«Крокодил из реки Янцзы». Скромный учитель Ма Юнь превратился в миллиардера №2 Китая

Скромный учитель Ма Юнь создал мегакомпанию, которая контролирует рынок интернет-торговли Китая и расползается по всему миру, а сам он превратился в миллиардера Джека Ма. Он родился в Ханчжоу, его родители были провинциальными музыкантами, и к 16 годам он ничего не смыслил в современных технологиях. Затем он стал скромным учителем английского языка, а уже через пару десятков лет — одним из богатейших людей в Китае. Такова история Ма Юня, также известного как Джек Ма, 16 лет назад создавшего Alibabа Group — торговый интернет-гигант, на который теперь приходится около 80% китайской электронной коммерции.

Сегодня бизнес-империя Ма включает в себя несколько направлений, среди которых интернет-магазины Alibaba. com, AliExpress, Taobao (китайский вариант американского аукциона eBay), а также платформу для совершения электронных платежей онлайн Alipay.

В прошлом году первичное размещение акций компании на Нью-Йоркской фондовой бирже закончилось небывалым успехом: она провела рекордное IPO на $25 млрд.

В первый же день торгов акции Alibaba подорожали на 38%, взлетев до $68 за штуку, а рыночная капитализация компании достигла $231 млрд, что по совокупной стоимости больше лидеров интернет-торговли Amazon и eBay. Финансовые акулы с Уолл-стрит ахнули — это IPO оказалось крупнейшим в истории Нью-Йоркской биржи, да и всех торгов мира. Вслед за этим Ма стал первым китайским предпринимателем, попавшим на обложку американского делового издания Forbes.

Компании со сказочным названием — сказочный успех. Выручка холдинга за последний финансовый год (закончился 31 марта 2015 года) составила $76,2 млрд, что на 45% больше, чем годом ранее, а чистая прибыль продемонстрировала рост на 4%, достигнув $24,3 млн.

Недавно Forbes оценил состояние Ма в $22,7 млрд, разместив его на втором месте в списке самых богатых китайцев и на 33м месте в списке богатейших людей мира.

Впрочем, куда более цифр впечатляет история успеха самого собственника Alibabа, который теперь в Китае считается культовой фигурой и примером для подражания молодежи.

“Alibaba является хорошим примером компании, появившейся в правильном месте и в правильной отрасли и имеющей правильную бизнес-модель”,— комментирует НВ ошеломительный успех китайского предпринимателя экономист Дэн Стейнбок, эксперт шанхайского Института международных исследований и американского Института Индии, Китая и Америки.

Уроки английского

В детстве Ма ничего не знал о западной культуре, однако после того как в 1972 году президент США Ричард Никсон посетил Ханчжоу, родной город Ма стал настоящей туристической Меккой. Приезжие иностранцы манили Ма, словно магнит, поэтому, будучи подростком, в течение восьми лет он рано утром приезжал на велосипеде ко входу гостиницы, расположенной недалеко от Ханчжоу, и предлагал приезжим бесплатные экскурсии по своему родному городу. Так он совершенствовал английский.

Позже Ма признал, что общение с людьми западной культуры изменило его. Туристы приоткрыли дверь в совершенно другой мир, и все, что они ему говорили, полностью отличалось от того, что он слышал в школе и от родителей. Примечательно, что именем Джек, под которым он приобрел всемирную славу, его нарекла одна из туристок.

Теперь бизнесмен признается, что пережил немало неудач. Он дважды пытался поступить в колледж и дважды проваливался. В итоге ему удалось попасть в Педагогический институт Ханчжоу, который, по словам Ма, считался худшим учебным заведением города. Окончив вуз, будущий миллиардер стал преподавать там же английский, получая всего $12–15 в месяц.

В 1992 году в Китае появились первые предвестники экономического подъема, и Ма попытался поменять работу, но ему везде отказывали. Теперь он с удивлением вспоминает время, когда не смог получить даже место помощника менеджера в ресторане сети KFС.

“Всего в компанию обратились 24 человека,— рассказывает Ма.— 23 кандидата были приняты на работу, отказали только мне. В полицию пришли устраиваться пятеро человек, четверо получили мундиры, а мне отказали. Гарвард отказывал мне десять раз, когда я подавал заявление на зачисление”.

Пытаясь подработать, Ма основал небольшой переводческий бизнес, а в середине 90х отправился на заработки в Сиэтл. Только там Ма узнал, что такое интернет. Научившись пользоваться компьютером, он вбил в поисковик слово пиво и не нашел ни одного китайского производителя этого напитка. Тогда Ма отправил в качестве запроса слово Китай и снова получил нулевой результат. В тот момент он понял, что Поднебесная является непаханым полем для интернет-стартапов.

Вернулся домой Ма окрыленный. Твердо решив создать свою интернет-компанию, он при помощи жены и друзей собрал стартовый капитал в $2 тыс. Ма рассказал им про то, что видел в Америке,— а именно повсеместно сидящих за компьютерами людей. Впервые подключаясь к интернету в Китае, Ма собрал знакомых — страница грузилась около трех часов, но будущий бизнесмен был чрезвычайно горд.

“Я доказал друзьям: интернет существует”,— вспоминает он.

Американский китайский

Тогда Ма Юнь с женой основали свою первую интернет-компанию Китайские желтые страницы, собиравшую информацию о местных организациях. Бизнес развивался настолько успешно, что через некоторое время, в 1997 году, первопроходца вместе с его командой даже пригласили поработать на правительство — они разрабатывали сайты для министерства экономики и торговли и некоторых других государственных структур.

Опыт работы чиновником помог Ма в будущем, считают аналитики. “Бизнес в области электронной коммерции тогда мог создать только тот, у кого были хорошие отношения с правительством”,— считает Лоуренс Риардон, профессор Нью-Гэмпширского университета, который специализируется на Китае.

 Как раз тогда Дэн Сяопин, который возглавил Китай после Мао Дзедуна, внес значительные изменения в экономический курс страны, стремясь переориентировать ее на внешние рынки и подтолкнуть к рыночной экономике. Улучшение бизнес-климата в стране прямотаки толкало в спину предприимчивого Ма, и он хотел идти дальше. В поисках инвесторов он отправляется в инновационную Мекку мира — Кремниевую долину. Однако здесь его ждало разочарование: в Америке никто не поверил китайцу, который рассказывал о своих наполеоновских планах.

Позже он, уже будучи миллиардером, скажет, что не пишет бизнес-планов — это желание у него пропало после того, как американские инвесторы заявили, что бизнес-план у него никудышный.

Тем не менее инвестиции настойчивый предприниматель все же нашел, правда, уже в Китае. При помощи 18 друзей ему удалось собрать $60 тыс. Этой суммы хватило для начала сказки под названием Alibaba.

Сезам, откройся!

Первоначальная концепция была очень проста. Ма знал, что в Китае огромное количество производителей различной продукции, которые жаждут найти покупателя заграницей. В поисках клиента приходится участвовать в выставках, что не всегда по карману компании. Именно для таких производителей Ма и решил создать интернет-платформу, которая предоставит поставщикам возможность при помощи нескольких простых действий размещать предложения товаров, которые покупатель сможет приобрести напрямую.

На его сайте каждая компания получила возможность бесплатно создать страничку и предложить свои товары. За дополнительные рекламные услуги Alibaba назначила плату.

Так же, как волшебная фраза “Сезам, откройся!” в известной сказке Али-Баба и сорок разбойников открывала вход в пещеру с сокровищами, компания Ма должна была открыть китайским производителям выход на международный рынок.

Этот проект стал понастоящему успешным — позже в него инвестировали такие гиганты, как поисковик Yahoo! и инвестиционная компания Goldman Sachs. А сам Ма превратился в гуру китайского бизнеса, идеи которого способны вызвать восхищение у западных бизнес-специалистов.

 К примеру, по его утверждению, настоящие возможности лежат там, где их никто не видит. Поэтому если на совещании какоето его предложение поддерживают 90% присутствующих, Ма тут же снимает его с голосования и выбрасывает в корзину, так как считает, что это бизнес-решение лежит на поверхности, а значит, оно доступно конкурентам, и о лидерстве в данном вопросе можно забыть.

Хотя СМИ называют Ма китайским Цукербергом, он, в отличие от создателя социальной сети Facebook, плохо разбирается в современных технологиях и нередко для того, чтобы закачать фильм или программу на свой гаджет, просит помощи коллег.

Он признался, что никогда не обсуждал с подчиненными технологии, необходимые для создания и продвижения тех или иных продуктов. Ма считает, что глава компании не должен контролировать каждый шаг разработчиков, однако в качестве пользователя он всегда тестирует, насколько удобно совершать те или иные операции, которые предлагает его компания.

Бизнесмен отличается собственной уникальной философией, изза которой СМИ нередко называли его безумным Джеком. “Безумный — не значит глупый”,— парирует бизнесмен.

Он предложил своей компании множество талантливых идей, которые привели ее к успеху, утверждают специалисты. Так, в борьбе с глобальной экспансией американского eBay Ма в своем аукционе Taobao перестал облагать сделки комиссией и таким образом не просто сохранил, а приумножил количество клиентов.

“EBay — это акула в океане, но я — крокодил в реке Янцзы,— заявил, довольно потирая руки, Ма.— Если будем сражаться за океан, то проиграем, но мыто бьемся за реку и одержим верх”.

По мнению Стейнбока, Ма тонко чувствовал рынок. К примеру, когда проникновение интернета было не таким сильным, он выбрал бизнес для бизнеса — то есть предоставлял возможность компаниям найти клиента. Когда же в Китае начался потребительский бум, Ма вовремя сделал ставку на обычного покупателя и запустил интернет-аукцион.

Сейчас, по словам аналитика, в Китае 670 млн интернет-пользователей, и их число постоянно растет. То есть для развития интернет-торговли здесь попрежнему огромное пространство.

Сегодня у Alibaba приобретают товары 376 млн покупателей в год, однако эксперты утверждают, что потенциал интернет-компании значительно выше. 11 ноября 2014 года, в День холостяка — в Китае так называется день, который сродни американской “черной пятнице”,— Alibaba смогла продать товаров на $9 млрд.

Миллиарды мало изменили уклад жизни скромного учителя. Достигнув 51летнего возраста, Ма утверждает, что быть богатым — тяжелое бремя. Когдато в молодости он мечтал завтракать, обедать и ужинать всякий раз в разных странах, однако признается, что теперь считает такое желание ужасным.

Он, как и в молодости, увлекается кунг-фу, обучает этому искусству своих подчиненных, а также вкладывает огромные средства в защиту окружающей среды. Являясь законченным идеалистом, Ма призвал своих сотрудников использовать заработанные ими деньги для того, чтобы стать понастоящему благородными, добрыми и счастливыми людьми, способными помогать ближнему. Именно поэтому в его компании работает много женщин, так как они, по мнению бизнесмена, более склонны заботиться о других.

Чтобы иметь больше личного времени, в 2013 году Ма покинул пост президента компании, хотя остался председателем совета директоров. “Я всегда говорю себе, что мы рождены не для работы, а для того, чтобы наслаждаться жизнью и делать жизнь других людей лучше”,— подчеркнул Ма.

Пять советов от Джека Ма:

1. В качестве партнера вы должны найти когото, кто дополняет ваши умения. Вам не нужен ктото успешный — ищите правильных людей, а не лучших.

2. Бесплатно — очень дорогое слово.

3. Сегодня будет непросто, завтра будет еще хуже, но послезавтра все будет прекрасно.

4. Настоящие возможности лежат там, где их никто не видит.

5. Номер один — это клиенты. Номер два — сотрудники. И только потом, под номером три — акционеры.

Материал опубликован в НВ

 

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.