«КОСМИЧЕСКАЯ ПАРА» НЕЛЮБОВЫХ. Они снова вместе. Теперь уже навсегда

 На Аллее Славы запорожского кладбища Капустяное, рядом с могилой космонавта ВВС СССР №3 Григория Григорьевича Нелюбова появилась новая могила – его жены и друга, ветерана космонавтики Зинаиды Ивановны Нелюбовой. Об этом сообщил  редакции Хроник и комментариев» кандидат исторических наук, исследователь пилотируемой космонавтики, один из авторов книги «Полшага до старта», посвященной жизни и деятельности нашего знаменитого земляка, Олег Варяник. Он же поделился некоторыми подробностями из жизни этой космической супружеской пары, которую в первом, гагаринском, отряде космонавтов по праву называли самой красивой.

— Олег Валерьевич, чем же супруги Нелюбовы заслужили такую высокую и лестную оценку своих коллег по Звездному?

 — Конечно, не только своей физической красотой. Дело в том, что это были действительно люди не ординарные. Оба они сочетали в себе лучшие человеческие качества: общительность, доброжелательность, гостеприимство, уважение к людям. Их квартиру (а жили они по соседству с семьей Юрия Гагарина, в одном доме) еще в Звездном уважительно называли «кошкин дом». Потому что ее дверь всегда была открыта для друзей. И Григорий Григорьевич, и Зинаида Ивановна были высококлассными специалистами своего дела. Не случайно же капитан Нелюбов был назначен вторым дублером первого космонавта планеты Юрия Гагарина.

 -Из печати известно, что при отборе кандидатуры для первого полета в космос называлась и фамилия Григория Нелюбова…

 -Да, это действительно так. Академик Борис Раушенбах предлагал его кандидатуру на первый полет. Потому что знал его как прекрасного летчика и одаренного человека. Им восхищались Заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Марк Галлай и первый начальник Центра подготовки Евгений Карпов. Его называли своим другом Юрий Гагарин, Павел Попович и Андриян Николаев.

-Зинаида Ивановна тоже была ведь не только женой космонавта…

 -Да, она тоже имеет прямое отношение к космосу. Она 27 лет проработала в этой отрасли. Сначала лаборантом, потом инженером и старшим инженером. В свое время, будучи еще лаборантком, готовила к полету Юрия Гагарина, Валентина Бондаренко, Льва Демина, Владислава Гуляева, Георгия Добровольского и др.

— В общем, Григорий знал, кого брать в жены…

 -Зинаида Ивановна в молодости, еще до замужества, закончила в Симферополе аэроклуб. На ее счету более 60 прыжков разной степени сложности. Окончила она в свое время и курсы стенографисток. То есь, была женой под стать мужу. У нее был утонченный вкус во всем. Одевалась всегда скромно и в то же время красиво. У них не было с Гришей своих детей, но к детям они оба относились исключительно тепло, умели с ними общаться на равных, без сюсюканья, но исключительно уважительно. Не могу не привести такой пример. Когда Гришу отчислили из отряда и им пришлось уехать на Дальний восток, никто не забирал у них прекрасную трехкомнатную квартиру на Чкаловском, она по закону оставалась за ними. Но супруги добровольно уступили ее многодетной семье военного летчика-испытателя. Согласитесь, на такой благородный поступок готовы далеко не все.

— Причина отчисления Григория Нелюбова из отряда космонавтов известна – конфликт с военным патрулем в буфете. Григорию предлагали извиниться, но он этого не сделал, потому что не чувствовал за собой никакой вины. В результате трое космонавтов, в том числе и он, были отчислены из отряда и направлены для прохождения дальнейшей службы в авиационные части. Зинаида Ивановна тоже уехала вместе с мужем?

 — Конечно. Такое назначение их не пугало. Гриша вел себя по-мужски: достойно и очень спокойно. Жене, переживавшей из-за отчисления его из отряда и назначения, по сути дела, на край света, к черту на кулички, Гриша сказал: «Ничего, Зинок, везде служат люди. А Приморье – это хорошее поле для настоящего летчика».

 — И, как вы с Александром Лютым пишете в вашей книге, и там, в глухом поселке Приморья, семья Нелюбовых была объединяющим центром, их квартира по-прежнему была притягательной и гостеприимной.

 -Да, там было то же самое. По воспоминаниям друга Гриши, военного летчика 224-го полка Владимира Даниловича Упыря и в Приморье «Нелюбовские огоньки» проходили живо и интересно. Тамадой на этих огоньках был всегда Григорий. Часто ему в этом помогала и жена.

 — Но жил Григорий, что тоже не секрет, одной мечтой – вернуться скорее в Звездный, полететь, наконец, в космос.

 — Безусловно, это так. Но своими потаенными мыслями о возвращении в отряд с товарищами по работе не делился. И в глубине души очень надеялся на обещание Каманина, начальника Центра подготовки космонавтов о возвращении его к его предыдущей работе, по которой очень тосковал. Но все напрасно. Чем больше проходило времени, тем меньше шансов оставалось на возвращение. И он это отлично понимал. А потом случилась эта непоправимая трагедия: Гриша бросился под поезд, погиб.

— Григорий погиб. В то время Зинаиде Ивановне было всего 32 года. Как сложилась ее дальнейшая жизнь?

 -Она вернулась в Москву, снова стала работать в Центре подготовки космонавтов. Павел Романович Попович помог ей с работой и с жильем. Сначала она жила на Чкаловском, а потом поселилась в Щелково, в Подмосковье. Работала, как я уже говорил, лаборантом, потом, когда окончила университет, работала уже на инженерских должностях в отделе дешифровки контрольно-измерительного комплекса центра управления полетами. Как специалиста, ее там ценили и уважали. Она вообще умела своей открытой душевностью, своей порядочностью располагать к себе людей. Клемент Ефремович Ворошилов ласково называл ее своей внучкой. К ней прекрасно относился академик Королев. Так что это была не просто женщина, жена космонавта. Это была личность. Личность неординарная во всем.

— Больше замуж она не выходила? Все-таки молодая красивая женщина. К тому же мудрая. Наверное же, предложения такие ей были?

 -Спустя годы после гибели Григория, Зинаида Ивановна вышла вторично замуж, за военного. Но прожила с ним не долго –года полтора. Человек попался достойный, но, как она говорила мне, каждый раз сравнивала с Григорием, не могла его забыть. И потому, чтобы не обманывать нового мужа, не претворяться, развелась с ним. Фамилию она вообще не меняла, так и осталась Нелюбова.

— Последние годы Зинаида Ивановна жила в Сочи и умерла там. Почему она сменяла Москву на Сочи?

 — До 2007 года она жила в Щелково, под Москвой. А в Сочи живет ее родной племянник – Александр Анатольевич Костин. Сын старшего ее брата. И она как-то поделилась, сказала ему: «Саша, хочу остаток жизни пожить у моря». За свою жизнь ей приходилось много раз менять места проживания. Она была женщиной легкой на подъем. В общем, она продала свою московскую квартиру и переехала в Сочи. Жила она там на улице Донской. Это центр города Сочи. Прекрасная двухкомнатная квартира. Очень красивая. Она умела обставить свое жилище как настоящий дизайнер. Все на своем месте, ничего лишнего. Очень тщательно провела ремонт, все сделала на свой вкус.

— Вы были у нее в Сочи?

 -Я часто бывал у нее. Зинаида Ивановна была женщиной, которая многое умела. Она прекрасно шила, умела прибить гвоздь. Например, она купила себе прекрасный диван, но он чем-то ее не устраивал. И она сама полностью оббила этот диван. Все умела делать своими руками и при этом была творческим человеком. В общем, ее сочинская квартира была очень уютной. И когда я туда попадал, мне казалось, что живу я здесь давно. Какое-то тепло, радушие шло от стен ее квартиры. Она была большая аккуратистка. Женщина-мечта, можно сказать.

 — Когда умерла Зинаида Ивановна и что стало причиной этому?

 — В конце декабря прошлого года она почувствовала себя плохо. У нее сильно понизился гемоглобин. Диагноз был неутешительным – онкология. Зимой ей сделали операцию в Харькове. Операция, по словам медиков, прошла удачно. Все надеялись на то, что она поправится Зинаида Ивановна держалась молодцом. Но все оказалось не так, как думалось. Надо отдать должное ее племяннику Александру и его семье. Они сделали все возможное, чтобы поставить ее на ноги. Зинаида Ивановна была им за это благодарна, одинокой себя она не чувствовала, была окружена заботой близких людей.

 — Когда вы последний раз общались с ней?

 — Предпоследний раз я звонил ей 12 апреля, поздравлял с Днем космонавтики. Голос у нее был подавленный. Она сказала, у них беда, умер тесть ее племянника. Она переживала по этому поводу. Это был предпоследний наш разговор. Последний раз я говорил с ней 20 апреля. Потом позвонил Саша и сказал, что началось ухудшение ее состояния. 30 апреля Зинаида Ивановна впала в кому. А из жизни она ушла 13 мая.

 — Похоронили ее не в Сочи и не в Москве, а в Запорожье, рядом с могилой мужа – Григория Нелюбова. Это было ее завещание?

 -Да. Она говорила, что хочет, чтобы ее похоронили рядом с Григорием. Говорила она об этом еще лет пять тому назад, когда была здоровой.

 -Кому, родственникам говорила это?

 — Сначала только мне. Это она долго носила в себе. А потом озвучила и родственникам. И Александр, надо отдать ему должное, выполнил ее завещание. Попрощались с ней в Сочи. Я в гробу ее не видел. Но, как говорили Саша и его жена Наталья, в гробу Зинаида Ивановна выглядела сохранившейся, не изболевшей. Когда попрощались с ней в Сочи, отправили ее на кремирование в Ростов на Дону. Это тоже было ее завещание. В Ростов выехал и я. Там я встретился с ее родными. Мы получили в крематории ее прах – черный гранитный саркофаг. И направились в Запорожье. Прах ее был у меня в квартире. Мы так договорились с Зинаидой Ивановной. Чтобы ее похороны были из моего дома. Для меня, для моей семьи это была большая честь, Урна с ее прахом была установлена в моем кабинете. Там были выставлены ее фотографии, награды. А 17 мая мы похоронили ее на Аллее Славы, рядом с могилой Григория. На родине ее мужа. На ее похороны приезжали из Москвы, из Киева, из Воронежа, из Сочи. Были все ее родные и близкие люди.

— У космонавта Григория Нелюбова в Запорожье живет родной брат Владимир Нелюбов. Я хорошо его знаю. Знаю, с каким почтением и любовью он относился к старшему брату. А хоронили из вашего дома. Владимир не против был?

 — Нет, мы же с ним близкие люди. Тем более, это было обговорено Зинаидой Ивановной. Он тоже вместе с супругой был на похоронах жены его брата.

— Много толков и кривотолков после трагической гибели Григория Григорьевича было по поводу его предсмертной записки. Чего только не писали в этой связи некоторые нечистоплотные журналисты. В чем только не обвиняли его жену. Но была ли такая записка?

 -Записка была и близкие к Зинаиде Ивановне люди хорошо знали ее содержание. Знаю его и я. Привожу дословно ее текст: «Зинок, ты была лучше всех. Таких женщин нужно поискать. Прости.» Эту записку, по завещанию покойной, вложили в ее саркофаг. Теперь супруги Нелюбовы вместе. Уже навсегда.

 Николай Зубашенко

(для Хроник и комментариев»)

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий