«НАРУЖКА»: римский вариант тотальной слежки

Тайная слежка за людьми применяется все чаще и считается привилегией нашего времени. Между тем она была доведена до совершенства еще в Римской империи.  В безводной каменистой пустыне Негев, в нескольких километрах от западного берега Мертвого моря, не было поселений. В здешней каменоломне трудились иудеи, обращенные в рабство за участие в восстаниях против римских властей.

Группа археологов из университета Бен Гуриона в Израиле (ее возглавил профессор Юваль Екутиели) тщательно реконструировала весь процесс работы в древнеримской каменоломне и обнаружила, что римляне эффективно использовали рельеф местности, чтобы держать в повиновении многочисленных пленников.

На склоне холма и сейчас видны углубления, как будто специально предназначенные для незаметного перемещения дежурных надсмотрщиков. Через расщелину в скале, образующей наружную ограду этого природного коридора, открывается вид на всю территорию каменоломни с примыкающим к ней лагерем для рабов.

Того, кто наблюдал за происходящим через расщелину, снизу не было видно. Фотографии, сделанные с того места, где был расположен лагерь рабов, доказывают: пленники могли разглядеть только щель в скале, но различить, есть ли там надсмотрщик, было совершенно невозможно. Так осуществлялось психологическое давление на подневольных работников.

План римской каменоломни на берегу Мертвого моря являет собой пример применения тотальной слежки. Для ночевки каждому рабу отводили маленький индивидуальный участок, огороженный камнями. Невольников сознательно лишали возможности общаться и даже видеть друг друга, чтобы исключить вероятность сговора о побеге или бунте. Зато из любого закутка открывался вид наверх, на наблюдательный пункт, под всевидящим оком которого каждый чувствовал себя одиноким и изолированным.

Римские солдаты жили, разумеется, отдельно от рабов. На вершине холма археологи раскопали их кострища. Спали они в шатрах, на деревянных лежанках, но покидать лагерь им почти не приходилось. Даже если кто-то их них и спускался в каменоломню, он был защищен от нападения все той же системой постоянной слежки. Впрочем, по мнению израильских историков, хитроумная система тайного наблюдения применялась не столько ради безопасности солдат-надзирателей, сколько для подавления воли узников.

Французский историк и философ Мишель Фуко, изучавший приемы контроля государства и общества над гражданами, писал в книге «Рождение тюрьмы»: «Тот, кто постоянно находится в поле зрения надзирателя и знает об этом, сам берет на себя обязанность слежки и принуждения. Он перераспределяет соотношение власти, при котором обе стороны одновременно играют обе роли, и сам становится орудием собственного порабощения».

Иначе говоря, узник невольно следит за собой, зная, что за ним ведется неусыпное наблюдение, и начинает контролировать не только свое поведение, но и мысли. По мнению некоторых экспертов, современные системы наружного наблюдения с помощью видеокамер могут привести к таким же психологическим последствиям.

Идею использовать систему невидимой слежки за большим количеством людей историки приписывают английскому философу и экономисту Джереми Бентаму (1748—1832). Он мечтал об устройстве Паноптикона — идеально надежной тюрьмы, где все проблемы контроля за узниками решались бы с помощью особой планировки здания.

Бентам предлагал соорудить круглое многоэтажное здание с одной сквозной сторожевой башней посредине. В такой тюрьме все помещения просматривались бы из центральной башни — заключенные ни на секунду не могли бы укрыться от надзирателей, а те, в свою очередь, — от надзора инспекторов тюрьмы. Бентам подчеркивал, что такой непрерывный надзор устанавливает на подконтрольной территории строжайшую дисциплину.

Кстати, он предлагал применять принцип тотальной слежки по отношению не только к тюрьмам, исправительным учреждениям и психбольницам, но и к школам, и цехам предприятий. К счастью, Бентаму не удалось реализовать свою идею. А ведь он считал ее гениальной, даже не подозревая, что за много веков до него подобную систему изобрели древние римляне и применили ее на Ближнем Востоке.

Впрочем, возможно, что и они не были пионерами в изобретении системы тотальной слежки. Во всяком случае, израильские археологи обнаружили на краю древнего торгового пути, примерно в километре от древнеримской каменоломни, развалины каменной крепости, построенной по такому же принципу. Найденные тут глиняные черепки позволили ученым датировать крепость ранним бронзовым веком, а это 3600—2000 годы до н. э.

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий