КОРРУПЦИЯ-КОРМИЛИЦА. На борьбе с коррупционерами правоохранители Украины зарабатывают бешеные бабки

За последний год в правоохранительной системе Украины появилось сразу несколько новых структур: целых три антикоррупционных, Киберполиция, а 1 марта к ним еще на бумаге присоединилось Госбюро расследований. Зарплаты сотрудников заставят обзавидоваться многих — от 30 тысяч гривен у рядовых до 70 тысяч гривен у руководства. Под стать им и траты ведомств, пишут «Вести». А вот результаты их работы пока, по словам экспертов, не видны.

Дорогое бюро

Антикоррупционное бюро (НАБ) заработало в апреле 2015 года и сразу удивило своими закупками, о чем подробно писала «Прокурорская правда» — рубашками по 1,7 тысяч гривен, футболками — по 1,1 тысяч, носками за 373 гривен. Глава НАБ Артем Сытник в ответ объяснил, что это форма для спецназа, и она в принципе не дешевая.

Бюджет НАБ на 2016 год при штате в 700 сотрудников заложен в 486 миллионов гривен, из которых 42 миллиона потратят на информатизацию. Зарплаты у детективов — 31,5 тысяч гривен, а глава Артем Сытник заявлял о своих ежемесячных 70 тысячах гривен.

Время от времени бюро рапортует о результатах. 19 февраля они задержали руководителя государственной финансово-кредитной организации Арсена Исаакяна по подозрении в растрате 14 миллионов гривен. А 1 марта  — ректора Бердянского университета менеджмента и бизнеса Лидию Антошкину, которая пыталась дать 10 тысяч долларов взятки замминистра образования Андрею Гевко.

Памятным так же стал случай, когд сотрудники НАБ даже умудрились задержать кандидата в свою структуру — там заявили, что прокурор отдела гособвинения в высших судах управления поддержки государственного обвинения в суде Департамента поддержки гособвинения и представительства интересов граждан и государства в судах ГПУ Александр Матюшко предлагал конкурсной комиссии 10 тысяч долларов за положительный результат.

С другой стороны — детективы НАБ крупно облажались в Тернополе, когда по заявлению обвиненного в корурпции врача устроили грандиозный шмон, но доказать взяточничестве в рядах пркоуратуры и полиции региона не смогли.

Бороться со взятками оказалось некому

Создание Нацагентства по вопросам предотвращения коррупции  — одно из требований по предоставлению нам безвизового режима. Правда, структура не может пока заработать.  Как сообщила депутат Ирина Геращенко, те, кто прошли отбор в Нацагентство вдруг отказались. Для запуска НАПК было бы достаточно избрания трех членов из пяти, но один из них Виктор Чумак хлопнул дверью, заявив, что ни правительство, ни члены коалиции не заинтересованы в работе НАПК.

Пока известно, что зарплаты у сотрудников будут минимум 26,8 тысяч гривен, а у директора — от 35 тысяч.

Зато приступили к своим обязанностям в Специализированной антикоррупционной прокуратуре (САП), которое должно контролировать Антикоррупционное бюро. Средняя зарплата в ведомстве почти 60 тысяч гривен, а у главы ведомства Назара Холодницкого — около 80 тысяч гривен.

Сотрудники САП сидят в здании бывшей Днепровской экологической прокуратуры  — это отремонтированное помещение экс-генпрокурор Виктор Пшонка открыл в марте 2012 года. По данным источников в прокуратуре, основная статья расходов специализированных прокуроров — зарплаты. 

Есть перспектива?

Мнения экспертов о том, нужны ли нам сразу три антикоррупционных органа, разделились. Экс-первый замгенпрокурора Николай Голомша считает, что необходима противовесов, чтобы никто не мог монополизировать тему борьбы с коррупцией и погрязнуть в политической борьбе.

«НАБУ должно быть самым эффективным органом, потому что у них есть нужные полномочия, оперативные службы, правовое обеспечение. Плюс есть специализировання прокуратура, которая осуществляет надзор за НАБУ. Весь этот процесс зациклен, автономный, у него есть перспектива. Но результаты их работы можно будет оценивать через год, не раньше», — сказал Голомша.

Экс-замглавы МВД Михаил Корниенко считает, что чем больше структур, тем больше неразберихи. «В Европе нет таких структур, там эти вопросы решают обычные органы. Пока отдачи я от них не вижу, только пиар. Из 1500 коррупционеров, привлеченных к ответственности за последние два года, сидят только двое», — отметил он.

К тому же расходы на борцов коррупции немаленькие. Но глава правления Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин считает, что это оправдано. «Это нонсенс, чтобы человеку, который расследует миллионные дела, платили 5 тыс грн», — говорит грантоед.

В то же время, как заявил в интервью ZN.UA директор Антикоррупционного бюро, с учетом создания новых органов по борьбе с коррупцией, речь идет о борьбе с этим явлением на трех уровнях.

«Из новых органов, между которыми будут разделены компетенции, на сегодня создано НАБ. Правоохранительный орган, расследующий уголовные дела, которые касаются коррупции высшего уровня. Наша подследственность — министры, депутаты, то есть госслужащие 1–2 категории. Средняя коррупция (госслужащие 3 категории) — это уровень еще не созданного ГБР (Государственного бюро расследований). Коррупция на местах — сфера полиции.  Все органы независимы и равноправны. Единственное, что отличает нас — право директора НАБ (по согласованию с антикоррупционным прокурором, возглавившим вновь созданную Антикоррупционную прокуратуру, которая в рамках отдельного подразделения ГПУ будет осуществлять процессуальный надзор за деятельностью детективов НАБУ) истребовать дело в Генпрокуратуре, ГБР или у полиции. Ведь мы работаем с «тонкими» коррупционными схемами и, порой, чтобы выйти на чиновника высокого уровня, стоит начать расследование с персоналии помельче», отметил он.

По словам Сытника, параллельно с вышеперечисленными органами функциями превенции будет заниматься Агентство по предотвращению коррупции.

«Но оно существует пока только на бумаге. Как, впрочем, и Агентство по возвращению и управлению активами. Насколько будет эффективен этот орган, может показать только практика.  Таким образом, система прописана. Она достаточно четкая. Никаких спекуляций по поводу дублирования функций новыми органами здесь быть не может. Возможно, на сегодня и есть какие-то нестыковки с подследственностью, но это может быть оперативно решено», — заключил директор НАБ.

«Бумажная» полиция

Киберполиция хоть на бумаге и начала работу в ноябре 2015 года, ее сотрудники только готовятся приступить к учебе (до этого был конкурс). В это время им будут платить 2500 гривен, а затем спецагентам сулят аж по 25-30 тысяч гривен.

Всего тут планируется 400 сотрудников, которые будут бороться с кражей у пользователей Сети логинов и паролей, онлайн-мошенничеством, пиратством, незаконным просмотром спутникового и кабельного ТВ, распространением вирусов и экстремизма в Сети.

«Раньше с киберпреступностью тоже боролись, но этим занимались обычные оперативники. Эта сфера требует квалификации, а специалисты на зарплату в 5-6 тысяч гривен не идут. В новой структуре обещают неплохие зарплаты, так что есть шанс, что эффективность будет выше», — говорит замглавы Интернет ассоциации Украины Александр Ольшанский.

антикоррупционное бюро,

Прокуратура,

МВД,

Коррупция,

Взятка,

Артем Сытник,

Холодницкий Назар,

Виктор Чумак,

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.