«Дирижабли строятся во всех развитых странах…»

Еще Жюль Верн в великом споре между сторонниками летательных аппаратов тяжелее воздуха и их противниками прочил победу первым. Так вроде бы и получилось. Но вот снова «выходят на сцену» летающие шары, «тарелки», диски. И дирижабль.  В нашем небе он вполне может появиться с легкой руки профессора Национального авиационного университета Евгения Ударцева. А еще Евгений Ударцев — академик Международной академии «Человек в аэрокосмических системах». Интересуется всем, что летает, а также яхтами и торсионными полями, которые понимает как неисследованную энергию общения. И дирижаблями, конечно.

СМЕРТЬ ПОД ОБЛАКАМИ

Однако дирижабли самолетам неспроста проигрывали. Очень уж громкие и загадочные случались у воздушных гигантов катастрофы. Самолеты, конечно, тоже — сколько существовали, столько и падали, но это почему-то не так потрясало воображение. Вот хоть история с Умберто Нобиле, покорителем Северного полюса. Первая попытка ему удалась, а вот второй его дирижабль, «Италия», повел себя странно. Вдруг потерял высоту и ударился об лед, оставив на нем часть разломанной гондолы с частью экспедиции и передатчиком. А сам умчался вдаль, унося шестерых полярников. Больше их никто никогда не видел.

В 1933-м «россиянин» В-3 уже совсем было приземлился, когда внезапный порыв ветра потащил его вверх. Воздухоплаватели больше всего боялись, что шар на высоте попросту разорвет. Пришлось выпустить часть газа, но тогда они стали падать. Чудом обошлось.

А гордость германского предвоенного воздушного флота — знаменитый «Гинденбург»? В 1937-м на нем погибли 12 пассажиров, 22 члена команды и случайный зритель. Так и неизвестно, что это было: вредительство, молния, выстрел зажигательной пулей? Или просто искривший двигатель вспыхнул, как спичка, в момент, когда дирижабль выпускал водород?

— Простите, Евгений Павлович, но после таких страшных рассказов прелести «дирижабельного» туризма как-то тускнеют. Ненадежный он, и вообще, по воле ветра летит.

— Вот уж нет. Это шары аэронавтов, что над нами парили в День Киева, летают «по воле ветра». Современный дирижабль — управляемая конструкция с мощными двигателями. Безопаснее, чем самолет, и уж, конечно, ветра не боится.

— Даже урагана?

— Но ведь и самолет в урагане может погибнуть. Я заведую кафедрой аэродинамики и безопасности полетов. У нас накапливается все, связанное с авиапроисшествиями. Даже американские авианосцы, бывало, гибли «по метеофакторам», как говорят летчики. Да, дирижабль «Советский» когда-то из-за плохой погоды потерпел катастрофу. Была плохая видимость и летчики врезались в гору. Но такая же история произошла с вертолетом генерала Лебедя…  Другое дело, что в 30-е годы дирижабли летали на водороде (сейчас чаще на гелии), а он, как известно, горюч. Однако больше сотни немецких дирижаблей участвовало в Первой мировой войне. Бомбили Лондон и возвращались, хотя по ним и стреляли. Еще одна знаменитость тех лет, «Граф Цеппелин», 10 лет успешно летал из Германии в Южную Америку, перевез 15 тысяч пассажиров.

— Дирижабли участвовали в боевых действиях — при том, что оболочка легко пробивалась?

— Это в те времена пробивалась. Современная оболочка — трехслойная. Сначала слой дакрона, потом специальная проклейка, чтобы газ не вытекал. И наконец — защитная оболочка от солнечной радиации и статического электричества.

— А если птица врежется?

— Птица такую оболочку не пробьет, она рассчитана на нагрузки достаточно высокие. Ведь дирижабль — это не только баллон, надутый газом, это специальная конструкция. Наши студенты проектируют дирижабли в КБ нетрадиционных проектов и рассчитывают их практически по нормам прочности самолета. При скорости до 250 километров в час дирижабли выдерживают столкновения и с птицами.

«ТАРЕЛКА» НАД ГОРОДОМ

— И все-таки, Евгений Павлович, если есть самолеты — зачем дирижабли?

— Самолет сжигает огромное количество топлива. А дирижабль плавает в небе, как лодка в воде. Немцы подсчитали, что эксплуатация этих аппаратов очень рентабельна, причем чем они больше, тем эффективней. Германия строит дирижабли, которые могут поднять 162 тонны!

— А самолет сколько может поднять?

— «Мрiя» может и 200, и 250 тонн. Но это обойдется куда дороже. Притом габариты кабины ограничены. А на внешней подвеске дирижабля можно поднимать любой груз. Под Берлином построили ангар длиной 320 и высотой 110 метров. Там сейчас находится подъемный шар диаметром 61 метр. Это попросту такая большая грузовая платформа с современной системой управления. Дирижабли строятся во всех развитых странах. А мы, по сути, — преемники группы, работавшей в АНТК Антонова. Мы с 60-х годов исследовали дирижабли в аэродинамических трубах. У меня сейчас студенты по ним пишут дипломные проекты. Проектируем дирижабль для доставки породы из карьеров. Дискообразный, чтобы ветер не заставлял вращаться.

— Похоже на летающую тарелку?

— Это и есть «тарелка». Настоящая, а не атмосферное явление, как те, «инопланетные». Только представьте: глубина якутских карьеров по добыче алмазов до одного километра. Грузовик с породой идет наверх сутки. А мы можем поднять ее легко и быстро, надо только обеспечить защиту от снеговой нагрузки. Сейчас очень важное стратегическое значение имеют дирижабли для связи. К нам из Кореи коллеги приезжали, как раз такое чудо строят. Он будет висеть на высоте 21 километр, и обеспечивать мобильную связь. Билл Гейтс тоже в последнее время вкладывает огромные деньги в создание сети таких «тарелок» над Америкой. Это как спутники, но более экономично, мобильно. У нас тоже этим занимаются — в Институте электроники и связи НАНУ.

У нас еще одна идея разрабатывается — снять трубы Чернобыльской атомной, чтобы удешевить конструкцию саркофага. Там же труба где-то 70 метров высотой, да саркофаг 50 метров. Проще подогнать два даже не дирижабля, а аэростата-шарика по 75 тонн грузоподъемности — и снять.

ПОЛЕТ НА СОБСТВЕННОЙ СТРЕКОЗЕ

— Евгений Павлович, скажите честно — вы на этой штуке летали? Там и правда чувствуешь себя лучше, чем в самолете?

— Пока не получилось — дирижаблей, летающих в Украине, еще нет. Только проекты. Летающие есть в России. Там и дискообразный делали, Ельцину демонстрировали. А потом, выкатывая из цеха, повредили — тем пока дело и кончилось.  Но, вообще, смотрите сами. Вот сейчас французы делают самолет на 550 человек. Ну и какой там может быть комфорт, если пассажиры сидят один к одному? А на дирижабле те же 550 человек смогут разгуливать по палубам. Как на хорошем морском лайнере — и сервис выше, и шума такого не будет.

И еще: если самолет не может сесть в городе, то дирижабль может. Не надо разбега — зависнет и сядет. Дирижабли могут базироваться в Киеве где-нибудь возле Окружной дороги. Хотя, конечно, места стоянки дирижаблей — это не вертолетные площадки, которые можно размещать на крышах домов, тут места потребуется больше.

— И каким будет небо над нашим городом лет через 50? Не таким пустым, как сейчас?

— Конечно. Сейчас легкое вертолетостроение в мире очень активно развивается. У нас уже тоже строят очень неплохие вертолетики для города. Хотя бы полтавский, они его называют «Санька». Двухместный, легкий, как стрекоза. Или вот самолеты легкие. В Америке их сейчас тысячи, на них даже старики летают. На Аляске почти у каждого коттеджа стоит свой самолет. Да, уже и у нас развивается персональное самолетостроение. Еще одна степень свободы для человека.

— А вам не хочется для себя построить такой самолетик? Для большей свободы…

— Для этого у меня есть яхта. Я еще студентом в Николаеве строил яхту для кругосветки. Приехал в Москву оформлять документы, а мне посоветовали побыстрей убираться. Дело в том, что все документы на плаванье были подписаны редактором «Известий» Аджубеем, зятем Хрущева. А как раз тогда, в 1964-м, Хрущева сняли с постов Первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совмина, следом за ним расстался с редакторством и Аджубей. И все у меня сорвалось. Я убрался из Москвы и оказался в авиационном институте. И все-таки все степени нужной мне свободы я испытал. Занимаюсь парусным спортом. Руковожу в институте яхт-клубом. Влюбился в солидном возрасте, теперь вместе с женой на яхте плаваем. Я всегда занимался интересными делами, иногда даже фантастическими…

«Ведомости»

Интерес к дирижаблям в мире

Постройкой грузовых дирижаблей занимаются сейчас несколько стран в мире. Среди них Канада, США, Бразилия, Россия. Американская компания Lockheed Martin проектирует дирижабль, способный перевозить до 20 тонн груза. Однако после его разгрузки требуется аналогичный вес для удержания его в состоянии равновесия, иначе он улетит. В проектировании дирижаблей эта проблема стала одной из основных.

Согласно пятилетнему плану, в Китае до 2020 года появится воздушный флот из 10 стратосферных дирижаблей, сообщила газета «Наньцзао жибао». Разработка дирижаблей вошла в список 140 научных задач КНР в планах на пятилетку.

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.