Уборочная кампания Аграрной партии

Август нынешнего года — последний месяц накануне начала предвыборного сезона: весь конец уходящего года будет проходить под знаком президентских [начало избирательной кампании — 31 декабря] и парламентских выборов 2019 года. Более того, избирательная кампания de facto уже началась, свидетельством чего являются и обилие политической рекламы, и потоки “черного пиара”, и консолидация медиаресурсов, и активизация силовиков…

Столь же неотъемлемым признаком приближающегося народного волеизъявления является волна слияний и поглощений на “рынке” политических партий. И один из последних и весьма характерных примеров — ситуация с Аграрной партией Украины.

Обобщая волну весьма субъективных и противоречивых публикаций, можно предположить, что АПУ оказалась на пересечении интересов целого ряда политических тяжеловесов. Но, цель данной публикации не в том, чтобы установить, кто именно — Петр Порошенко, Игорь Коломойский или Виктор Медведчук [именно их называют в упомянутых статьях] хочет втянуть аграриев в орбиту своего влияния, а оценка “аграриев” в качестве электорального ресурса.

Непосредственно рейтинг Аграрной партии в общенациональном масштабе невысок — в рамках статистической погрешности, автор в свое время обращал внимание читателей на недавнюю нелепую попытку “нарисовать” им высокий рейтинг.

Формально, АПУ можно описать как “партию землевладельцев и агропереработчиков”, но, даже при таком подходе, неизбежны регулярные конфликты интересов первых со вторыми; кроме того, по ключевому идеологическому вопросу — открытию рынка земли — среди партийных спонсоров существуют диаметрально противоположные подходы. Разумеется, все политические инвесторы партии заинтересованы в дотациях, льготах и преференциях для АПК, но и здесь их усилия отнюдь не являются консолидированными.

Наверное, АПУ ближе всего к некому клубу, где у его участников существуют общие темы для общения, а de jure глава партии Виталий Скоцик de facto является исполнительным секретарем этого клуба. И, к слову сказать, фиксация его лидерства на бордах “Час рости!” не вызвала восторга у спонсоров.

Здесь самое время поставить точку и взглянуть на АПУ с электоральной точки зрения. Партия на сегодняшний день показала прекрасные результаты на выборах в ОТГ, практически везде входя в тройку лидеров по полученным мандатам, и провела десятки председателей ОТГ (нередко — в “интересах БПП”). Эксперты считают, что в случае сохранения мажоритарных округов на выборах в Верховную Раду в октябре 2019 года, АПУ сможет претендовать на 10-15 мандатов.

Понятно, что сила АПУ “на местах” заключается в авторитете ее лидеров в роли “местного начальства” [плюс вытекающий отсюда административный ресурс], непосредственной зависимости наемных работников сферы АПК от работодателей и относительной эффективности в сельской местности различного рода “стимулирующих технологий” для обеспечения “правильного” голосования.

Таким образом, с электоральной точки зрения, АПУ в нынешнем состоянии является той самой пресловутой “машиной для голосования” в американском смысле этого слова. Только не общенациональной, а локальной — в районах с высокой концентрацией сельского населения.

Однако, возвращаясь к вышесказанному об аморфности структуры и эклектичности программы “политических аграриев”, можно сказать, что на сегодняшний день возможности АПУ как общенациональной партии намного слабее, нежели формальная сумма возможностей ее местных отделений.

Возможно ли преодолеть это противоречие? Да, но в рамках более широкого общенационального проекта. Например, если на президентских выборах спонсоры АПУ решат поддержать одного кандидата, то усилия многочисленных локальных “машин для голосования” аграриев будут суммироваться.

И тут мы подходим к сути процессов, происходящих вокруг Аграрной партии. По оценкам социологов, сумма локальных “машин для голосования” партии составляет 4-6% голосов, если экстраполировать результаты, полученные АПУ на выборах в ОТГ на общенациональный масштаб — первый тур президентских выборов 31 марта 2019 года. Это означает, что партия является на сегодня крупнейшим электоральным ресурсом, все еще “гуляющим самим по себе”. Отсюда — и жесткая борьба за контроль над этим ресурсом.

При этом, реально, претендентов двое — действующий Президент Петр Порошенко и экс-премьер Юлия Тимошенко. Отметим — у ЮВТ в сельской местности рейтинг традиционно несколько выше, нежели “в среднем по стране”, а потому различные технологии АПУ “на местах” в ее поддержку будут иметь более позитивный фон, нежели для Президента.

Когда в качестве претендентов на контроль над Аграрной партией журналисты-“расследователи” и аналитики называют Игоря Коломойского и Виктора Медведчука, то в контексте президентских выборов 31 марта 2019 года — разумеется! — они имеют в виду Юлию Тимошенко.

При этом при существующих электоральных раскладах, отсутствие контроля над “машиной для голосования” может стать для Президента Петра Порошенко той самой “гирькой”, которая не пустит его даже во второй тур.

Подводя итоги, хочется еще раз отметить, что парадокс между низким рейтингом и высокой электоральной ценностью Аграрной партии Украины лишь видимый. Но, эта ценность может быть реализована только в рамках более широкого проекта, нежели сама АПУ, в рамках которого изначально существующие внутренние противоречия “аграриев” являются несущественными…

Дмитрий ДЖАНГИРОВ, Капитал

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.