Удалить из друзей

В селе Глебовка, на трассе, ведущей в охотничье хозяйство Януковича Сухолучье, есть небольшой коттеджный городок. Здесь, в лесной глуши на берегу Киевского моря, находится гостевой домик, где проводят конфиденциальные встречи премьер Арсений Яценюк и бизнесмен Ринат Ахметов. Место для свиданий предоставляет живущий тут бывший депутат Николай Мартыненко.

На сегодняшний день Ахметов — самый сильный закулисный союзник Яценюка, балансирующего на грани отставки. Два года премьер стоял на страже интересов главного партнера Виктора Януковича, что вылилось в прямой конфликт с министром энергетики Владимиром Демчишиным. Подконтрольное Яценюку предприятие Энергорынок без раздумий переводило деньги в зону АТО за электроэнергию, произведенную и, главное, потребленную на оккупированных территориях вопреки ограничениям Совбеза.

Эта история — одна из множества, когда глава правительства руководствовался интересами кланов. За годы его правления Украина не смогла избавиться от влияния олигархов на экономику, а единственным достижением можно назвать реформу на рынке газа, проведенную командой главы НАК Нафтогаз Украины Андрея Коболева, маневрировавшей между интересами Мартыненко, Кононенко, Еремеева и Коломойского.

Арсений Яценюк утратил поддержку граждан, Верховной рады и зарубежных инвесторов. Но при этом он продолжает шантажировать всю страну, угрожая выходом Народного фронта из коалиции, если парламент снимет его с должности. Досрочные выборы, которые пройдут в этом случае, нипочем ближайшему соратнику Яценюка Андрею Иванчуку — он вывез семью в Монако. Но для миллионов сограждан выборы чреваты остановкой реформ на несколько месяцев, срывом программы МВФ и дальнейшим усилением популизма и милитаризации общества.

Союзниками Яценюка стали западные дипломаты, которые боятся любой нестабильности и всегда на стороне консервативного сценария. Так Буш-старший призывал Украину не выходить из СССР за несколько месяцев до распада Союза, а Сикорский и Штайнмайер — подписать мировую с Януковичем за сутки до его побега. Но граждане всегда вносят свои коррективы. Даже после падения Берлинской стены канцлер ФРГ Гельмут Коль предполагал, что объединение Германий займет пять-десять лет, тогда как под давлением общества это заняло меньше года.

У Украины все еще есть шанс избежать досрочных выборов. Выходом из кризиса должна стать перезагрузка. Этот сценарий полон рисков и неопределенности, но при правильной реализации может оказаться оптимальным. Массовая приватизация, дерегуляция для бизнеса, реформа налоговой и таможни, охота на коррупционеров. И власть должны покинуть все одиозные лица — от Яценюка и Шокина до Авакова и Кононенко. Пребывание последнего в парламенте остается вызовом, уничтожающим рейтинг президента.

Вообще, каждый украинский президент или премьер-министр с соответствующими амбициями имел своего Кононенко. У Лазаренко был Кириченко. У Кучмы — Волков. У Ющенко — его брат. У Тимошенко — Медведчук. У Януковича — Иванющенко. Роман Абрамович во времена Бориса Ельцина тоже зарабатывал на власти, но никогда не совался в публичную политику.

Поэтому Порошенко нужно жертвовать крупной фигурой, чтобы сохранить нечто большее — доверие граждан к власти. Сегодня 60% украинцев считают президента главным ответственным за борьбу с коррупцией. И присутствие в его окружении человека, которого действующий министр с обширными связями на Западе обвинил в распределении теневых потоков, станет кровоточащей раной в репутации Порошенко.

Настало время уйти Кононенко. Это жертва — как Клюев и Захарченко в декабре 2013 года для Януковича. Если бы он отдал двух видных деятелей своего режима, то, возможно, до сих пор правил бы Украиной. И если Порошенко не может настаивать на уходе своего товарища, Кононенко должен облегчить ему участь и сам попросить о сложении мандата.

Оставив же Кононенко во власти, Порошенко не решит проблему, а только отложит — и свою цену он заплатит, но она будет значительно выше. Ему хотелось бы вернуться в май 2014 года, когда рейтинг составлял 54%. Но этого уже не произойдет. Сегодня он — наиболее стремительно теряющий поддержку среди всех предыдущих президентов. И 2016й — год президентского экватора. Через девять месяцев пройдет половина каденции, по результатам которой можно будет говорить о перспективах Порошенко. Это будет прыжок, позволяющий переизбраться на второй срок, или же он превратится в “хромую утку”, обреченную на поражение. И решается это уже сейчас.

Сергей Лещенко, нардеп

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.