными, но непрерывная череда ошибок и упущений в конструкциях кораблей уже начинает настораживать экспертное сообщество в США, пишет Defense News.
ОТКРЫТЫЙ ИСТОЧНИК

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.