ЗАБРОШЕННАЯ ПАМЯТЬ. На родине спикера ВР разрушается дом основателя авиации

 «Дивлюсь я на небо і думку гадаю: чому я не сокіл, чому не літаю?» — думаю, именно эти слова Ивана Франко задавал себе морской офицер, капитан  I ранга Александр Фëдорович Можайский в 1869-1876 годах, когда проводил здесь свои опыты с летательными аппаратами. Парадоксально то, что своими опытами он опередил американцев братьев Райт на 20 лет.

Ныне в дворце Грохольских-Можайских Музей авиации и Космонавтики и библиотека. Казалось бы здорово. Ведь история учреждения начинается в мае 1971 года. Тогда в Вороновицкой средней школе №1 им. А.Ф. Можайского, которая в то время функционировала в бывшем дворце, на общественных началах был открыт музей авиации, который в разное время носил названия от Можайского до Гагарина. Но!…

Сегодня здание разрушается. В некоторых окнах нет даже стекол! Осыпается штукатурка с фасадов. Ржавчина покрывает крышу. Обваливаются водосточные трубы. И это всего в 15 минутах езды от областного центра! (От Винницы до Вороновицы всего 19 километров! – О.З.) Вороновицу следовало бы сохранить, даже если бы это был просто чудом уцелевший после революций и двух мировых войн шляхецкий дворец.

Его строил в самом конце XVIII века итальянец Доминик Мерлини. Изящные колонны, подковообразные фасады, два роскошных бальных зала. А рядом — конюшни с огромными погребами, службы… Это жемчужина как архитектуры, так и истории! Но многие ли знают о ней?

Вороновица принадлежала когда-то Вороновицким. Были такие представители польской шляхты. Елена Вороновицкая, очевидно последняя представительница семьи, вышла замуж за Михаила Ласько герба Лелива. После Михаила Вороновицу унаследовал один из трех его сыновей, Михаил Ласько младший. Он был винницким городским судьей (1591 год), а позже и винницким казначеем. Женат он был на Авдотье Домонтовой герба Остоя.

У них был единственный сын, Теодор (Богдан?) Ласько. Он тоже был винницким городским судьей (1642 год) и воеводой брацлавским (1640 год), дважды женатым — вначале на Марине Ободенской, владелице Пятничан (ныне микрорайон Винницы) и Покалева, а потом на Екатерине Ганской. По одним данным Теодор (Богдан?) имел множество детей, а по другим — единственную дочь, Теофилу  от первого брака с Ободенской.

Вороновицу разделили между его дочерью, Теофилой, вышедшей замуж за Мартина Радзиминского герба Любич и третьим сыном Михаила Ласко (старшего), Богданом, женатом на Екатерине Ставеской. Поскольку Михаил Ласко Третий умер бездетным впоследствии, его часть имения перешла Теофилии Ласко-Радзиминской [1]

Далее «на горизонте» возникает  Анна Радзиминская, дочь черниговского стольника — очевидно дочь Теофилии. Оно выходит замуж за Михаила Грохольского (1705 год арождения) — военного брацлавского судью (в 1744 году), полковника Королевской армии. Именно к Грохольским дальше переходит Вороновицкое имение…  21 ноября 1748 года Вороновица была пожалована Грохольским королем Августом III.  

Александр Федорович Можайский

Что же касается по части авиационной связи, то во второй половине XVIII века имение переходит к младшему сыну Михаила Грохольского, Францу (Франтишеку) — Ксаверию  (умер в 1792 году), женатому на Елене Лесницкой, наследнице местечка Червоно. 

Именно Франц-Ксаверий в 1780-1790 годы строит тот дворец, что мы с вами теперь видим — в классическом стиле.  Надо сказать, что существует две версии по вповоду того, кто был архитектором дворца.  По одной,  это был работник Грохольских по фамилии Лоренц или Лоренс. Другая версия, официальная, приписывает авторство Доминику Мерлини, который в 1774-1777 годах занимал пост королевского архитектора и разрабатывал проекты дворцов польским магнатам.

Сын Франтишка Ксаверия Ян Непомуцен унаследовал и Вороновицу и Червоно. Он имел трех сыновей — Адольфа, Людгарда и Владислава. Старший сын Яна, Адольф (1797-1863) был следующим владельцем имения. Участник восстания 1831 года, сосланный в Курск, он тем не менее избежал конфискации имения. Дважды женатый,  потомства, однако, не имел.

От Адольфа Вороновица переходит к его младшему брату Людгарду  (год рождения 1840). Людгард был женат на Марии Рогозинской герба Абданк, вдове брата его, Владислава  Грохольского.  Его сын участвовал в восстании 1863 года.  

После поражения вооруженного выступления, у Людгарда имение не конфисковали, однако по закону от 10 декабря 1865 года имущество восставших должно было быть продано в «русские руки». Имение купил Николай Можайский, женатый на дочери адмирала Николая Чихачева, владельца имения в Мурованных Куриловцах.

По одной версии Николай купил его на торгах в Одессе в 1869 году. По другой – выиграл в карты. А сам Людгард Грохольский выехал в Австрию. Надо сказать, что после отмены ограничений для католиков на приобретение земельных угодий в 1905 году Грохольские вынашивали планы по выкупу Вороновиц у Можайских, однако Первая Мировая и октябрьский переворот помешали этим планам.

Памятник А.Ф. Можайскому

Перед продажей Людгард построил два флигеля на восточной стороне имения, одно из которых использовалось в качестве конюшни.

 Первый том Краткого (Малого) словаря Эфрона и Брокгауза  1909 года издания гласил, что в средине XIX века: «Вороновицы — местечко Подольской губернии, Брацлавского уезда. Жителей — 1256 душ. Дворов — 185, церковь, костел, синагога, 2 еврейских молитвенных дома. Двухклассное народное училище со 168 учащимися. При училище фруктовый сад и огород; ученики обучаются садоводству, а ученицы — рукоделию; 4 водяные мельницы; близ местечка сахароваренный завод».

Николай Можайский, выкупивший поместье у Грохольского, прожил недолго и вскоре умер, поэтому сюда переехал его брат, Александр Федорович Можайский, получивший пост Брацлавского мирового судьи.

 Александр Федорович Можайский родился 9 (21) марта 1825 года в семье потомственного моряка, адмирала русского флота Фёдора Тимофеевича Можайского. В 1841 году блестяще окончил Морской кадетский корпус, причем, не только как судоводитель, но и как проектировщик кораблей. Плавал на различных кораблях в Балтийском и Белом морях. В 1853 году он совершил дальнее путешествие на фрегате «Диана» из Кронштадта через Атлантику в Японию.

Канарские острова, Рио-де-Жанейро, мыс Горн, Гавайи — Можайский видел земли, в которых большинству из нас и сегодня не доведется побывать. В Японии он пережил цунами. От гигантской волны «Диана» погибла. Русские моряки построили новое суденышко из японских деревьев, нарубив их в лесу, и добрались на родину. Судовой священник протоиерей Василий Махов опубликовал после этого плавания весьма занятные мемуары «Фрегат «Диана». Среди офицеров он упоминает и лейтенанта Александра Можайского, ставшего крестным отцом туземца-гиляка, которого обратили в православие русские путешественники на тихоокеанском берегу.

В 1858 году А.Ф.Можайский был направлен в Среднюю Азию, где принял участие в Хивинской экспедиции, организуя ее передвижение по воде на специально построенных судах. По возвращении из экспедиции Можайский получил чин капитан-лейтенанта.

В 1863 году в связи с сокращением численности флота после Крымской войны, Можайский был уволен в отставку и следующие 16 лет служил в различных гражданских ведомствах по проведению крестьянской реформы. В 1882-м ему было пожаловано звание генерал-майора, а впоследствии звание контр-адмирала. В целом, как видим, Вороновица попала в руки казалось бы отпетого корсара.

Но главным увлечением Можайского было, отнюдь, не кораблестроение, а воздухоплавательные машины… Мысль о создании летательного аппарата тяжелее воздуха появилась у Можайского еще в 1855 году, когда он начал вести тщательные наблюдения за полетами птиц и воздушных змеев.  В 1876-м он  сконструировал  больших воздушных змеев, на которых, между прочим, сам летал! Дважды в  том же 1876-м.

А.Ф. Можайский

Свои воздушные змеи (планеры) он назвал «Летуньями». Эти планеры были уменьшенной копией будущего аэроплана — только без мотора. «Летуньи» привязывались к упряжке лошадей и взмывались в воздух. А садиться могли даже на пруд. Так что это был еще и прототипы самолета-амфибии.

Случались и «жесткие посадки» — после одной из них Александр Можайский сломал ногу и до конца жизни прихрамывал. Но это было чудо! Окрестные крестьяне даже считали, что их барин знается с чертом! В их головы не укладывалось, что можно летать, используя физические законы, а не нечистую силу.

Постепенно Можайский пришел к убеждению, что необходимо строить аппарат, приводимый в движение с помощью двигателя. Однако постройка первого в мире самолета оказалось делом далеко не дешевым и для Александра Федоровича неподъемным. Поэтому в начале 1877 году он решил «подвергнуть» свое изобретение суду научной критики, предложив Военному Министерству использовать свой проект для военных целей в предстоящей войне с Турцией.

В 1877-м для рассмотрения проекта самолета была образована особая комиссия, в состав которой входил Д.И.Менделеев, благодаря поддержке которого было решено отпустить изобретателю 3000 рублей на дальнейшие работы. Получив в итоге лишь часть обещанной суммы (2192 рубля), невзирая на трудности и нужду, Можайский построил  модель аэроплана, которая по свидетельству современников, «летала совершенно свободно и спускалась очень плавно».

Для того, чтобы перейти к постройке самолета в натуральную величину, необходимо было 18895 рублей. В 1878 году Можайский обратился в Главное инженерное управление с проектом и описанием самолета. Комиссия забраковала проект под предлогом «явной несогласованности его взглядов со мнениями зарубежных авторитетов, кои рекомендуют слепо подражать природе и возлагают надежды только на аппараты с машущими крыльями…».

Ни одна из правительственных организаций не согласилась финансировать изобретателя. В дело вступили личные связи. Благодаря помощи военного министра С.С.Лесовского (бывшего командира на фрегате «Диана») Можайский получил 2500 рублей. На полученные деньги Можайский заказал в Англии два паровых двигателя мощностью в 20 и 10 лошадиных сил. Топливом служил керосин.

3 (15) ноября 1881 года изобретённый им первый «воздухолетательный снаряд» был запатентован. Оставалось собрать аэроплан и испытать его в воздухе, но денег у Можайского больше не было. Для производства некоторых работ изобретатель обратился за помощью на Балтийский завод и получил отказ. Через министра Императорского двора графа И.И. Воронцова-Дашкова проект был подан на рассмотрение Александру III.

Вскоре пришел ответ: «Высочайшее повелело отклонить просьбы капитана 1 ранга Можайского». Консерватизм, за что так хвалили Александра III, как оказалось, не всегда был хорош.  Не желая отказаться от своей заветной мечты, Можайский продал или заложил все, что имело ценность (даже наручные часы, обручальные кольца, столовые ложки и форменный сюртук! – О.З.).

На деньги, вырученные от продажи личных вещей и занятые у родных и заинтересованных лиц (солидную материальную помощь оказал прославленный герой русско-турецкой войны и среднеазиатских походов генерал Михаил Скобелев), самолет был построен.

К лету 1882 года «Жар-Птица» была готова к испытаниям.   Испытания проходили в Красном Селе под Петербургом в присутствии представителей Военного ведомства и Русского Технического Общества.

Пилотировал « Жар–птицу» механик И.Н. Голубев. Аппарат, весом около 930 килограмм, летел со скоростью 11 метров в секунду. При посадке было повреждено крыло, а механик получил травму. По замыслу изобретателя самолет мог совершать посадку и на воду, для чего фюзеляжу была придана форма лодки (на Западе фюзеляжный тип самолета будет изобретен только через 30 лет).

«Жар-Птица», как назвал свой аэроплан Можайский, летела на двух неподвижных крыльях, закрепленных мачтами, в качестве двигателей были установлены две паровые машины общей мощностью 30 лошадиных сил, направление полета задавалось вращением хвоста, а разбег обеспечивался прикрепленной к лодке тележкой.

Можайский предусмотрел и установку аэронавигационного оборудования: компаса, измерителя скорости, барометра-высотомера, двух термометров и прицела для производства бомбометания. Самолет был предназначен для бомбардировочных и разведывательных целей….     

Александр Федорович Можайский умер в 1890 году, похоронен в Санкт-Петербурге, на Смоленском кладбище.

Что касается самой Вороновицы, то в конце XIX века здесь было 320 домов, в которых проживало 2035 жителей, были — православная церковь, костел, два еврейских молитвенных дома, полицейский участок. В 1882 году было основано двухклассная народная школа, где к 1888 году было 5 учителей и 167 учеников.

Был в Вороновице почтово-телеграфный пункт, аптека, четыре мельницы, проживало 72 ремесленника. Близ местечка, в урочище Лука в 1873 году был основан свеклосахарный завод. К концу 1880-х он принадлежал Степановскому Товариществу. При заводе была своя больница.

После смерти Александра Федоровича имение отходит сыну его брата Николая, Николаю Николаевичу Можайскому. Именно он значится в 1914 году владельцем Вороновицы и 3368 десятин земли.

В период владения Можайскими имением (1869-1918 годы) дворец подвергался некоторым изменениям. К 1891 году с паркового фасада были сняты балкон и лоджия, разобрана оранжерея, возможно, изменена планировка. Партер перед главным фасадом освобожден от ограды. На начало XX века забор вокруг территории сняли вообще.

Известно, что во время Великой Отечественной войны в Вороновице располагался немецкий аналитическо-разведывательный отдел Генштаба сухопутных войск «Иностранные Армии Востока», которым с 1942 года командовал Рейнхард Гелен. Рядом находилось управление Абвера и тайный отряд под командованием Отто Скорцени.

Вот такая насыщенная история небольшого села Винницкой области…

Историческая правда

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.