За гостеприимство «мамы Меркель» Европа дорого заплатит «демократуре» Эрдогана

«Самая смелая авантюра Меркель», «тошнотворное зрелище заискивания перед Эрдоганом», «Европа бессильна перед турецким шантажом» — так европейские СМИ комментируют сделку по прекращению «балканского миграционного потока», заключенную между ЕС и Турцией на вчерашнем экстренном саммите в Брюсселе. «Может ли Турция, сползающая к деспотизму и цензуре, все же вступить в ЕС? Ответ должен быть: «Нет» — категорично утверждает The Guardian. Саммит ЕС-Турция — итог немецкой политики, сделавшей Турцию «хозяйкой игры в миграционном кризисе», уверена Le Figaro. Самое худшее в зависимости Европы от Турции — то, что она поощряет Анкару и дальше раздувать огонь в Леванте. 

«ЕС и Турция заключили прорывную сделку по поводу мигрантов» — сообщает в заголовке британская Financial Times. Как уточняют журналисты Дункан Робинсон и Алекс Баркер, сделка предусматривает «систематическое возвращение всех сирийцев и экономических мигрантов, прибывших на греческие острова, в обмен на льготы для Анкары, в том числе более ранний допуск к европейским визам и дополнительные миллиарды финансирования». Остальных лидеров ЕС «огорошил смелый турецко-немецкий текст, неожиданно представленный вскоре после начала их саммита в понедельник, однако через 12 часов сложных обсуждений они представили схему сделки, которую надеются окончательно согласовать на следующей неделе», отмечают авторы.

«Политика массовых возвращений — самая смелая на данный момент авантюра немецкого канцлера Ангелы Меркель, предпринятая ею для сокращения притока мигрантов через Эгейское море, составляющего 2 тыс. человек в день, и укрепления ее положения на родине», — говорится в статье.

«Турция согласилась сотрудничать в обмен на то, что ЕС на определенных условиях пойдет навстречу таким желаниям Анкары, как дополнительное финансирование, безвизовый въезд в свободную от границ Шенгенскую зону, ускорение переговоров о членстве (Турции в ЕС. — Прим. ред.), а также непосредственное распределение в Европе стольких же сирийцев, сколько Турция примет из Греции», — передают журналисты.

«ЕС сказал, что существенно ускорит процесс по ослаблению визовых требований для Турции, — говорится в статье. — Однако Германия, Франция и Европейская комиссия подчеркнули, что эта попытка ускорить данное решение не будет предпринята за счет критериев отмены визы, подразумевающих сложные политические решения со стороны Анкары, такие как официальное признание Кипра и его греко-киприотского правительства в Никосии».

«Может ли Турция, сползающая к деспотизму и цензуре, все же вступить в ЕС? Ответ должен быть: «Нет» — категорично утверждает в заголовке британская The Guardian.

«Она ведет войну против национального меньшинства, ее полицейские спецподразделения только что штурмовали офисы крупной газеты, ее тайную полицию обвиняют в вооружении ИГИЛ (запрещенная в РФ организация. — Прим. ред.), ее военные сбили российский бомбардировщик — и все же Турция хочет вступить в ЕС. Быстрое сползание страны к деспотизму представляет собой еще одну экзистенциальную проблему для Запада», — пишет журналист Пол Мейсон.

«Зрелище того, как европейские лидеры заискивают перед президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом в надежде на то, что он перекроет поток беженцев в Грецию, было тошнотворным», — отмечает автор. Чем больше турецкая демократия терпит поражение, тем больше Запад вынужден будет поддерживать Эрдогана, считает Мейсон. «Европа уже закрывает глаза на подрыв демократии, пособничество лицам, занимающимся торговлей людьми, и военные действия против мирных жителей», — говорится в статье. И чем больше Еврокомиссия цепляется за фантазию, что Турция однажды вступит в ЕС, тем больше она укрепляет сепаратистские силы в Европе, предупреждает он.

Ключевой вопрос звучит не так, как его формулируют расисты из Восточной Европы: «Смогут ли 75 млн мусульман вступить в ЕС?» Он таков: может ли государство, столь фундаментально нарушающее копенгагенские критерии членства в ЕС, находиться на каком-то этапе процесса вступления туда? «Ответ, очевидно, должен быть отрицательным — и, как только его сообщат Эрдогану, у ЕС появятся обязательства предложить программу поддержки светским демократическим силам, которые должны прийти к власти, чтобы переговоры о вступлении возобновились», — считает автор публикации.

«Миграционный кризис: Европа бессильна перед турецким шантажом» — констатирует французская Le Figaro.

Однако перед лицом сегодняшнего миграционного кризиса Европа решила вручить свою судьбу в руки исламо-консервативного режима Реджепа Эрдогана и умолять Анкару об уступках, пишет обозреватель Алексис Феерчак. Это стало нежданной удачей для Турции, которая ранее оказалась в дипломатической изоляции на международной арене из-за того, что играла с огнем в сирийском конфликте. Турция, не являясь членом ЕС, устанавливает высокую цену за свои услуги. Как случилось, что Европа загнала себя в такой тупик, что сегодня она подчиняется шантажу Эрдогана?

Издание напоминает историю развития миграционного кризиса, усугубленного щедрой гостеприимной политикой «мамы Меркель», не согласованной с другими европейскими странами. «Германия играла с огнем», желая навязать свое единоличное решение всей Европе, полагает автор статьи, и «канцлер Меркель сама вырыла могилу Шенгенской зоне, являющейся наряду с евро наиболее ощутимой иллюстрацией европейского единства».

«Вследствие этой неразумной политики Европа оказалась заложницей капризов Реджепа Эрдогана, который понял, что мигранты могут стать геополитическим орудием усмирения европейских стран. Саммит ЕС-Турция 7 марта — итог этой немецкой политики, сделавшей Турцию хозяйкой игры в миграционном кризисе», — отмечает автор, подчеркивая, что Европа бессильна перед шантажом Реджепа Эрдогана.

Но каковы гарантии, что Анкара выполнит свою часть соглашения? Для Анкары сохранение миграционного кризиса в Европе — средство сохранить выгодное для нее соотношение сил и добиться еще большего от Брюсселя, продолжает Феерчак. «В условиях, когда Турция все больше напоминает «исламистскую демократуру», где свобода слова ущемляется, а исламский консерватизм ужесточается с каждым днем, Анкара добьется символического возобновления процесса интеграции в Евросоюз с сопутствующим выделением европейских денег», — подчеркивает автор.

За свою неспособность самостоятельно урегулировать миграционный кризис Европа дорого заплатит Анкаре. «Желая любой ценой решить с Анкарой миграционный кризис, европейские лидеры, похоже, забывают, что этот кризис будет по большей части решен тогда, когда наметится конец конфликта в Сирии и Ираке, — продолжает обозреватель. — Самое худшее в зависимости Европы от Турции — то, что она поощряет Анкару и дальше раздувать огонь в Леванте».

«Ставка канцлера Ангелы Меркель на превращение президента Эрдогана в главного партнера Европы в урегулировании миграционного кризиса чревата повторением стратегических ошибок, совершенных в Сирии, когда Запад заключил опасный союз с такими суннитскими державами, как Турция, Саудовская Аравия и Катар. (…) В случае заключения соглашения между Анкарой и Брюсселем остается открытым вопрос, действительно ли Турция заинтересована в решении миграционного кризиса в Европе. Реджеп Эрдоган, похоже, по достоинству оценил новое геополитическое оружие, предоставленное ему европейской и особенно немецкой миграционной политикой. Главные ее жертвы — мигранты», — резюмирует издание.

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.