Отставка министра обороны США — не очень хороший знак для Украины.

Министр обороны США Джеймс Мэттис подал в отставку, четко заявив в своем письме к Дональду Трампу о несогласии с политикой президента. Очевидно связь между этой отставкой и решениями о выводе войск США из Сирии и Афганистана, о которых объявили в последние дни. О причинах и возможных последствиях этой отставки “Апострофу” рассказал американист, профессор Института международных отношений КНУ им. Т. Шевченко Сергей Галака.

Разногласия между Трампом и Мэттисом были давно, так как основной идеей Трампа было вернуть войска домой, сосредоточиться на американских проблемах. Мол, мы не должны воевать за весь мир, решать все проблемы; пусть союзники сами приложат усилия и платят. А Мэттис отстаивал позицию сохранения союзнических отношений, более системный подход к решению проблем. Поскольку он имел опыт участия в военных действиях на Ближнем Востоке и понимал, о чем идет речь.

Видимо, с точки зрения Мэттиса, Трамп перешел красную черту, когда, не посоветовавшись ни с кем, принял решение полностью вывести войска из Сирии, а потом — еще и наполовину сократить контингент в Афганистане. Мэттис написал Трампу письмо об отставке и сделал это демонстративно: он мог просто тихо уйти в отставку… Трамп продвигает версию, что Мэттис — хороший специалист и министр, который много сделал, но в феврале уходит на пенсию. Мэттис в письме четко подчеркнул, что он желает президенту найти на эту должность человека, взгляды которого будут согласовываться со взглядами Трампа. То есть он прямо говорит, что не согласен с этой политикой.

Трамп делает ставку на собственный “ядерный” электорат: у него было предвыборное обещание вывести войска из Средней Азии и Ближнего Востока — “вернуть ребят домой”. Пусть союзники несут свою ношу ответственности, платят за собственную безопасность. Это отказ от координации действий на международной арене… Такой унилатералистский подход характерен для консервативных республиканцев, но у Трампа он уже гипертрофированный и ведет к деструктивным последствиям в мировой архитектуре безопасности, которая очень выгодна для США, потому что приносит политические и материальные выгоды.

Отставки [главы аппарата Белого дома Джона] Келли, а теперь и Мэттиса фактически завершают цикл очистки правительства от тех, кто пришел вместе с Трампом. Сейчас некоторые должности уже занимают вторые или третьи лица. Например, при Трампе теперь работает уже третий советник по национальной безопасности.

То есть Трамп стремится выполнить свои предвыборные обещания: если пообещал построить стену, значит, будем строить. Не дадут деньги — остановим правительство. Также это еще и попытка Трампа переключить внимание медиа, общественного мнения по вопросам, которые подняли в результате новых судебных разбирательств и обвинений со стороны спецпрокурора Мюллера в адрес Трампа, ряда близких и членов его предвыборного штаба. Переключить каким-то громким событием, которое сразу вызовет неизменный резонанс и заставит говорить об этом по крайней мере до праздников. У Трампа превалирует эта практика непредсказуемости и следования своим узким внутриполитическим интересам с прицелом на президентские выборы 2020 года.

Есть еще один аспект: уже в течение нескольких недель проседают рынки в США, и на биржах начинается тихая паника, потому что ежедневно курсы акций ведущих компаний падают на 1-2%. За несколько месяцев может начаться замедление экономического развития, сокращение рабочих мест, а затем, возможно, и рецессия. Да и по оценкам многих специалистов, мировая рецессия стоит на пороге… До сих пор США выглядели очень хорошо на этом фоне, а теперь и они теряют. Поэтому Трамп пытается переключить внимание с этих объективных проблем на какие-то искусственно созданные. Возможно, до конца не понимая последствий, а может, и не думая об этом.

Многие специалисты абсолютно справедливо критикуют ближневосточную политику США со времен Джорджа Буша-младшего, совершившего вторжение в Ирак. Но проблема в том, что уже вмешавшись, отступать назад с репутационными потерями и потерей стратегических позиций еще хуже с точки зрения интересов США. Конечно, этому радуются и ИГИЛ, силы, которые симпатизируют радикальным исламистам, Россия, Иран… Но для очень многих это решение вредно. Например, это предательство Соединенными Штатами их союзников курдов, которые выполнили значительную часть кровавой, грязной работы в борьбе с ИГИЛ. И теперь их фактически бросают на растерзание туркам. Министр обороны Турции уже заявил: пусть курды роют окопы и блиндажи, мы их там и похороним. И США уже не первый раз так поступают с курдами. Это будет очень негативный шлейф на годы. Но для Трампа важно, что будет в 2020 году…

Для него главное — удержать власть. Пока ему это удается. Однако над ним нависают тучи расследования Мюллера. А после Рождества к этому добавится еще и более активная позиция нового состава нижней палаты Конгресса. Видимо, Трамп пытается такими активными движениями взять инициативу на себя.

Вероятно, на место Мэттиса Трамп возьмет кого-то более удобного для себя — кто разделяет его взгляды или слепо будет выполнять указания. Но, несмотря на критику ведущих сенаторов-республиканцев, неизвестно, что будет с этой кандидатурой. Этот человек может остаться в статусе исполняющего обязанности значительный период, а это не очень хорошо для американской системы.

Трудно прогнозировать, какими могут быть последствия этой отставки для политики на украинско-российском направлении. По крайней мере на своей должности остается достаточно жесткий в подходах Помпео. Но как поведет себя новый министр и будет ли он более или менее самостоятельной фигурой, которой был Мэттис, мы пока не знаем. Отставка Мэттиса — не очень хороший знак для Украины. Это пока не большая проблема, но Мэттис был, как это называют журналисты, “одним из взрослых в комнате”, то есть опытных людей, сдерживающих Трампа. Еще один из них, Джон Келли, подал в отставку две недели назад. Итак, растет риск непредсказуемых действий. А Украине хотелось бы, конечно, видеть более стабильную и последовательную политику поддержки. Посмотрим, что изменится.

Сергей ГАЛАКА, профессор Института международных отношений КНУ им. Т. Шевченко

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.