Влада Прокаева: я никогда не давала взяток

Месяц назад о скандале вокруг руководства музея «Киево-Печерская лавра» гремели все центральные украинские СМИ. Сегодня, когда страсти чуть поутихли, одна из главных фигуранток скандала Влада Прокаева согласилась ответить на вопросы «Обозревателя».

— Влада, Вы появились в музее «Киево-Печерская лавра» уже давно, но поначалу работали там на общественных началах. О Вашем назначении заместителем директора музея официально было заявлено только в июле. Это значит, что назначение не было спонтанным. Вас к нему так долго готовили или просто колебались, назначать Вас или нет? Какую роль в этой задержке сыграло Ваше предыдущее активное увлечение модельным бизнесом?

 — Модельный бизнес для меня был не «активным увлечением», а профессией и бизнесом. Агентство Karin MMG под моим руководством было признанным лидером модельной индустрии Украины, сумевшим поднять эту отрасль на качественно новый уровень, а также давшим миру не одну топ-модель и победительницу международных конкурсов красоты. В этой сфере все высоты для меня были покорены еще 5-6 лет назад.

Именно тогда я приняла решение сменить род деятельности – поступила в Дипломатическую академию при МИД Украины, учредила Благотворительный фонд «Одаренные дети – будущее Украины», в рамках которого разработала и воплотила не один социальный, культурный и образовательный проект совместно с государственными органами и международными организациями.

В частности, Фонд реализовал Всеукраинский культурно-образовательный проект ЮНЕСКО «Всемирное наследие в руках молодежи», воплотил программу «Диалог культур и цивилизаций», цель которой — ознакомить подрастающее поколение с культурным наследием и традициями стран мира. Совместно с представительством ООН в Украине Фонд провел акцию «Зеленая аллея ООН», приуроченную ко Всемирному дню охраны окружающей среды, а также присоединился ко Всемирной инициативе «Час Земли», нацеленной на экономию энергии и сохранение экологии Земли.

Успешно реализованы Всеукраинский социально-воспитательный проект «Я — Берегиня», Всеукраинская программа пополнения необходимой современной энциклопедической, научно-популярной литературой 24-х областных библиотек Украины для юношества «С книгой в сердце» и кампания по популяризации чтения «Читай книгу». С 2007 года успешно реализуется программа «Поддержи юный талант», которая нацелена на предоставление поддержки, материальной и технической помощи юным украинским талантам – в частности, молодым музыкантам, воспитанникам Киевской средней специализированной музыкальной школы-интерната им. Н.Лысенко при Национальной музыкальной академии Украины.

— Как Вы думаете, зачем министерство культуры назначило заместителем директора крупнейшего и ценнейшего музея человека без профильной специальности, музыканта по образованию и популярное лицо национального модельного бизнеса по роду занятий? Какие у Вас отношения с министром культуры Кулиняком?

 — Меня назначило не министерство. Министерство назначает только генерального директора заповедника – по контракту. Все остальные назначения в заповеднике, в том числе, и замов, находятся в компетенции генерального директора. То есть на должность заместителя гендиректора меня назначила Виктория Лесничая

С министром культуры Михаилом Кулиняком у меня отношения исключительно рабочие. Они сложились в тот период, когда мой Фонд проводил с Министерством культуры совместные проекты: Всеукраинскую программу пополнения 24-х областных библиотек Украины для юношества «С книгой в сердце» (2010-2011); Всеукраинскую социальную кампанию по популяризации чтения «Читай книгу» (2010-2011); Всеукраинский культурно-образовательный проект «Всемирное наследие в руках молодежи» (Україна 2011) World Heritage in Young Hands; Всеукраинский социально-воспитательный проект «Я — Берегиня»; программу «Поддержи юный талант»; выставку к 20-летию независимости Украины в ООН Хэбитат (Кения, Найроби) скульптора Николая Знобы и художника Даниила Дирова; передачу в рамках фестиваля «Киев-Мьюзик-Фест» возобновленных архивов концерта фа-мажор знаменитого украинского композитора Левка Ревуцкого и многие другие инициативы. Тогда же я познакомилась и с Викторией Лесничей, которая на тот момент была заместителем министра.

— Одним из главных упреков в Ваш адрес была съемка в журнале «Плейбой». Виктория Лесничая говорит, что для нее это было сюрпризом…

 — Относительно съемки в Playboy могу сказать одно – я тогда работала в шоу-бизнесе, и съемка для данного издания была возможной. Когда я решила сменить род деятельности, то даже и не думала скрывать факт фотосессии в Playboy, поскольку четко понимала: эта съемка состоялась в период моей работы в модельном бизнесе – это уже пройденный этап. Я всегда стремлюсь идти вперед. Люблю меняться, развиваться. Если следовать вашей логике, то и в рекламе сигарет снимался Президент США Рейган, а в «Терминаторе» — губернатор штата Калифорния.

 Когда Виктория Лесничая заявляет, что о съемке для Playboy она не знала — она лукавит, в ней просто говорит ее давняя обида. Увидев мою фотосессию, она сказала, что тоже всегда хотела быть знаменитой, поинтересовалась, как можно и ей тоже попасть на обложку Playboy и обратилась ко мне с просьбой о протекции. Однако она несколько переоценила свои внешние данные. К тому же Виктория Николаевна в анкете указала рост 165 см, а на самом деле у нее рост 150 см. Конечно, с такими параметрами у нее было мало шансов попасть на страницы журнала, и у нее с тех пор остался женский комплекс.

 К сожалению, это далеко не единственное ее лукавство. Ей зачем-то понадобилось запустить в СМИ абсолютно ложную информацию о семейном положении моего коллеги – Валерия Панченко, который тоже был ее замом. Она заявила, что Панченко женат на бывшей жене министра культуры Михаила Кулиняка и воспитывает ребенка министра от первого брака… Это заявление не просто ложно – оно в принципе абсурдно. Поскольку Валерий Валентинович мой коллега, я знаю его супругу Марину, она несколько раз приходила в заповедник.

Я также знаю, что у супруги министра совсем другое имя, их дочь живет с ними, и любой желающий может увидеть в Интернете фото министра и его дочери, сделанные на различных мероприятиях. Виктория Николаевна проработала рядом с министром больше года и прекрасно знает его семейное положение. Она также знакома и с женой Панченко и прекрасно знает, что Марина никогда не была в браке с министром. Так что можно только поражаться отсутствию пределов лжи, которую этот человек сознательно запускает в массы.

— Зачем нужно было это назначение Вам, человеку весьма далекому от музейного дела? Поиск новой личной миссии? Развлечение для скучающего по социальной активности человека? Стремление принести человечеству пользу в новом, незнакомом деле? Или, может быть, какие-то загадочные дела, о которых лучше не знать общественности?

 — Общественности следует знать, что я достойно закончила Дипломатическую академию при Министерстве иностранных дел Украины, несколько лет посвятив учебе. В совершенстве владею английским, закончила курсы синхронных переводчиков. В настоящее время я продолжаю обучение в аспирантуре, выбрав профильную тему кандидатской диссертации «Роль ЮНЕСКО в сохранении культурного наследия в Украине». Могу всех заверить, что мой диплом об окончании Дипакадемии – настоящий, и это легко проверить.

А моим «биографам», которые рассказывают, что, дескать, я там не училась и не работала, советую тщательнее проверять информацию. Кафедра ЮНЕСКО была создана в структуре Дипакадемии соответствующим Приказом ректора. На период проведения административно-организационных мероприятий по учреждению ее деятельности (с 01.09.2010 по 31.08.2011) заведующим кафедры был назначен кандидат филологических наук, Почетный доктор Дипломатической академии Украины, Чрезвычайный и Полномочный Посол, постоянный представитель Украины в ЮНЕСКО, известный дипломат Юрий Николаевич Кочубей. Я была назначена его заместителем.

На протяжении вышеуказанного периода кафедра в соответствии с планом работы обеспечивала необходимые мероприятия (круглые столы, книжные выставки, концерты и т.д.), в том числе и преподавание факультативов слушателям Академии: «Всемирное наследие ЮНЕСКО», «Право интеллектуальной собственности» и др. Этап организационно-правового оформления кафедры начался со второй половины 2011г. В соответствии с обращением Академии Министерство иностранных дел Украины передало в Постоянное представительство Украины при ЮНЕСКО проект создания и регистрации кафедры ЮНЕСКО на базе Дипакадемии.

Также Постоянное представительство передало документы на рассмотрение в сектор образования Секретариата ЮНЕСКО. По состоянию на сегодня этот вопрос продолжает находиться на рассмотрении, поэтому в связи с длительным процессом регистрации кафедры в соответствующих институциях, информация про кафедру ЮНЕСКО была снята с сайта Академии и других интернет-источников.

Считаю, что вопрос моего образования и его соответствия занимаемой должности на этом можно считать исчерпанным. Моя задача в Киево-Печерском историко-культурном Заповеднике – международное сотрудничество. Работа по международному направлению для меня не нова, а профильное образование и связи с международными организациями и фондами позволяют мне быть полезной заповеднику и привнести свежий взгляд на развитие международного сотрудничества НКПИКЗ.

— Вы перед телекамерами заявили, что за свое назначение дали взятку директору музея Лесничей для министра культуры Кулиняка в размере 50 тыс. долларов. Это Вы сгоряча сказали, или действительно все так и было?

 — Все было не так. Как было на самом деле, я рассказала перед телекамерой. А дальше в силу вступило великое орудие журналистов – монтаж. Телеканал, выпустивший тот пресловутый сюжет, смонтировал его так, что все мои объяснения превратились в громкое заявление о том, что «Влада Прокаева дала взятку министру».

 Данная ситуация выглядела следующим образом. Еще до моего назначения на должность зама генерального директора Киево-Печерского заповедника Виктория Лесничая попросила меня одолжить ей 50 тысяч долларов для ремонта помещений в корпусе администрации, закупки оргтехники, мебели и проведения Wi-Fi. Я и одолжила. Спустя время, когда ничего из вышеперечисленного не появилось, я задала вопрос, где же это все, и когда я получу обратно долг. Мне ответили: «Ти отримала посаду? До побачення». То есть Виктория Николаевна подчеркнула, что коль она меня уже назначила своим замом, то деньгами, которые я ей одолжила, я как бы должна ее отблагодарить.

 Меня, конечно, это очень возмутило, потому как я не понимала, почему за должность, на которую она меня сама пригласила и на которой я планировала сделать много полезного для заповедника, оказывается, нужно платить деньги, да еще и такие! Я собиралась выяснить все это с Викторией Николаевной, но дальше события стали разворачиваться стремительно. Теперь, оглядываясь назад, предполагаю, что Лесничая специально придала событиям такое ускорение, чтобы растворить в них мой вопрос о том, куда же она дела мои 50 тысяч долларов…

 31 июля в заповедник, как известно (об этом потом сообщило множество СМИ), приехал министр культуры Михаил Кулиняк — чтобы разобраться в сути конфликта, который сложился в коллективе музея. Выслушав всех, Михаил Андреевич дал поручение Виктории Лесничей в течение двух недель привести ситуацию в заповеднике в порядок – в соответствии с трудовым законодательством (нарушения которого были обнаружены). Подчеркиваю, ни о каких увольнениях речь не шла. Министр лишь поручил гендиректору навести порядок в подведомственном ей заповеднике.

После того, как он уехал, Виктория Николаевна вызвала меня в свой кабинет, не уточнив зачем. Я, естественно, решила, что речь пойдет о рабочих вопросах. Когда пришла, увидела, что в кабинете директора находится несколько телекамер.

 Под их прицелами Виктория Николаевна стала заставлять меня написать заявление об увольнении. Это было дико. Спросите у любого человека, что он почувствует в такой ситуации. Первым осознанным желанием было развернуться и уйти, чтобы не участвовать в шоу, которое решила разыграть Лесничая. Но тут она заявила: пишите заявление, Влада Владимировна, потому что вы пришли сюда, чтобы красть. После этого я остановилась и рассказала историю о 50-ти тысячах долларов, одолженных у меня гендиректором.

 И поскольку Виктория Николаевна сообщила мне, что эти деньги ушли на оплату получения моей должности, я и напомнила ей перед телекамерами эту ситуацию. Мне очень хотелось, чтобы обо всем этом узнал министр. Поэтому произнесла фразу: «Лично для министра это говорю». Но в итоге сюжет смонтировали так, что ключевого слова «говорю» в нем не оказалось – и получилось, что я дала деньги «лично для министра».

— Если телеканал смонтировал сюжет так, что в итоге Ваше сообщение о том, кто потребовал от вас 50 тысяч долларов, обернулось в заявление о взятке министру, почему Вы не прояснили это для СМИ? Почему так долго молчали?

 — На следующий день после выхода сюжета, 1 августа, я написала заявление в правоохранительные органы. Началась доследственная проверка. По закону, в этот период я не могла давать никаких публичных комментариев. Правоохранительные органы в течение этого месяца дважды отправляли запрос на телеканал с тем, чтобы получить отснятый (то есть не смонтированный) материал. Телеканал не смог предоставить исходный материал репортажа в связи с отсутствием технической возможности хранения большого объема информации.

Получается, что расследование из-за невозможности получения материалов затягивается. Значит, затягивается пауза, которую я должна была выдержать. Но за время этой паузы тема «о взятке», порочащая и меня, и министра, стала буквально лидером информационного пространства. Поэтому, не дожидаясь результатов следствия, я решила сказать о том, как было на самом деле.

 Даже если исходник не сохранен, в сюжете, вышедшем в эфир, легко идентифицировать места монтажа. То, что я сказала, и то, что услышал телезритель с подачи телеканала, — разные вещи. Посудите сами. Виктория Николаевна говорит перед телекамерой, что у нее есть диктофонная запись разговора с министром, где он спрашивает, брала ли она взятку. Если бы это была взятка, переданная мной для министра, зачем ему было об этом спрашивать, а ей – записывать на диктофон, и тем более, сообщать об этом журналистам? Если вы посмотрите внимательно тот сюжет, то легко заметите, что после произнесенного мною слова «…министра» идет резкий обрыв фразы. И Виктория Лесничая возражает явно в ответ не на то, что я сказала.  Я еще раз четко заявляю: я не давала никаких денег за свою должность, тем более, для министра.

— Лесничая намерена подать на Вас в суд за заявление о якобы имевшей место взятке, а прокуратура уже начала проверку по этому делу. Вы уже общались с представителями правоохранительной системы в связи с этими событиями? Если да, то как прошло общение и чего ожидать дальше?

 — Она, начиная с 1 августа, неоднократно провозглашала, что подала на меня в суд. Но на самом деле суд получил исковое заявление от госпожи Лесничей только 27 августа. То есть почти месяц, в очередной раз, она просто блефовала.

— Чем Вы занимались в лавре, начиная с марта и после официального назначения в июле? Что успели сделать и почему на Вас так активно жаловались в министерство сотрудники музея?

 — Начнем с того, что активно жаловались не сотрудники, а группа, организованная на защиту Лесничей. Когда Виктория Николаевна почувствовала, что в министерстве недовольны ее работой, она быстро организовала самых зависимых от нее людей и отправила их под окна министерства. А когда министр приехал в музей сам, решила применить тактику «сбрасывания бояр на пики стрельцов». Первой и самой удобной оказалась я — как медийная персона. Потом сразу «на пики» полетели все замы. Хороший способ списать свои ошибки, разве не так?

 Что же касается жалоб коллектива, то это надуманная ситуация. Вспомните хотя бы пресс-конференцию помощников Лесничей, когда присутствующим демонстрировали письмо-жалобу якобы от коллектива. Журналисты так и не добились, чтобы им показали хотя бы одну подпись. Когда было письмо в нашу поддержку, под ним стояло 65 подписей реальных людей.

 Я не судья, не даю оценку действиям Виктории Николаевны, но то, как она себя вела, что она позволяла себе в своих высказываниях по отношению к министру, к своим заместителям, сотрудникам и подчиненным – это непрофессионально и по-человечески очень низко. Тем более это просто непозволительно для человека, занимающего должность генерального директора Киево-Печерского историко-культурного заповедника.

 Касательно моей работы, давайте говорить с того момента, когда я официально начала работать. В течение июля-августа нами было проведено ряд переговоров с целью развития и углубления сотрудничества НКПИКЗ с представительствами музейных учреждений, международных организаций и дипломатических представительств, аккредитованных в Украине.

В частности — с Вице-президентом Европейской Экономичной Палаты Коммерции, Торговли и Промышленности Украины, Президентом Украинско-Азейбайджанского Бизнес Совета, руководством Национального музея изобразительных искусств им.Пушкина, Национального исторического музея РФ и многих других международных фондов и организаций. Кроме того, мы инициировали совместное участие Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника и Национальной исторической библиотеки Украины в программе ЮНЕСКО «Память мира».

Были проведены также встречи с представителями Европейской бизнес-ассоциации, Представительства Евросоюза в Украине и Представительства ООН в Украине, во время которых мы обсудили возможности участия заповедника в конкурсах на получение грантов, а также совместное проведение масштабных культурных мероприятий. Например, нами была предложена инициатива относительно проведения в помещении Представительства ООН в Украине выставок из коллекций заповедника с привлечением СМИ.

Также разработан проект «Создание научно-проектного центра реставрации историко-архитектурного наследия на базе Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника» для подачи заявки на грант в размере 10 млн грн. Вместе с тем нами велась работа по проведению круглого стола в рамках Международного молодежного форума по Всемирному наследию, посвященного 40-летию Конвенции ЮНЕСКО по вопросам охраны культурного наследия.

Кроме того, были проведены переговоры с руководством Киевского Международного Кинофестиваля по кинопроекту «Европейская семья»: обсуждалась возможность проведения на территории Заповедника кинопоказов в рамках номинации «Духовное кино». Также нами была инициирована возможность создания новой номинации для молодых режиссеров «Документальное кино: сохранение историко-культурного наследия» в рамках кинофестиваля.

Также в 2013г. совместно с МФГС планируется провести Первый Международный фестиваль заповедников стран СНГ. По моему мнению, одним из наиболее интересных проектов, которые реализовываются на данном этапе, является совместный с одной из всеукраинских газет спецпроект «Великие музеи мира. Киево-Печерская лавра». Кроме этого, инициировано создание на базе НКПИКЗ музейной ассоциации «Киевский регион», в состав которой в частности вошли музеи «Пирогово», «Переяслав», парк «Киевская Русь». И многое другое.

— Действительно ли причиной увольнения стали жалобы сотрудников и не кроется ли за этим увольнением что-то большее? Зачем Вам на территории лавры вооруженная охрана?

 — Еще раз повторяю: уволили не лично Владу Прокаеву. Уволили 4-х замов, нескольких руководителей отделов по профильным направлениям и ряд ведущих сотрудников – всего около 20-ти человек. По поводу охраны: вооруженная охрана мне не нужна ни на территории лавры, ни вне ее, поэтому у меня ее нет в принципе. Вполне возможно, что за охрану приняли водителя или помощника.

— Вы восстановлены в должности замдиректора музея. По официальной версии, ваше увольнение было формально незаконным. Значит ли это, что вскоре Вас уволят с соблюдением формальностей или Вы рассчитываете работать дальше?

 — Восстановили всех, и я не выделяю себя из тех людей, которых уволили. Была восстановлена законность. Остальное в компетенции министерства. Я пришла в Киево-Печерский историко-культурный заповедник работать на благо сохранения его культурного и духовного потенциала для будущих поколений. Мне бы очень хотелось, чтобы именно это было приоритетом в работе единой команды, и вместо выяснения отношений и сведения счетов руководство было нацелено на реализацию поставленных планов. Нездоровые отношения в коллективе не способствуют результативной работе и наносят вред авторитету заповедника. И я, как православный человек и патриот своей страны, переживаю в первую очередь за это.

— В чем Вы видите проблемы музея и каковы, на Ваш взгляд, пути их решения? В каком направлении должен развиваться музей и что для этого развития можете сделать Вы?

 — Киево-Печерский историко-культурный Заповедник — это один из объектов, которые с наибольшим восхищением и любопытством посещают иностранные туристы. Яркие события наподобие Евро-2012 – это хороший повод для интереса к нашей стране. Теперь мы должны удержать это внимание, работать на то, чтобы оно не угасло, а количество желающих ознакомиться с нашим культурным наследием только росло. Мы должны создать механизм и систему интеграции наших музеев в европейское и мировое культурное пространство.

Кроме того, мы можем привлекать внебюджетные средства на развитие музея за счет сотрудничества с разного рода зарубежными фондами и НПО. Именно над этим я хочу работать в Национальном Киево-Печерском историко-культурном заповеднике. В ближайшее время понадобится еще больше активизировать международные связи с музеями мира на самом высоком уровне. «Музейная дипломатия» выходит на новый виток своего развития и становится важным фактором позиционирования страны в мировом и европейском сообществе.

http://obozrevatel.com

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий