Теория профессора Кремера. Почему в результате строительства рыночной экономики Украина оказалась беднейшей страной Европы.

Сразу две концепции одного из трех свежеиспеченных лауреатов премии Шведского национального банка по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля объясняют, почему спустя 30 лет с момента начала строительства рыночной экономики Украина оказалась беднейшей страной Европы. Речь о “теории уплотнительного кольца”, на базе которой несколько лет спустя Майкл Кремер разработал теорию дезорганизации в условиях перехода от плана к рынку.

O-кольцо — это круглое уплотнительное кольцо, стандартная деталь, используемая для герметизации клапанов и прочих подвижных механизмов. В 1986 году во время запуска американского шаттла “Челленджер” повреждение одного из таких колец привело к взрыву и гибели 7 астронавтов. Майкл Кремер утверждает, что производство товаров похоже на запуск космического шаттла: даже для простого продукта в развитой экономике необходима слаженная работа производителей, финансистов, маркетологов, и провал хотя бы на одной стадии означает, что этот продукт не купят.

Теория O-кольца объясняет огромные различия в ВВП на душу населения между странами, которые невозможно объяснить различиями в запасах физического или человеческого капитала. Согласно теории, небольшие различия между странами в квалификации работников приводят к большим различиям в заработной плате и выпуске продукции.

Эта же теория объясняет, почему люди с одинаковыми навыками получают разные зарплаты в разных фирмах. Секретарь в крупном инвестбанке делает почти то же самое, что секретарь в небольшом банковском офисе, но зарабатывает намного больше: в инвестбанке будут искать такого секретаря, который хотя бы немного реже совершает дорогостоящие ошибки.

Из-за того, что в развитых странах выгоднее использовать технологически более сложные процессы, небольшие различия в навыках работников через механизм O-кольца превращаются в огромные различия в производительности между странами. Данная модель прекрасно объясняет “утечку мозгов” и международное экономическое неравенство. В частности, хроническое отставание Украины в глобальном экономическом соревновании, одним из результатов которого стала массовая миграция трудоспособного населения в более развитые экономики.

Теория дезорганизации

С помощью похожей логики Кремер объяснил, почему в начале 90-ых в посткоммунистических экономиках произошел “трансформационный спад”. Реформаторы в странах Восточной Европы не ожидали спада; напротив, они считали, что в плановой экономике накопилось такое число искажений и неэффективностей, что при либерализации автоматически начнется экономический подъем.

Вместе с профессором MIT Оливье Бланшаром Кремер разработал теорию дезорганизации. В производственных цепочках плановой экономики отношения между фирмами часто были специфичными: у многих фирм был только один поставщик и один покупатель. На каждом шаге производственной цепочки возникает проблема торга (двусторонняя монополия), что делает цепочку хрупкой: если у фирмы появляется возможность продать ресурс на сторону, цепочка разрушится.

В рыночной экономике гораздо больше фирм, так что проблема специфичности не возникает, а в плановой экономике цепочки поддерживаются из центра. Переход от плана к рынку вызывал дезорганизацию: отсутствие координации в условиях множества двусторонних монополий рушит производственные цепочки, что вызывает трансформационный спад. Теория дезорганизации подтверждается на опросных данных: в странах, где трансформационный спад был сильнее, больше фирм отмечает дефицит сырья и рабочей силы в числе факторов, ограничивающих их производство.

Еще в 1997 году Бланшар и Кремер констатировали, что одним из результатов подобной дезорганизации стал рост коррупции, главными бенефициарами которой были правительственные чиновники, контролирующие государственные активы. В качестве примера функционирования такой системы в их работе приводилась как раз Украина. Точнее — работа Даниэля Кауфмана и Александра Калиберды Integrating the Unofficial Economy into the Dynamics of Post-Socialist Economies: A Framework of Analysis and Evidence, в которой приводились данные о количестве и размере взяток, необходимых для ведения бизнеса в Украине на тот момент (середина 90-ых).

Напомним, что именно Даниэль Кауфман с 1992 по 1996 годы был первым руководителем представительства Всемирного банка в нашей стране В 2000 году он стал один из создателей концепта “захвата государства” (state capture), который так полюбился нашей редакции: мы используем его к месту и не очень. Благо весь ход событий в современной Украине более чем располагает к этому.

Статистические данные приведенные в работе Бланшара и Кремера показывают, что Украина еще в 90-ых гораздо хуже своих соседей переживала переход к рынку Возможно, в том числе благодаря повсеместному развитию разнообразных коррупционных механизмов (начиная от проведения “взаимозачетов” в ТЭК и заканчивая “получением в управление” госпредприятий).

Эти неформальные практики вместо того, чтобы помочь обществу бороться с дезорганизацией хозяйственного механизма, только усилили ее. Свято место пусто не бывает и по мере ослабления официальных, государственных институтов их место в Украине постепенно занял новый нарождающийся класс — олигархи. Однако, из-за недостатка легитимности (реальные источники происхождения их собственности носят полукриминальный характер, более того, их никто и никогда не избирал властью), им не удалось толком остановить процесс дезорганизации, который из экономики перекинулся в политическую и государственную сферы. Закономерный итог — революции, потеря территорий, массовая миграция населения.

 По материалам Econs

https://www.ukrrudprom.ua

ДОСЬЕ.

Майкл Роберт Кремер — американский экономист, специалист по экономике развития. Лауреат премии по экономике памяти Альфреда Нобеля. Занимает должность профессора по развитию обществ, созданную в Гарвардском университете на средства Фонда Билла и Мелинды Гейтс

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.