ОАЭ, Китай и Турция тихо поставляют детали Boeing и Airbus для авиапарка рф

После вторжения в Украину западные страны ввели запрет на поставку запчастей для российского авиапарка, который в феврале 2022 года на две трети состоял из иностранных самолетов. У российских авиакомпаний было два варианта: разобрать на детали часть самолетов или использовать неоригинальные запчасти. Выходом стал параллельный импорт.

«Важные истории» проанализировали таможенные данные и выяснили, что с марта 2022-го по март 2023 года в страну ввезли оригинальные запчасти для Boeing и Airbus как минимум на 18 миллиардов рублей.

Screenshot 2023 09 13 at 14.53 copy
С марта 2022-го по март 2023 года в страну ввезли оригинальные запчасти для Boeing и Airbus как минимум на 18 миллиардов рублей (Фото: IMAGO / SCANPIX / LETA)

«Дружественные» поставщики

Крупнейшие поставщики обнаружились в ОАЭ, Китае и Турции. Рекордсменом стала дубайская компания Ats Heavy Equipment & Machinery: за год она поставила в Россию запчасти на 3,9 миллиарда рублей.

Иногда владельцы таких иностранных компаний — россияне. Например, в топ-10 поставщиков входит компания Griffon (ОАЭ). По данным Sayari, ее бенефициары — Ирина Гороховская и Илья Рысев. Они окончили Всероссийскую академию внешней торговли и работали там. Рысев учредил в России две компании — «Симплекс» и «Америтех», которые занимаются поставками авиазапчастей. Гороховская работала в «Симплексе» руководителем отдела логистики.

Поставщики подсанкционных авиадеталей есть даже в «недружественной» Европе: заказы от них попадают в Россию через посредников в СНГ.

Так, судя по таможенным данным, российская авиакомпания «Ай флай» купила у литовской Right Direction Aero запчасти европейских и американских производителей, в том числе для Boeing, более чем на 145 миллионов рублей.

Директор и владелец Right Direction Aero Павел Чалапов написал «Важным историям», что продавал детали не российской «Ай флай», а кыргызстанской компании «Карголайн». Получается, по документам запчасти шли в Кыргызстан, а на самом деле — в Россию.

«Карголайн» зарегистрировали через месяц после начала войны в Украине, когда Airbus, Boeing и другие производители запчастей забанили российские авиакомпании. Директором и владельцем стал бывший кыргызстанский чиновник Азамат Алкадыров. В июле 2023 года США ввели против «Карголайн» санкции.

Кроме того, чешская компания Apram Aerospace поставляла авиазапчасти «Ай флай» и другим российским компаниям и до, и во время войны. Apram Aerospace на рынке с 2012 года, владельцами компании значатся граждане Чехии Алена Шимечкова и Милан Кочан.

Кто покупает запчасти для самолетов в России

Один из основных покупателей авиазапчастей в России — московская компания «Протектор». В 2022 году ее выручка выросла почти в 200 раз — до 4,6 миллиарда рублей. Очевидно, тут сыграли роль запчасти для Boeing — «Протектор» закупил их примерно на два миллиарда рублей, чтобы перепродать российским авиакомпаниям «Ютэйр», «Победа», S7 и другим.

Основными поставщиками деталей Boeing для «Протектора», согласно таможенным данным, были три компании из ОАЭ: Trade One Middle East, Desert Sun Supply и Griffon.

Почему санкции не работают

Огромные компании, будь то Boeing, Airbus или, например, производители электроники, не в состоянии полностью контролировать распространение своих товаров. На запросы журналистов все они отвечают примерно то же, что и Boeing: «В начале 2022 года компания приостановила предоставление запчастей, технического обслуживания и технической поддержки заказчикам и поставщикам услуг по техническому обслуживанию в России. Мы продолжаем соблюдать санкции США и глобальные законы и правила».

Но если кто-то из их клиентов напрямую или через посредника продаст подсанкционную авиазапчасть или микросхему в Россию или Иран, у компаний мало шансов об этом узнать.

Следить за такими вещами должно государство. Но в США, где за нарушение санкций предусмотрена уголовная ответственность, число таких дел очень невелико.

В Европе уголовная ответственность за нарушение санкций существует в отдельных странах, в целом по Евросоюзу такую ответственность только собираются ввести.

Реакция

Ats Heavy Equipment & Machinery не ответила на запрос «Важных историй».

Илья Рысев переадресовал вопросы «Важных историй» управляющему директору Griffon Андрею Уляшеву. Тот сперва написал, что компания не продавала западные запчасти в Россию, поскольку «такие платежи не пропускает банк», а когда «Важные истории» отправили ему список поставок, перестал отвечать.

Азамат Алкадыров прочитал вопросы «Важных историй» в WhatsApp и не ответил на них.

Алена Шимечкова, Милан Кочан и менеджеры Apram Aerospace проигнорировали все попытки «Важных историй» получить у них комментарии, сообщает https://www.occrp.org/

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.