Трагический конец «ртутного короля»

 Дождливой осенней ночью 1892 года полицейские с некоторым трепетом переступили порог “Таинственного дома” — так прозвали особняк, в котором было множество секретных ходов и потайных комнат. Его владелец Томас Белл, “ртутный король”, мультимиллионер, один из основателей Первого банка Калифорнии, лежал в холле с размозженной головой. Рядом, не пряча окровавленные руки, сидела женщина, которую некоторые называли героиней и боготворили, а другие отчаянно боялись.

Они встретились на корабле по пути в Калифорнию — успешный бизнесмен и красивая дама. Познакомились, понравились друг другу. Ручаюсь, ваше воображение услужливо подсказало дальнейшее развитие событий: вспыхнула взаимная страсть, “ртутный король” обзавелся новой фавориткой, и светское общество получило новый повод для сплетен.

Ничего подобного. Эти двое заключили деловой союз, и еще неизвестно, кто из них при этом больше выиграл. Мэри Элен Плезант отнюдь не стремилась в содержанки. Наоборот, она инвестировала собственные средства в проекты Белла и на долгое время стала его деловым партнером и советчиком. Довольно прогрессивно для того времени, не так ли? Особенно если учесть, что эта бизнес-леди родилась на рабовладельческом Юге.

Свобода, лихорадка и немного магии

Пожалуй, самая большая проблема для бывших и будущих биографов Мэри Плезант — избыток сюжетных поворотов, а следовательно, некий налет неправдопо- добности. Даже если просто изложить факты, читателю будет сложно избавиться от подозрений, что автор присочиняет. Как-то это все… чересчур.

Мать Мэри была квартеронкой, то есть чернокожей на четверть. Девочке повезло: ее купили и переправили на Север. Хозяин скрыл ее расовую принадлежность и дал воспитаннице хорошее образование. После его смерти Мэри могла сама распоряжаться своей судьбой, потому что никто не знал о ее рабском статусе.

Черноокая красавица уехала в Новую Англию. Мужчины там в большинстве своем занимались китобойным промыслом, а их жены не только вели домашние дела, но и открывали собственный бизнес. К одной из таких железных леди, хозяйке магазина, и поступила на службу Мэри. Именно на этой работе она научилась тому, что в наше время называется эффективным менеджментом. Умение распоряжаться финансами и привычка к самостоятельности впоследствии тоже очень пригодились бывшей невольнице.

В это же время она начала активное участие в “Обществе подземной железной дороги”, аболиционистском движении, основанном в 1838 году для помощи беглым чернокожим. Добившись в организации немалых высот, она познакомилась с Джеймсом Смитом, плантатором из Западной Вирджинии, и вышла за него замуж. Смит, не без участия жены, освободил тех невольников, которыми владел сам, а потом способствовал бегству чужих.

После его смерти Мэри досталось немалое состояние. Она еще раз вступила в брак — с бывшим надсмотрщиком на плантациях Смита по имени Джон Плезант. Второй муж тоже горел идеями освободительного движения, но недолго. По стране как раз расползалась “золотая лихорадка”, и Джонни пал ее жертвой, сгинув где-то на калифорнийских приисках.

Ну а Мэри, постоянно изменяя внешность, колесила по всему Югу, побуждая рабов к бегству. Плезант, кстати, была отменной кухаркой и благодаря этому без труда устраивалась на службу в очередной богатый дом, а еще тонким психологом, что помогало ей входить в доверие к рабовладельцам и узнавать их семейные и финансовые секреты. Ну а чтобы никто из соплеменников даже не помышлял о предательстве, Мэри Плезант прошла в Новом Орлеане курс обучения у знаменитой жрицы вуду Мари Лаво. Этот культ демонизируют, сводя его к черной магии, но боги у всех разные. Вуду — самая настоящая религия, которую исповедуют выходцы с Африканского континента. Для темнокожих рабов Плезант стала кем-то вроде священника, который при необходимости и проклятие наложить способен.

Однако общение с грозной Лаво привело к тому, что Мэри пришлось покинуть Новый Орлеан — слишком пристальное внимание стала привлекать ее персона, тут уже не до тайных операций. Она села на корабль, среди пассажиров которого числился некий Томас Белл.

Тайный советчик

Разобраться в природе их отношений очень сложно. Так, например, не известно даже, были ли эти двое любовниками. Однако в чем можно быть уверенным, так это в том, что Томас Белл считал Плезант лучшей женщиной-бизнесменом, которую он встречал.

В Сан-Франциско Мэри Элен содержала гостиницу для удачливых золотоискателей без крыши над головой и зарабатывала пятьсот долларов в месяц. Используя лазейки в местных законах, она препятствовала насильственному возвращению беглых рабов на Юг, а свободных устраивала на работу. В кратчайшее время миссис Плезант приобрела прачечную, салун, извоз, где штат был укомплектован теми, кто имел веские причины испытывать к ней благодарность. Также недавно освобожденных рабов Мэри через собственное агентство по найму прислуги помещала в отели, рестораны и частные дома — в качестве своих глаз и ушей.

В своей идейной борьбе Мэри Элен не брезговала никакими методами. К примеру, в домах терпимости она присматривала с виду порядочных белых девушек. Выбранных барышень обучали светским манерам, давали образование, а потом пристраивали в жены или содержанки к влиятельным людям.

На одной из протеже Мэри — девушке по имени Тереза Перси, в 1879 году женился и Белл. По проекту Плезант для супругов был построен 30-комнатный особняк, который обошелся магнату более чем в сто тысяч долларов и стал, таким образом, самым дорогим частным владением в стране.

Мало кто из гостей дома на Октавия-стрит замечал экономку: как и положено первоклассной прислуге, она умела оставаться практически невидимой. И еще меньше людей знали, что скромная женщина в старомодном платье на самом деле полноправный финансовый партнер Белла, а для госпожи Терезы она подбирает не только наряды для выхода, но даже друзей.

Лестница в небеса

В тот роковой вечер, когда “ртутный король” пролетел по лестнице почти 10 метров, рухнув со второго этажа, Тереза находилась на ранчо в Сономе. Слуги услышали лишь вскрик 72-летнего хозяина и глухой стук. За врачом побежал старший сын Белла, а домоправительница Мэри осталась с хозяином. Увы, еще до прихода доктора Томас скончался.

На следствии Мэри Плезант рассказала, что Белл болел в течение последних двух месяцев, так что он мог проснуться и, будучи дезориентированным, упасть с лестницы. Экономка призналась, что сделала попытку вправить мозги пострадавшему: в буквальном смысле — вещество вылезло из раскроенного черепа, но сделала это уже после того, как миллионер испустил последний вздох. Коронер в своем заключении написал, что смерть Белла скорее всего носит случайный характер.

И вот когда дело официально закрыли, поползли слухи. Сначала кто-то высказал версию, что Мэри Плезант помогла умереть упавшему хозяину — не зря, мол, эта колдунья его ощупывала. Могла, кстати, и столкнуть. Или вообще потыкать иголками в куколку, похожую на Томаса. Мотив? Вдова очень расстроилась, когда узнала, что почти все материальные ценности, на которые она с детьми претендовала, по факту принадлежат экономке. Однако доказать наличие состава преступления не смогли: злые языки поговаривали, что на такой исход повлиял компромат, который Мэри Плезант успела накопить на власть предержащих).

Раздосадованная Тереза Белл написала биографию… нет, не покойного супруга, а Мэри Элен. Книгу она мстительно озаглавила “Мэмми Плезант” — как намек на рабское происхождение своей домоправительницы: “мэмми” — обращение к пожилой чернокожей, обычно няне. Так вот на страницах этого опуса вдова пишет, что накануне несчастного случая Плезант приказала слугам запереть в особняке все двери и окна, хотя у них так было не принято. Также на ночь экономка приготовила Беллу порцию глинтвейна, и не исключено, что Томас мог оступиться на лестнице не из-за болезненной слабости, а потому что напиток был отравлен.

Есть ли в этой книге что-нибудь помимо желания унизить и опорочить свою обидчицу? Трудно сказать. Была ли Мэри Плезант способна на убийство? Думаю, что да, безусловно. Если бы определенные обстоятельства вынудили ее к такому шагу. Совершила ли она убийство? Сомневаюсь. Эта незаурядная женщина, которая родилась рабыней Изаурой, а стала, по сути, кем-то вроде кардинала Ришелье, умела решать проблемы, если таковые появлялись, другими способами. Ей не могли простить успеха и власти над теми, кто боялся обнародовать свои грязные секретики. Ну а собственные тайны Мэри Элен Плезант унесла в могилу. Она умерла 11 января 1904 года, точно зная, что скажет ей Томас Белл на том свете. Нам же остается только гадать.

http://www.rusrek.com

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.