Публицист Марат Гельман: Россия – страна, которая возвращается к животному состоянию

Одной из тем дискуссий на проходившей в Вильнюсе III Антивоенной конференции была варваризация России и наступление Нового Средневековья. По мнению многих участников дебатов, стремительный регресс развития, предсказанный русским мыслителем Н. Бердяевым еще сто лет назад, после 24 февраля разворачивается прямо на наших глазах. О том, что Россия вновь погружается в Средневековье, в интервью ЛРТ сказал и коллекционер, галерист и публицист Марат Гельман.

— Одна из тем сегодняшней панели – варваризация России. Действительно ли в России все так плохо?

— В России буквально в течение года, может быть, чуть больше, с июня, как приняли изменения в Конституцию и дальше, происходит общее разрушение общественной ткани. Все обращают внимание в основном на экономическую составляющую (введены санкции) и на военную. Но самом деле это не единственная сфера, в которой происходит обрушение общества.


Что такое варваризация? Это отход от христианских ценностей. Мы все понимаем выражение «не убий». Каков статус одной из главных христианских заповедей сегодня в России, когда даже патриарх Кирилл говорит, что если ты будешь убивать украинцев, это тебе простится, или даже наоборот, это будет каким-то твоим подвигом?

То есть вот о чём идёт речь, что страна, которая как бы декларирует возврат к традиционным ценностям, возвращается не к XIX веку и даже не к I или III веку начальных христиан, а к животному состоянию, когда тебе говорят, что не важно, кто прав, кто виноват, важно, кто свой и кто чужой. Я это так воспринимаю. Для меня то, что происходит сегодня в России, – это, конечно же, отказ от гуманистического, от христианского наследия.

Форум Свободная Россия

Форум Свободная Россия / Э. Блажевич/LRT nuotr.

— В таком случае, возможен ли для России обратный процесс, возвращение в состояние, в котором она находилась до войны? И сколько ждать переломной точки?

— Я с помощью книги К. Ясперса «Вопрос о виновности» пытаюсь провести параллель между тем, что происходит сейчас в России и тем, что происходило в Германии, начиная с 1933 года, например.

В Германии получилось так, что от прихода власти Гитлера до поражения страны прошло 12 лет, потом ещё 20 лет длилась денацификация. Считается, что в 1965-1968 году немецкое общество более или менее освободилась от фашизма. Вот это какие-то параметры.

Но сейчас всё очень быстро происходит. Я, честно говоря, настолько сам верю в то, что нет никакой альтернативы гуманистическому взгляду на мир, что я думаю, что это очень быстро произойдет. Просто я один раз уже наблюдал во время Перестройки, как убежденные коммунисты превратились в убежденных рыночников, – это произошло за полгода.

Для этого было достаточно, чтобы толстые журналы начали публиковать правдивую информацию. Поэтому мне кажется, важно добиться военного поражения, суда над властью Путина, а дальше мы справимся.

Война в Украине

Война в Украине / AP nuotr.

— Как дальше жить с Украиной? Или это противостояние навсегда?

— Какой-то процесс взаимодействия будет происходить, мы же рядом находимся. Например, сейчас, я знаю, существует где-то порядка 10 тысяч супружеских пар, состоящих из граждан России и граждан Украины. Значит, какая-то основа есть.

Дальше, за пределами наших стран, в Берлине, у нас в Черногории российские граждане очень много помогают украинцам. Наша задача, чтобы сейчас были какие-то точки роста, то есть не абстрактно говорить, что сейчас сядут два правительства и помирятся (ну, наверное, помирятся), а то, чтобы были какие-то точки роста, чтобы была возможность какой-то общей эмпатии, какие-то истории взаимопомощи, это мы можем сделать.

А как будет происходить дальше? Ну, не знаю. Наверное, всё-таки когда смотришь документы из Украины, понимаешь, что это будет очень непростой путь. Потому что это не просто разрушение домов, которые можно отстроить, это зверство. Поэтому это не простой путь. Но дорогу осилит идущий.

LRT.lt, Литва

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.