РЕГИСТРАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПО-НОВОМУ. Интервью начальника Главного управления Госземагентства в Запорожской области Ивана Гашенко

С 1 января 2013 года в действующее земельное законодательство в Украине внесено целый ряд изменений. Регистрация земельных участков и прав собственности на них отныне разделена между двумя ведомствами. Начали свою работу сразу два новых реестра — Государственный реестр прав на недвижимое имущество, в котором регистрируются вещевые права на земельные участки и их ограничения, и Государственный земельный кадастр, в котором земельные участки регистрируются как объекты права. Вполне понятно, что рядовых граждан беспокоят вопросы: «В какую организацию теперь обращаться для оформления права на земельный участок?», «Сколько длиться эта процедура?», «Какие документы необходимы?» и «Какова стоимость этих услуг?». Ситуацию, связанную с законодательными изменениями в сфере регистрации земель комментирует начальник Главного управления Госземагентства в Запорожской области Иван Гашенко.

— Иван Анатолиевич, неужели процесс оформления прав на землю усложнился?

— С нового года вступили в силу Законы Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» и «О государственном земельном кадастре». Вступил в силу и новый «Порядок ведения Государственного земельного кадастра».

Вышеупомянутыми законодательными актами полностью изменен порядок оформления прав на земельный участок. Так, с начала этого года право на землю возникает со дня его регистрации в государственном реестре прав Государственной регистрационной службой, образованной при Министерстве юстиции Украины, или же нотариусами при удостоверении сделок при отчуждении земельных участков.

До регистрации права на землю осуществляется регистрация земельного участка в Государственном земельном кадастре. Однако, следует отметить, что это вовсе не оторванные друг от друга регистрационные системы. Специалисты обоих ведомств с помощью полностью защищенных автоматизированных систем связи передают необходимую информацию в электронном режиме. Целью таких нововведений является концентрация регистрации прав на все объекты недвижимости, в том числе земельные участки, в одном Реестре прав по примеру развитых цивилизованных стран мира.

Однако, гражданам не следует беспокоиться о том, что отныне им придется ходить по инстанциям, выстаивать длинные очереди и тратить время. Наоборот, с введением четко определенных сроков регистрации земельных участков и прав на них, открытости информации, введением контроля и ответственности за соблюдением сроков, процедура оформления права на земельный участок стала более удобной и комфортной для населения. Кроме того действующим земельным законодательством предусмотрена возможность прохождения всех необходимых этапов регистрации права на земельный участок по принципу «единого окна».

— Какова по новым правилам процедура оформления земельного участка?

— Оформление земельного участка сейчас фактически разделено на два этапа, первый – изготовление землеустроительной документации лицензированной землеустроительной организацией и второй этап — государственная регистрация земельного участка в территориальных органах Госземагентства и регистрация права в реестре имущественных прав.

— Значит сначала должна быть изготовлена документация. А потом куда обращаться?

— Для выполнения функций регистрации земельных участков в составе Госземагентства Украины специально введена новая должность госслужащих — государственные кадастровые регистраторы. На сегодня в Запорожской области штат государственных кадастровых регистраторов полностью сформирован. Все они получили ключи доступа к Национальной кадастровой системе (НКС), которая начала свою работу с 1 января текущего года.

Именно к государственному кадастровому регистратору соответствующего районного (городского) отдела Госземагентства после изготовления и согласования землеустроительной документации должен обратиться гражданин, или уполномоченное им лицо, с заявлением о регистрации земельного участка в Национальной кадастровой системе.

— Сколько времени длится регистрация участка?

— Сроки регистрации земельных участков четко определены действующим законодательством — на это отводится 14 календарных дней (правда, лишь в том случае, если не будет обнаружено ошибок в документации и она не вызовет дополнительных вопросов).

— По-моему и раньше для регистрации земельных участков отводились такие же сроки, однако они часто нарушались. Какова гарантия, что теперь будет иначе?

— Действительно, такие же сроки были установлены и раньше, однако, сегодня предусматриваются санкции за нарушение установленных сроков регистрации. Если сроки регистрации нарушены впервые — виновный подлежит привлечению к административной ответственности в размере 50 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. За повторное нарушение — от 50 до 200 минимумов. Если же данное нарушение допущено в третий раз — должностное лицо отстраняется от работы и лишается права занимать эту должность и выполнять такие работы.

— А что дальше, после регистрации земельного участка?

— После проведения государственной регистрации земельного участка заявителю бесплатно предоставляется выписка из Государственного земельного кадастра о подтверждении внесения сведений в него.

В дальнейшем данные о земельном участке в электронной форме передаются в Укрреєстр, где согласно с заявлением гражданина осуществляется следующий шаг — государственная регистрация прав на земельный участок. На эту процедуру отводится не более 14 рабочих дней. После получения в порядке информационного обмена данными информации о регистрации права на земельный участок, государственный кадастровый регистратор Госземагентства Украины вносит в Поземельную книгу сведения о владельце или пользователе земельного участка, а гражданин получает свидетельство о праве собственности на земельный участок.

— А как же быть с государственными актами на землю, они теперь действительны или нет?

— Выдача с 1 января 2013 года свидетельств о праве на земельный участок вовсе не означает, что следует немедленно менять государственные акты на такие свидетельства. Все государственные акты, выданные в соответствии с требованиями ранее действующего земельного законодательства, считаются действительными. Их замена на свидетельства будет осуществляться постепенно при продаже, дарении, обмене и других сделках с землей.

— Недавно в средствах массовой информации освещалась информация об открытии публичной кадастровой карты. Где ее можно увидеть?

— Вместе с введением с 1 января текущего года Национальной кадастровой карты информация о земельных участках в Украине стала открытой. Зайти в публичную кадастровую карту на официальном веб-сайте Госземагентства Украины отныне может каждый рядовой гражданин.

Общедоступной стала информация о границах Украины, границах областей, районов, населенных пунктов, земельных участках, а также кадастровых номерах, формах собственности, целевом назначение и др., кроме персональных данных землевладельцев и землепользователей, поскольку это запрещено законом о защите персональных данных. Следовательно, если земельный участок зарегистрирован, найти его на карте совсем не сложно. Однако, на сегодняшний день публичная кадастровая карта содержит еще много неточностей и ошибок.

— Каким образом будут устраняться эти ошибки?

— В этом должны помочь жители Украины. Если вы, уважаемые граждане, обнаружили ошибки или неточности на публичной кадастровой карте (например технического характера, связанную с физическими данными об участке, или же другие — пределы вашего земельного участка накладываются на соседние участки) то пожалуйста, отметьте их. Для этого специалисты Госземагентства Украины разработали специальную табличку обратной связи на самой публичной кадастровой карте. В эту форму необходимо ввести собственные данные, информацию о земельном участке и отметить ошибку. Система построена таким образом, что большинство технических ошибок исправляются автоматически. Но для этого необходимо заявлять о них.

Сколько стоит сейчас оформление права на земельный участок?

— Стоит отметить, что законодательные изменения претерпели и размеры оплаты услуг, которые предоставляются органами Госземагентства. С 10 января 2013 года вступило в силу Постановление Кабинета Министров Украины от 05.12.2012 №1217 «О внесении изменений в Постановление КМУ от 01.08.2011 №835», согласно которого благодаря автоматизации процессов административные услуги подешевели почти на треть.

Если в прошлом году граждане за регистрацию земельных участков платили 255 гривен, то в текущем году эта сумма составит 184 гривны, из которых 65 гривен оплачивается органам Госземагентства за регистрацию в Национальной кадастровой системе и 119 гривен — за регистрацию права собственности органам регистрации имущественных прав.

— Как Вы, как начальник Главного управления Госкомзема в Запорожской области оцениваете законодательные нововведения?

— Позитивность законодательных изменений очевидна. Благодаря высокотехнологичной электронной системе государственная регистрация земельных участков по новой процедуре будет происходить в несколько раз быстрее, что сведет на нет очереди, затягивание с рассмотрением документов и другие неудобства, с которыми раньше сталкивались граждане. Уверен, что как и любые другие нововведения, новая система государственной регистрации земельных участков и прав на них должна некоторое время поработать, чтобы рядовые граждане на собственном опыте смогли убедиться в ее преимуществах.

Татьяна Елефтериади, заведующая сектором взаимодействия со СМИ Главного управления Госземагентства в Запорожской области

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий