Акции оружейников Запада растут как на дрожжах: кому выгодна война в Украине

Глава Национального банка Андрей Пышный считает, что военная помощь Украине оказывает положительное влияние на экономики партнеров.

“С начала полномасштабного вторжения военную помощь Украине оказали 32 страны. Некоторые из них — в объеме 0,5-1% своего ВВП в 2022 году. Общие обязательства по этому направлению перед Украиной в течение 2022 года достигли более $60 млрд, согласно оценкам Кильского института мировой экономики”, — написал Пышный для Forbes.

В то же время Пышный добавил, что тема военной помощи становится объектом манипуляций со стороны российской пропаганды. “Один из таких мощных нарративов “говорит”, что якобы наши партнеры тратят много средств на поддержку Украины вооружением, вместо того чтобы направлять эти средства собственным гражданам и экономикам. Действительно ли это так?” — отметил Пышный.

В этом контексте он назвал пять причин, по которым международную военную помощь Украине нельзя рассматривать как экономические потери стран-доноров.

Первый фактор — работает экономический эффект домино, то есть положительное влияние на экономику партнеров от расходов, связанных с военной помощью Украине.

“Когда правительство тратит средства на финансирование бюджетных расходов, существенная часть этих средств, как правило, направляется внутрь страны и поддерживает экономический рост. То же можно сказать о расходах на оборону. Они к тому же стимулируют внутреннее производство и инвестиции”, — отметил Пышный.

Каждая денежная единица, израсходованная в оборонном секторе, имеет потенциал генерировать дополнительный ВВП через разные каналы. По расчетам специалистов НБУ рост военных расходов стран-доноров на $1 связан с увеличением ВВП на $0,65 в течение года осуществления таких расходов.

“Самое существенное дополнительное влияние от роста расходов на оборону проявится со временем — через один-два года после оказания помощи и достигнет $0,79-0,87. Однако и это еще не все, ведь положительные эффекты будут сохраняться даже через пять лет после осуществление расходов”, — подчеркнул глава НБУ.

Во-вторых, предоставление военной помощи стимулирует исследования и разработки внутри стран-доноров, а “это со своей стороны будет способствовать долгосрочному росту производительности”.

Кроме того, “ложно недооценивать возможность испытания вооружения” и расширение возможностей для экспорта оружия и поиска новых рынков, в том числе и за счет бывших покупателей российского оружия. Это — третий и четвертый факторы.

“Доказательство эффективности западного оружия в Украине способствует росту стоимости акций западных частных компаний-производителей оружия. Например, цена акций BAE Systems (Великобритания), которая входит в топ-20 производителей оружия в мире и производит истребители Typhoon, Jaguar, Harrier II, Tornado GR4, с 18 февраля 2022 года по 12 июня 2023 года выросла на 59%. У компаний-производителей оружия увеличивается количество новых покупателей благодаря успешному использованию их товаров”, — отметил Пышный.

Пятый фактор, по мнению главы НБУ, — “военная помощь Украине — это вклад в создание новой структуры глобальной безопасности”. И в этом контексте, убежден он, помощь Украине вооружением и финансами для достижения мира — это возможность снизить общий счет расходов в будущем.

“Итак, имеем такой вывод: международная помощь Украине составляет значительно меньшее бремя для экономики партнеров, чем декларируется в тех спекулятивных заявлениях, которые мы все чаще слышим”, — подытожил Пышный.

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.