ДРОВОСЕКИ. Кабмин с подачи Шурмы точит для лесника Украины новый топор

Председателя Гослесагентства Болоховца обвиняют в 'крышивании' схем с древесиной

Кабинет министров во время заседания 28 апреля уволил с должности главы Государственного агентства лесных ресурсов Юрия Болоховца. Соответствующее решение правительство приняло на заседании 28 апреля, сообщает пресс-служба правительства.

Болоховец возглавлял Гослесагентство с 2021 года.

По данным СМИ, его должны назначить генеральным директором госпредприятия “Леса Украины”, которое было создано в сентябре 2022 года.

Оно является правопреемником имущества, прав и обязанностей специализированных государственных лесохозяйственных предприятий. В настоящее время на базе государственных лесхозов создано уже 145 филиалов ГП “Леса Украины”.

2

Нагрели бюджет на 160 млн: глава Гослесагентства Болоховец покрывает распродажу карпатского леса?

26.05.2022

Война войной, а схемы – схемами? Пока на юге и востоке страны идут ожесточенные бои, карпатские леса уничтожают «свои». Глава Государственного агентства лесных ресурсов Юрий Болоховец уволил 4-х руководителей лесхозов Закарпатья якобы из-за коррупции. Однако странным образом кадровые чистки обошли ряд наиболее одиозных лесоводов, подозреваемых во взяточничестве, растрате средств и незаконной продаже древесины: в результате злоупотреблений госбюджет потерял десятки млн грн.

В прошлом году в Украине стартовала реформа лесной отрасли, которая предполагала отказ от сплошных рубок в Карпатах и введение охранных зон для редких видов древесины, полноценную инвентаризацию лесов, улучшение материально-технического обеспечения предприятий и т.д.Play Video

Казалось бы, после реформирования лесной отрасли ее рентабельность должна была возрасти, а доходы лесхозов – увеличиться, но этого, к сожалению, так и не произошло – вероятно, из-за масштабных хищений.

В декабре 2021 года в Верховной Раде Украины состоялось учредительное заседание рабочей группы по установлению причин недополучения поступлений в государственный и местные бюджеты вследствие неэффективной деятельности Государственного агентства лесных ресурсов, его территориальных органов и предприятий, относящихся к сфере его управления.

Рабочую группу возглавил нардеп Анатолий Драбовский, а в ее состав также вошли парламентарии Валерий Гнатенко и Андрей Пузийчук.

Народные депутаты Валерий Гнатенко, Анатолий Драбовский, Андрей Пузийчук

Основанием для создания Бюджетным комитетом рабочей группы стали сообщения СМИ об организованной чиновниками Гослесагентства схеме реализации леса-кругляка по заниженным на 160 миллионов гривен ценам, а также проведение 25 ноября 2022 года обысков по месту работы и проживания председателя Гослесагентства и некоторых его подчиненных, выявление подделки сертификатов на экспорт продукции и т.д.

А где же результаты работы этой рабочей группы? Или вся ее деятельность ограничилась только разговорами?

В среду, 25 мая, руководитель Государственного агентства лесных ресурсов Юрий Болоховец провел круглый стол с руководителями подразделений Закарпатского ОУЛОХ и лесхозов Закарпатской области. Речь шла, в том числе, о кадровых вопросах и незаконной торговле древесиной.

«После проведения масштабного аудита, мы расторгаем контракт с четырьмя директорами. Потому что нарушения, допущенные на этих предприятиях, настолько очевидны, что это просто не укладывается ни в какие рамки. Я думаю ни для кого не секрет, что 80% негатива к лесной отрасли в целом сформированно на фоне деятельности именно Карпатского региона: Ивано-Франковская, Львовская и, в том числе, и Закарпатская области«, – заявил Болоховец.

25 мая руководитель Государственного агентства лесных ресурсов Юрий Болоховец провел круглый стол в Закарпатье.

Как стало известно, в приказах от 25.05.2022 г. речь идет об увольнении по результатам аудитов директора ГП «Довжанское ЛМГ» Александра Шкарупа, ГП «Мокрянское ЛМГ» Николая Кубинца, ГП «Ужгородское ЛГ» Ярослава Кополовца.

По данным инсайдеров, Болоховец якобы намеренно назначил аудит именно в эти лесхозы и дал указание аудиторам там хоть что-нибудь «накопать», поскольку указанные директора отказались выполнять незаконные указания по реализации древесины в обход торгов по прямым договорам. Как сообщают источники, фактически данные аудита в этих лесхозах не выявили серьезных нарушений, в том числе в отношении незаконных рубок, но Болоховец вопреки требованиям закона все равно уволил их директоров.

Юрий Болоховец

Зато странным образом свои должности сохранили главы ГП «Великобычковский лесхоз» Юрий Сойма и ГП «Межгорский лесхоз» Василий Иванина, получившие подозрения от правоохранительных органов за взяточничество и растрату средств, руководитель ГП «Свалявский лесхоз» Руслан Содолинский, однокурсник господина Болоховца, и глава областного управления лесного и охотничьего хозяйства Виктория Белоусова, испытательный срок которой истек в мае 2022 года.

Поэтому возникает закономерный вопрос: действительно ли уволили наиболее неэффективных? Или на роль козлов отпущения выбрали неудобных и «не своих»?

Напомним, Виктория Белоусова была назначена начальником Закарпатского областного управления лесного и охотничьего хозяйства согласно приказу Председателя Гослесагентства от 12.10.2021 года, как победитель конкурса с испытательным сроком до 04.05.2022 года.

Госпожа Белоусова раньше работала на разных должностях в уже упомянутом ГП «Свалявский лесхоз». В 2019 году ее уволили из гослесхоза из-за конфликта с тогдашним директором, после чего ее местом работы было ООО «Вуд палеттен экспресс сервис» (производит и экспортирует поддоны из дерева). Затем Белоусова работала секретарем в приемной тогдашнего председателя Свалявского районного совета Мирославы Ливч.

Виктория Белоусова

Наши источники отмечают, что Белоусова тесно подружилась с Ливч, которая впоследствии стала управляющей делами Закарпатского областного совета и вероятно через свои связи пролоббировала назначение Виктории руководителем Закарпатского ОУЛОХ.

Именно с приходом Белоусовой на эту должность в Закарпатье начало активно действовать некое ООО «Транс П». Это предприятие фактически работает как посредник между лесхозом и покупателем. Указанная компания неоднократно покупала древесину по вдвое заниженной цене через прямые договора. Хотя по закону реализовывать лес можно только через аукцион.

По данным инсайдеров, именно ООО «Транс П» и еще одно предприятие – ООО «Алди» имели приоритет при загрузке древесины Свалявским лесхозом. В то же время транспорт других компаний, выигрывавших аукционы на покупку древесины, загружался в последнюю очередь.

ООО «Транс П» зарегистрировано 4 года назад в г. Сваляве по основному виду деятельности «Грузовой автомобильный транспорт».

Среди вспомогательных видов деятельности – предоставление вспомогательных услуг в лесном хозяйстве, лесопильное и строгальное производство. При этом головной офис компании находится в жилом доме.

Ее основатели и владельцы – жители Свалявы Михаил Ливч и Василий Кошеля (брат Мирославы Ливч). Последний раньше работал руководителем КП «Эгида» в с. Тибава Свалявского района, которое занималось лесопильным и строгальным производством. В настоящее время деятельность этого коммунального предприятия прекращена.

Учредители предприятия тесно связаны с Мирославой Ливч

По данным информационно-аналитической платформы YouControl, в 2020 году ООО «Транс П» выиграло государственных тендеров на 8,133 млн грн и получило 61,5 млн грн выручки, в том числе 4,5 млн – от экспорта. В 2021 году экспортный доход компании вырос вдвое – до 9 млн грн.

Как отмечают расследователи проекта GO.UA, вероятную коррупционную схему с реализацией древесины в обход торгов «крышует» ее автор – уже упомянутый выше глава Гослесагентства Юрий Болоховец. На местах откаты от продажи леса курируют назначенные им на руководящие должности в лесхозы и управления доверенные лица. Именно они напрямую обманывают государство, реализуя древесину не на аукционах, а через оформление прямых договоров с предпринимателями.

Только за последний квартал таких договоров в Закарпатской области было заключено более 50 процентов. Причем за лес, который продавали вдвое дешевле рыночной стоимости, не уплачивались налоги. В результате этой коррупционной схемы государственный бюджет уже потерял 5 миллионов гривен, на которые, в частности, можно было закупить оружие для ВСУ, отмечают журналисты.

Заметим, что господин Болоховец вопреки неудовлетворительным финансовым показателям Закарпатского ОУЛОХ, разглашению ситуации с незаконными рубками и взяточничеством в лесной отрасли Закарпатской области за период пребывания Белоусовой на испытательном сроке, продлил ей контракт на этом посту. Что это – личная приязнь или обещание «откатов» с неправомерной выгоды, собранной по всему региону?

Инсайдеры также сообщают, что Юрий Болоховец потребовал всех директоров лесхозов Закарпатской области написать заявления на увольнение без дат. Таким образом, людей фактически шантажируют, чтобы в дальнейшем они безоговорочно выполняли незаконные указания руководства. В случае же несогласия их могут немедленно уволить.

Представители ИА «Стоп коррупции ТВ» посетили 25 мая круглый стол, который Юрий Болоховец проводил в Закарпатье.

В частности, репортеров интересовали ответы на следующие вопросы: были ли назначены аудиты в ГП «Великобычковский лесхоз» и ГП «Межгорский лесхоз», руководители которых получили подозрения от правоохранительных органов за взяточничество и растрату средств лесхозов?

Известно ли господину Болоховцу, почему прекратила деятельность комиссия ВРУ по неэффективному использованию средств Гослесагентством и каковы результаты расследования указанной комиссии? А также – знает ли должностное лицо о введенной в Закарпатье схеме реализации древесины в обход аукционов по прямым договорам по заниженным ценам?

Болоховец отметил, что факты злоупотреблений ему известны, но аудиты пока не проводились.

Глава Гослесагентства отметил, что все факты злоупотреблений ему известны и что «это плохо». Болоховец заверил, что требует от всех подчиненных соблюдать закон и продавать древесину исключительно посредством аукциона. Относительно врученных руководителям Великобычковского и Межгорного лесхозов подозрений, г-н Юрий, по его утверждению, ожидает окончательных результатов расследования.

«Если там будут доказаны факты – эти люди будут сразу уволены. Пока аудиты в этих лесхозах не проводились. Но фамилии этих начальников мне хорошо известны, и я сам их назвал«, – заявил чиновник.

И, наконец, что касается комиссии в Верховной Раде по расследованию коррупции в лесной отрасли, ее работа, по мнению Болоховца, была «бессмысленной». Он отметил, что якобы ответил на все вопросы нардепов, и никаких выводов от них не последовало.

Отметим, что на самом деле журналисты «СтопКора» имели к главе Гослесагентства гораздо больше вопросов, чем три. Однако задать удалось не все – организаторы круглого стола объявили перерыв и попросили всех выйти из помещения. Во время этой паузы Юрий Витальевич исчез через черный выход.

Мы продолжим внимательно следить за ходом расследования уголовных дел и ситуацией с незаконной продажей карпатского леса. Новые факты и подробности обязательно сообщим в следующих материалах.

Ранее «СтопКор» рассказывал о том, что на Закарпатье работник Гослесохраны незаконно вырубил леса более чем на 5 миллионов гривен.

3

Лесная братва: что выявила ВСК в работе лесхозов и почему, собственно, лес тут вторичен

Лесная братва: что выявила ВСК в работе лесхозов и почему, собственно, лес тут вторичен

Временная следственная комиссия (ВСК) «Нацресурс», которая уже полгода изучает положение дел в лесной отрасли, представила промежуточный отчет  о результатах своей деятельности.

27-страничный документ, который был опубликован на сайте Верховной Рады 19 апреля, фиксирует масштабные нарушения, которые тем не менее сложно назвать шокирующими. За полгода ВСК, состоящая из 11 народных депутатов, выявила, что в лесном хозяйстве Украины существуют незаконные рубки, понижение класса древесины и нелегальный экспорт.

Все эти прискорбные проблемы существуют не один десяток лет и частично изначально заложены в архитектуру индустрии. Причина в том, что законодатель – осознанно или нет – закрепил дублирование функций, конфликт полномочий и экономический каннибализм в лесном хозяйстве.

Работа ТСК совпала с практической имплементацией очередной реформы лесной отрасли, в рамках которой активы лесхозов передаются холдингу «Леса Украины», в то время как за регулятором – Гослесагентством – остается лишь бюрократическая функция. Этот фактор также повлиял и даже предопределил работу ТСК. 

Mind разбирался – с чем связан такой резкий интерес к лесной отрасли и вообще ресурсным индустриям во время войны и почему серьезные по сути факты могут оказаться нелепыми по форме.

Disclaimer. Редакция считает нужным уточнить, что не ставит под сомнение необходимость трансформаций в лесной отрасли и предполагает справедливость предъявленных обвинений в злоупотреблениях внутри нее. Однако процессы, которые наблюдаются за последние месяцы вокруг лесного хозяйства страны, можно отнести к жанру «жаба и гадюка», в котором, как известно, нет положительных героев; версию, что имеет место банальная борьба за потоки мы, разумеется, отметаем.

Что представляет собой на сегодня лесная отрасль Украины?  Леса занимают 15% территории Украины, а до эскалации 24.02.22 фигурировала цифра 17%.

Лесная отрасль была децентрализована еще до того, как это стало мейнстримом. Реальный контроль над лесопользованием осуществлялся на местах, и не всегда легальными методами. Глава лесхоза – традиционно один из самых влиятельных людей в регионе, наравне с прокурором и главой районной администрации. В то же время столичные чиновники были слишком далеко и менялись слишком часто, чтобы относиться к ним серьезно.

7 сентября 2022 года Кабинет Министров принял Постановление «Некоторые вопросы реформирования управления лесной отрасли», которое вступило в силу 10 сентября. Им было создано Государственное специализированное хозяйственное предприятие «Леса Украины» – правопреемник имущества, прав и обязанностей, специализированных государственных лесохозяйственных предприятий (лесхозов), подчиняющихся Гослесагентству.

Таких лесхозов насчитывается 158 – в процессе реформы они получили статус филиалов, в большинстве случаев сохранив тот же штат и руководство. Таким образом была снижена субъектность на местах и централизовано управление хозяйственной деятельностью, которая замыкается на ГП «Леса Украины».

При этом в отрасли все равно сохраняется двоевластие, поскольку региональные управления Гослесагентства отвечают за осуществление госполитики в отрасли и контролирует лесопользователей. Арбитром между этими вертикалями выступает центральный орган исполнительной власти – Гослесагентство.

Генеральным директором ГП «Леса Украины» планируется назначить Юрия Болоховца, который сейчас возглавляет Гослесагентство и входит в орбиту замглавы ОП Ростислава Шурмы.

В чем основная цель реформы?

Заявленная – реализация давно назревших изменений в лесной отрасли, упразднение коррупционной составляющей, обеление хозяйственной деятельности.

Предполагаемая – централизация управления и контроля для концентрации получения коррупционной ренты.

Перспективная – в теории замыкание активов на  госпредприятие дает возможность передать часть из них на приватизацию через Фонд госимущества. Эта версия хорошо заходит обывателю, особенно если усилить ее обещаниями «обезлесивания» вследствие передачи лесов в частные руки.

В проекте закона Украины «Об особенностях управления объектами государственной собственности в лесной отрасли и порядке образования и деятельности специализированного государственного лесохозяйственного акционерного общества «Леса Украины», который размещен на сайте Гослесагентства, четко указывается, что 100% акций акционерного общества «Леса Украины » принадлежат государству. Акции общества не подлежат приватизации.

Когда была сформирована ВСК  «Нацресурс»? Соответствующее постановление No2686-IX  Верховная Рада приняла 18 октября 2022 года. Полное название ВСК – по вопросам расследования возможных фактов неэффективной деятельности Государственного агентства лесных ресурсов Украины, Государственного агентства водных ресурсов Украины и Государственной экологической инспекции Украины, их территориальных органов, предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере их управления, которые могли привести к уменьшению поступлений в государственный и местный бюджеты.

Главой ВСК был назначен народный депутат от партии «Слуга Народа» Николай Тищенко.

Так что же выявила ВСК? Отчет содержит множество эффектных цифр. Настолько эффектных, что невольно возникают сомнения в искусственности их формирования. Тем не менее:

— каждая вторая рубка при лесозаготовке не контролируется государственными органами, то есть фактически осуществляется нелегально. По разным экспертным группам риск выполнения технологического процесса лесозаготовки находится в пределах 39–60%;

— на уровне аппарата Гослесагентства, ГП «Леса Украины» и территориальных органов процветает коррупция;

— сравнение финрезультатов ГП «Радомышльское ЛХ» и результатов  аналогичного предприятия частной формы собственности сформировало четкое видение признаков системных уголовных схем в отрасли:

  • занижение сортности древесины;
  • продажа на экспорт лесоматериалов по цене, втрое ниже рыночной;
  • продажа вторичной продукции переработки древесины (отходов) по цене в 20 раз ниже рыночной.

— потенциал отрасли – почти 900 млрд грн в год. Согласно отчету «средние объемы рубки только по официальной статистике составляют 20 млн кубометров в год, из них 9,8 млн куб. м перерабатывается государственными предприятиями ЛХ и продается. Реализация 9,8 млн. куб. м по рыночной цене принесла бы бюджету 495 млрд грн. А поскольку, по мнению экспертов, на уровне государства имеет место скрытый перевыход продукции в размере еще 15 млн куб. м, стоимость переработки и реализация которой по рыночной цене оценивается еще в 386 млрд грн». 

Однако вместо 881 млрд грн в прошлом году Гослесагентство получило 23,3 млрд грн дохода от продажи лесопродукции, то есть в 40 раз меньше.

Полный текст отчета – по ссылке.

Как были восприняты эти выводы? Прежде всего будет справедливым указать, что Николаю Тищенко не откажешь в храбрости. Учитывая небезосновательные слухи о криминальности лесной отрасли, мало нашлось бы желающих прогуляться с инспекцией по лесхозам. Не исключено, что он был просто не в курсе уровня опасности, так как вряд ли был глубоко посвящен в тему лесного хозяйства.

Однако неоднозначный имидж этого депутата не способствуют повышению статуса любой проводимой им работы, на что ему регулярно и указывают комментаторы.

Кроме того, подростковый стиль коммуникаций главы ВСК вряд ли сопоставим с серьезной инспекцией в одной из самых сложных отраслей национальной экономики.

«За 30 років незалежності нога депутата сюди не ступала…», «Довіряти та розподіляти повноваження – такий принцип був також і в моєму бізнесі, у Майстер-Шефі»,  «Безлад , всі триски та залишки гниють , а потім в ґрунтові води !! Травлять мій народ . Ні так не буде , так не хоче Презедент» (авторские орфография и пунктуация сохранены. – Mind). Постоянные ссылки на главу государства и драматичные рассказы с фотофиксацией, как он лично преследовал черных лесорубов «7 км пішки, 5 з яких по крутому підйому, та ще й в дощ» выглядят как комикс, и даже лояльному читателю их сложно воспринимать серьезно.

Кто, по мнению представителей ТСК, во всем виноват? Как пишет Николай Тищенко у себя в фейсбуке, за системные проблемы отрасли несет ответственность глава Гослесагентства Юрий Болоховец, ожидающий перевода в ГП «Леса Украины», и его куратор в ОП Ростислав Шурма, провалившие лесную реформу президента Зеленского.

То есть вышли на самих себя? «Они» не однородны, поэтому нет.

У Николая Тищенко тоже есть не чужие люди в ОП – это его кум Андрей Ермак. И он может иметь более подходящую кандидатуру на должность главы лесного монополиста.

Какова оценка нелегального сектора в лесном хозяйстве? По данным, которые озвучили члены ВСК, незаконная вырубка лесов эквивалентна $780 млн в год. Николай Тищенко у себя в фейсбуке озвучивал явно нереальную цифру в $40 млрд в год, которые идут в руки «лесной мафии».

Еще одна оценка потерь для экономики – $300 млн.

Что это за президентская лесная реформа, которую, по мнению ВСК, провалило Гослесагентство? В виде целостной концепции ее не существует, это лишь разрозненные заявления, рассчитанные на сиюминутный эффект. К таковым можно отнести «миллиард деревьев» и программу «Зеленая страна».

Ссылаясь на эти заявления, можно реализовать множество проектов, в том числе идущих на пользу личному обогащению.

Как комментируют выводы ВСК сами лесники? Гослесагентство предоставило развернутые комментарии относительно выводов ВСК. И это – шедевр интеллектуального унижения.

По форме проверки: работа ВСК «сопровождалась неэтичным поведением некоторых ее членов по отношению к работникам лесных хозяйств. Лесники обращались с многочисленными жалобами на оскорбления, унижение человеческого достоинства, угрозы, устрашение, незаконные требования со стороны некоторых членов комиссии». Поверить в это несложно, учитывая манеру общения Николая Тищенко.

По сути изложенных выводов проверки: в Гослесагентстве считают их «безосновательными, неподтвержденными и недостоверными».

Одним из основных результатов промежуточного отчета ВСК представлен расчет так называемого «потенциала доходов по отрасли в год», те самые 900 млрд грн.

Заключение основано на сравнении дохода филиала ГП «Радомышльское ЛМГ» от переработки лесопродукции с доходом ООО «ХХХ» и масштабированном  на отрасль.

ВСК утверждает, что ГП «Радомышльское ЛМГ» продает на экспорт лесоматериалы по цене в три раза ниже рыночной, а вторичной продукции переработки древесины (отходов) по цене в 20 раз ниже рыночной.

Однако ГП «Радомышльское ЛМГ» вообще не продает лесоматериалы на экспорт. Вся продукция – обработанная и необработанная древесина – реализуется через украинскую биржу по рыночной цене.

«Из приведенного ВСК расчета следует, что ГП «Радомышльское ЛМГ» получит на переработке куба древесины почти в 20 раз большую сумму, чем частный переработчик. На каком основании в таком случае ВСК обвиняет филиал ГП «Леса Украины» в неэффективности, да еще и масштабирует это обвинение на всю отрасль?» – говорится в комментарии Гослесагентства.

А упомянутое в отчете образцово-эффективное ООО «ХХХ» работает в Днепропетровской области, занимается строительно-монтажными работами (за 2022 год предприятие получило 35 300 грн убытков).

Также не совпадают с реальностью цифры переработки древесины. Годовой объем переработки филиалами ГП «Леса Украины» составляет не 9,8 млн куб. м, как утверждает ВСК, а меньше миллиона кубов. К примеру, в I квартале 2023 года ГП «Леса Украины» реализовало 106 000 куб. м пиломатериалов, получило 607 млн грн. Реализация 100% объема обработанной древесины осуществляется филиалами предприятия через биржевые аукционы.

«Финальные выкладки авторов отчета вообще сложно комментировать. Это уже вне здравого смысла. Что и на что множили эксперты-аналитики ВСК, чтобы получить почти 900 млрд грн дохода? Откуда взялись 15 млн куб. м дополнительной древесины? Могут ли члены ВСК объяснить, как скрыть около миллиона железнодорожных вагонов с лесом? Это сложно назвать манипуляцией или фейком. Это безумие», – говорится в ответе.

Полный текст комментария – по ссылке.

3

Коментар Держлісагенства щодо проміжного звіту Тимчасової слідчої комісії Верховної Ради Україниопубліковано 24 квітня 2023 року о 15:27


Коментар Держлісагенства щодо проміжного звіту Тимчасової слідчої комісії Верховної Ради України з питань розслідування можливих фактів неефективної діяльності Державного агентства лісових ресурсів України, Державного агентства водних ресурсів України та Державної екологічної інспекції України, їхніх територіальних органів, підприємств, установ та організацій, що належать до сфери їхнього управління, які могли призвести до зменшення надходжень до державного та місцевих бюджетів, за шість місяців діяльності.

19 квітня на сайті Верховної Ради України був опублікований проміжний звіт так званої ТСК Нацресурс.

Держлісагентство сприяло роботі комісії, зокрема, на численні запити ТСК була направлено понад тисячу сторінок відповідей.

На жаль, робота ТСК супроводжувалась неетичною поведінкою деяких її членів по відношенню до працівників лісових господарств. Лісівники звертались із численними скаргами на образи, приниження людської гідності, погрози, залякування, незаконні вимоги з боку деяких членів ТСК.

Крім того, під час роботи в соцмережах деякими з представників ТСК розповсюджувалася недостовірна інформація.

Текст проміжного звіту ТСК також містить безпідставні звинувачення, непідтверджені факти, недостовірні дані.

Коментувати кожну тезу та цифру із звіту, напевно, не має сенсу. Ми обрали лише найбільш «кричущі» фрагменти, які дають повне розуміння про якість та достовірність цього документу.

  • Псевдоопитування 

ТСК стверджує, що під час роботи провела системне дослідження проблематики сфери лісового господарства. Мета – ідентифікація та рейтингування загроз, оцінювання ризиків їхнього поширення.

Дослідження базується на результатах так званого «опитування», яке проводилося в режимі online «шляхом заповнення анкет із дотриманням режиму конфіденційності та без розкриття індивідуальних даних опитуваних».

ТСК зазначає, що в «опитуванні» прийняли участь представники державних органів, підприємств, установ, громадських організацій, бізнесу, профспілок, територіальних громад, науковців. Але кількість людей, які прийняли участь в анкетуванні, чомусь не вказується.

Насправді, у нас немає інформації, чи хоча б один зі співробітників Держлісагентства або лісових господарств приймав участь в анкетуванні. Ба більше, невідомо, чи взагалі представники галузі приймали учать в «опитуванні». Анкетування не передбачало ідентифікації респондента. Будь-хто міг, наприклад, вказати, що є керівником лісогосподарського підприємства, або науковцем, або екологом, або деревообробником.

«Опитування» також не передбачало системи незалежного контролю за обробкою анкет. Ніщо не заважало організаторам сформувати будь-який потрібний результати – це стосується як кількості анкет, так і відповідей.

Варто додати, що значна кількість запитань в анкеті була сформована маніпулятивним чином, тобто запитання містили відповідь. Наприклад, респондентам пропонувалось оцінити, до яких негативних наслідків призвела централізація управління галузі.

Отже, так зване «опитування» апріорі не може слугувати основою для аналізу ситуації у сфері лісового господарства

  • «Радомишльське ЛМГ» та 881 млрд грн

Одним із основних результатів проміжного звіту ТСК є розрахунок так званого «потенціалу доходів по галузі в рік».

ТСК заявляє, що у минулому році Держлісагентство отримало 23,3 млрд грн доходу від продажу лісопродукції. Проте результат міг скласти 881 млрд грн! В 40 разів більше!

Сенсаційний висновок базується на порівнянні доходу філії «ДП Радомишльське ЛМГ» від переробки лісопродукції з доходом ТОВ «ХХХ».

ТСК стверджує, нібито «ДП Радомишльське ЛМГ» продає на експорт лісоматеріали за ціною в три рази нижчою від ринкової, а вторинної продукції переробки деревини (відходів) за ціною нижчою в 20 разів від ринкової. Дохід «ДП Радомишльське ЛМГ» «в середньому при переробці 10 тис. м3 деревини за місяць складає – близько 200 тис. грн. ТОВ «ХХХ» в середньому при переробці 10 тис. м3 деревини «тієї ж сортності», що і у «ДП Радомишльське ЛМГ», отримує 12,5 тис. грн.

За даними ТСК, «середні обсяги рубок на рік в Україні – 20 млн м3, з них 9,8 млн м3 переробляється державними підприємствами ЛГ та продається лісопродукцією».

Висновок ТСК: реалізація 9,8 млн м3 за ринковою ціною сладе 495 млрд грн. Крім того є «прихований перевихід продукції» – 15 млн м3. Якщо цей «перевихід» переробити і продати, можна отримати ще 386 млрд грн. Загалом «валові доходи по галузі в рік» мають потенціал – 881 млрд грн.

Почнемо аналіз цього сенсаційного висновку ТСК з того, що «ДП Радомишльське ЛМГ» взагалі не продає лісоматеріали на експорт. Вся продукція – і оброблена, і необроблена деревина – реалізується через українську біржу за ринковою ціною.

Варто також зазначити, що згадана у звіті ТОВ «ХХХ» працює у Дніпропетровській області, займається будівельно-монтажними роботами (за 2022 рік підприємство отримало 35,3 тис. грн збитків). Переробка деревини не є видом діяльності підприємства. ТОВ «ХХХ» не купує деревину у ДП «Ліси України». Але, звісно, у ТСК можуть бути власні джерела інформації.

Найважливіше! З наведеного ТСК розрахунку витікає, що «ДП Радомишльське ЛМГ» отримає на переробці куба деревини майже в 20 разів більшу суму, ніж приватний переробник. На якій підставі в такому випадку ТСК звинувачує філію ДП «Ліси України» у неефективності? Та ще й масштабує це звинувачення на всю галузь?

Щодо переробки деревини у ТСК цілком невірна інформація. Річний об’єм переробки деревини філіями ДП «Ліси України» складає не 9,8 млн м3, як стверджує ТСК, а менше мільйона кубів. Наприклад, в першому кварталі 2023 року ДП «Ліси України» реалізовано 106 тис. м3 пиломатеріалів, отримано 607 млн грн. Реалізація 100% обсягу обробленої деревини здійснюється філіями підприємства через біржові аукціони, тобто за ринковою ціною. Це факт, який не можливо поставити під сумнів.

Фінальні викладки авторів звіту взагалі складно коментувати. Це вже поза межами здорового глузду. Що і на що множили експерти-аналітики ТСК, щоб отримати майже 900 млрд грн доходу? Звідки взялись 15 млн м3 додаткової деревини? Чи можуть члени ТСК пояснити, як приховати майже мільйон залізничних вагонів з лісом? Це складно назвати маніпуляцією чи фейком. Це божевілля.

  • ДП Ужгородське ЛГ

ТСК обрало у якості прикладу неефективності роботи галузі «ДП Ужгородське ЛГ».

ТСК стверджує, що «розрахункові фінансові втрати» господарства за 11 місяців 2022 року складають близько 80 млн грн. Також «зафіксовано низку системних правопорушень, що містять ознаки вчинення кримінальних правопорушень».

Проте, будь-які акти, довідки та розрахунки фінансових втрат в сумі 80 млн грн, складені ТСК або іншими структурами, ані у філію «Ужгородський лісгосп», ані Держлісагентство не надходили. Звідки взявся розрахунок втрат? Може знову порівнювали з ТОВ «ХХХ»? На жаль, про це у звіті ТСК не згадується.

ТСК публікує голослівні звинувачення без жодних підтверджених фактів.

  • 20 кримінальних проваджень

ТСК повідомляє, що за час її роботи загалом відкрито 20 кримінальних проваджень, за якими здійснюється досудове розслідування.

Чи означає це, що виявлено два десятки злочинів? Ні, не означає.

Типова заява до поліції виглядає приблизно наступним чином: «на території… лісового господарства відбуваються злочини в сфері довкілля за участю працівників держлісгоспу та керівника філії та підконтрольних йому підприємців, які в складі організованого злочинного угрупування викрадають, зберігають та збувають лісопродукцію».

Отримавши таку заяву, поліція не може не відкрити провадження, тому що це звернення від посадової особи. Правоохоронці проводять огляд «місця події», допитують «свідків», долучають всі документи про походження деревини. Порівнюють бирки на деревині із базою ДП ЛІАЦ, отримують копії ТТН та договорів купівлі-продажу необробленої деревини.

До суду може бути направлене клопотання про накладання арешту на продукцію (з формальної причини, адже триває перевірка), але слідчий суддя в задоволенні клопотання, як правило, відмовляє. Бо для арешту не має підстав.

У Держлісагенства не має даних, які б свідчили, що у справах, відкритих за заявами членів ТСК, звинувачення підтвердились, а співробітникам лісових господарств були висунуті підозри.

Таким чином, наявність відкритих кримінальних проваджень жодним чином не свідчить, що в результаті роботи ТСК були дійсно виявлені порушення в роботі лісових господарств.

  • Реформа та монополізація

У звіті ТСК перераховуються нібито негативні наслідки утворення ДП «Ліси України»:

  • Акції «Лісів України» з часом можуть відійти у власність приватних осіб;
  • Монополізація ринку деревини, що призводить до зниження конкурентного середовища та неефективності господарювання;
  • Кричущі факти зловживань у ДП «Ліси України»: привласнення національних ресурсів, а також ризики втрати державою величезних фінансових доходів;
  • Підвищення соціальної напруги, втрата роботи працівниками низової ланки галузі.

Насправді:

  • В проєкті закону України «Про особливості управління об’єктами державної власності в лісовій галузі та порядок утворення та діяльності спеціалізованого державного лісогосподарського акціонерного товариства «Ліси України», який розміщений на сайті Держлісагентства, чітко вказується, що 100 відсотків акцій акціонерного товариства «Ліси України» належать державіАкції товариства не підлягають приватизації̈;
  • ДП «Ліси України» сьогодні забезпечує рівні, прозорі та конкурентні умови купівлі лісопродукції для всіх учасників ринку. Вільний доступ до ресурсу мають як малий, так і великий бізнес. Але якщо розуміти «конкурентне середовище» як можливість купувати деревину у лісгоспу по прямому договору за неринковою, заниженою ціною, то такого «середовища» дійсно більше не має;
  • Жодних доказів «кричущих фактів» в роботі ДП «Ліси України» ТСК не навела. Фантазії про 881 млрд грн додаткового доходу серйозно сприймати складно;
  • Трудові колективи лісгоспів автоматично перейшли в ДП «Ліси України». Певне скорочення чисельності працівників лісової галузі відбувається кожен рік. Переважно це стосується адміністративного апарату в результаті діджиталізації процесів управління та обліку. ТСК не навела жодного факту масового скорочення працівників лісових господарств.

4

Чего ждать дальше? Пока глава ГП «Леса Украины» не назначен, кабинетные войны за это кресло будут продолжаться. ВСК может работать очень долго, «проверяя» или пытаясь взять под контроль любые околоэкологические ресурсы.

Однако, даже если отбросить кадровую цель, проверки небесполезны, поскольку позволяют частично вскрыть проблемы отрасли и хоть и факультативно, но решить их.

3

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.