В США потенциально может усилиться фашизм

Экс-губернатор Массачусетса Уильям Ф. Вельд поставил знак равенства между планами Дональда Трампа в сфере иммиграционной политики и «Хрустальной ночью» — еврейским погромом, устроенным нацистами в 1938 году в Германии, напоминает журналист The New York Times Питер Бейкер. 

«Если это и провокационная аналогия, то случай не единичный. Избирательная кампания Трампа породила горячие дебаты о том, чем объясняется его привлекательность для избирателей, а также предостережения со стороны критиков слева и справа, что в США потенциально может усилиться фашизм. Еще более ярые противники сравнивали Трампа с Гитлером и Муссолини», — говорится в статье.

Сторонники Трампа считают, что такие аналогии — крайне несправедливая тактика, призванная его очернить.  Но тем временем на всем земном шаре начинаются разговоры о возрождении фашизма. «Обычно фашизмом называют систему государственного управления, которая декларирует полную власть и делает упор на агрессивном национализме, а часто и на расизме. В таких странах, как Россия и Турция, такие лидеры, как Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган, применяют тактику «сильных правителей», — говорится в статье. В Австрии ультраправый кандидат в президенты проиграл выборы, не добрав всего 0,3% голосов.

Автор также упоминает об «авторитарном правительстве» в Венгрии и опасениях, что Польша пойдет по тому же пути. «Во Франции, Германии, Греции и других странах, на фоне экономического кризиса и наплыва мигрантов, националистические движения бросают вызов традиционным партиям», — говорится в статье.

По словам ученых, налицо целый спектр тенденций, в том числе правый национализм, иллиберальная демократия и популистская автократия.

«На глобальном уровне многие страны страдают от двух факторов — экономической стагнации и приезда иммигрантов, — говорит Роберт О. Пакстон, авторитетный исследователь фашизма. — Демократическим правительствам крайне трудно парировать этот двойной удар».

В США сравнения политиков с фашистами — не новость, но лишь в применении к Трампу такие аналогии зазвучали из уст центристов. Критика зашла настолько далеко, что жена Трампа Мелания нашла нужным заявить: «Он не Гитлер».

По мнению издания, Трамп подбросил много поводов для критики. «Он с опозданием дистанцировался от Дэвида Дьюка, который проповедует превосходство белой расы, и одобрительно высказывался об избиениях демонстрантов. Он хвалил Путина и обещал с ним дружить. Он не осуждает своих сторонников, которые осыпали журналистов антисемитскими нападками. Как-то Трамп перепостил в «Твиттере» слова Муссолини: «Лучше прожить один день львом, чем 100 лет — овцой», — говорится в статье.

Пакстон видит сходство Трампа с фашистами и некоторые отличия. Заявления Трампа об упадке Америки, его высказывания об иммигрантах и чужаках — словно отголосок речей в Европе 1930-х. Однако Трамп не создает молодежные группировки, которые носили бы форменную одежду и действовали насильственными методами. «Вдобавок фашисты верят в мощный контроль государства над обществом, а не в индивидуализм и дерегулирование под девизом: «Пусть правительство не стоит над душой», — говорится в статье.

Газета замечает, что споры о терминах, возможно, затемняют серьезность ситуации, которая привела к взлету Трампа и подобных ему европейских политиков. Трамп эксплуатирует глубокое недовольство американцев текущей ситуацией.

«По-моему, в развитых и «полуразвитых» странах формируется новый тип политиков, которых, пожалуй, лучше всего отнести к категории правого популистского национализма», — говорит Стенли Пейн, почетный профессор Висконсинского университета. «Мы видим явление нового типа, не похожее на то, что мы имели» в ХХ веке.

Роджет Итвелл (Университет Бата, Англия) называет это явление «иллиберальной демократией». «Это форма госуправления, при которой сохраняется внешний антураж демократии без его реального наполнения», — поясняет издание.

Московский политолог Лилия Шевцова говорит, что в либеральных обществах на Западе неофашизм порождается кризисом или дисфункциональностью системы, а в иллиберальных странах вроде России и Турции — это попытка заполнить вакуум на месте западных идей, которые не смогли обрести популярность.

Источник: The New York Times

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.