Святейшая инквизиция: методы и реальные цели. Лабиринтами истории

Чтобы понять, как легко было преследовать «ведьм и колдунов» в юридическом и социальном плане, стоит обратиться к истокам инквизиции. Многие люди думают, что святейшая инквизиция была создана специально для устранения ведьм и искоренения поклонения дьяволу. Само слово вызывает в воображении образы дыбы, «железной девы» и всевозможных других странных и извращенных орудий пытки.

Конечно, пытки сыграли немаловажную роль в истории инквизиции, но не настолько значительную, как некоторые могут подумать. Следует помнить, что инквизиция возникла в тот период истории, когда человеческая жизнь ценилась так низко, что по закону за незначительное преступление (например, кражу) виновному могли отрезать нос, уши, отрубить руки, выколоть глаза или вырвать язык.

Борьба с ересью

Крестовый поход против катаров (1209 – 1229 годы) – военная кампания, инициированная Римской католической церковью по искоренению ереси катаров в области Лангедок – это пример жестокой резни и одно из самых страшных событий средневековья, свидетельствующий о бесчеловечном отношении человека к человеку. Ближе к концу похода папа Григорий IX решил, что цель оправдывает средства. Он намеревался полностью уничтожить катаров, стереть их с лица земли. Должно быть, он провел не одну ночь без сна, придумывая самые изощренные методы борьбы с ересью.

Во-первых, он учредил новую должность специального папского агента – легата. Папским легатам предоставлялись самые широкие, практически неограниченные, полномочия в области преследованию ереси – почти такие же, какие сегодня имеет американский Департамент Национальной Безопаности.

Папа Римский Григорий IX разослал легатов по всему югу Франции, где те предлагали вознаграждение всякому, кто указывал на еретика. Даже в лучшие времена бедное население средневековой Европы не могло отказаться от любого вознаграждения, а уж во времена голода и непрекращающихся войн и подавно.

Предатели получали часть имущества, конфискованного у еретика, — все имущество делили между доносчиком, церковью и властями. Естественно, что в стране, опустошенной войнами, где люди были вынуждены годами голодать и терпеть лишения по вине все той же церкви и короны, нашлось немало желающих выдать своих соседей инквизиции как еретиков.

Одним из папских легатов был Роберт Ле Бургр, терроризировавший мирное население на севере Франции. Другой легат, Конрад Марбургский, находил еретиков во всех, даже самых отдаленных, уголках Рейнской области.

Тысячи людей были отправлены на костер, часто в тот же день, когда были схвачены. Конрад ездил по стране на своем муле с двумя помощниками, вызывая ужас повсюду, где появлялся. Видимо, это возмутило даже местное духовенство, которое, наконец, решило вмешаться. 30 июля 1233 года монах-францисканец, одержимый жаждой справедливости, перехватил отряд Конрада и убил его.

Это переполнило чашу терпения Папы. Он обратился к доминиканцам. Весной 1233 году папские инквизиторы были назначены в Тулузе, Альби и Каркассоне. Инквизиция в этих городах действовала без перерывов на протяжении 600 лет.

Механизмы святейшей инквизиции

Сотни людей были вызваны для дачи показаний перед инквизиторами. Их вопросы повторялись, чтобы посеять в душе допрашиваемого сомнения в том, что именно известно инквизитору, и кто ему об этом рассказал. Лица, подозреваемые в сочувствии катарам, не всегда были в курсе обвинений, которые против них выдвигались. Им не сообщали имена их обвинителей, а если они осмеливались обратиться за юридической помощью, их защитнику могло быть предъявлено обвинение в пособничестве ереси.

Каким бы ни был приговор инквизитора, — который был также прокурором, судьей и присяжными – обжалованию он не подлежал. Любого человека могли на неопределенное время задержать в тюрьме для дальнейших допросов, без какого-либо объяснения. Сегодня мы называем таких «еретиков» «вражескими комбатантами».

Инквизиция уничтожила узы доверия, которые держали общество вместе. Доносы на ближнего стали не только долгом каждого доброго христианина, но и стратегией выживания.

На протяжении ста лет Инквизиция оставалась неотъемлемой частью повседневной жизни в Лангедоке. Появление инквизитора в городе провоцировало унизительные проявления малодушия и страха. В теории, конечно, никто не мог быть казнен без обвинительного приговора, но на практике ни одна община не была настолько сплоченной, чтобы противостоять власти тайного суда.

Преследование катаров в Лангедоке стало первым – и очень успешным – сценарием, по которому в дальнейшем велись все охоты на ведьм, как в период средневековья, так и в новое время, например, в Германии при Гитлере, когда «ведьмами» стали евреи, или сегодня, когда идет «война с терроризмом».

По прибытии в город инквизитор консультировался с местным духовенством. Все мужчины в возрасте старше 14 лет и женщин старше 12 лет должны были пройти ритуал провозглашения веры в католической церкви. Тех, кто не спешил в церковь, уводили на допрос.

После этого инквизитор произносил речь, в которой приглашал людей задуматься о своем прошлом, настоящем и будущем, и в течение недели дать конфиденциальные показания. По истечении семи дней, те, кто не приходил добровольно, были задержаны принудительно.

Наказания варьировались от конфискации имущества до смертной казни. Помимо главного преступления – исповедования альбигойской (катаров также называли альбигойцами) ереси, инквизиция карала укрывательство катаров и недоносительство о любых случаях ереси. Подлинное благочестие и преданность католической церкви измерялось количеством людей, которых грешник был готов предать.

Жертвы инквизиции

Потребовалось всего десять лет, чтобы инквизиция из страшной сказки, продвигаемой с помощью десятка фанатиков-психопатов, превратилась в бюрократическую машину смерти, которая действовала на протяжении 600 лет. На инквизицию работали сотни людей, которые проводили допросы с такой монотонной регулярностью, что для них был создан специальный «глоссарий».

Вооружившись списком предполагаемых преступлений, которые могли рассматриваться как «еретические» (к таким преступлениям относилось даже недоносительство о том, что еретик побывал на вашей земле), Инквизиция продолжала запугать население Европы с размахом, который невозможно себе представить. Огромное количество людей вызывали для дачи показаний снова и снова, пока они не давали требуемые показания. По странной иронии судьбы, катары, — которые считали материальный мир злом – спровоцировали разработку принципов полицейского государства.

Преследования

Более пяти тысяч сохранившихся протоколов допросов – это всего лишь малая часть работы инквизиции. «Инструкции» для инквизиторов были призваны служить руководством для растущего числа папских судов в Европе. По существу, Лангедок был лабораторией для репрессий. Репутация инквизиции крепла благодаря усилиям «талантливого» инквизитора из Тулузы, Бернара Гуи, который был главным злодеем в романе Умберто Эко «Имя розы».

Инквизиторы убедили нескольких захваченных катаров покаяться в грехах, принять католичество и продать своих товарищей.

Ренегат Сикард де Люнель из Альби обратился перед 1250 годом и выдал огромное количество верующих, причем из лучших семей Альбижуа – сеньоров Рабастен, Пеннес и Пюйсельси, а также рыцарей Ломбер, предки которых известны еще с середины XII века, а также собственных родителей. Инквизиция задерживала любого, кто когда-либо помогал ему в бытность его катаром, даже если только дал ему кров на ночь или кружку воды, причем никаких других доказательств не требовалось, а лишь слово Сикарда. Он и несколько ему подобных ренегатов содержались в замке за пределами Тулузы – средневековый аналог современной «программы защиты свидетелей». Сикарду хорошо заплатили за его коварство; он дожил до глубокой старости.

Пытки тактично называли «дознанием». В Лангедоке специально обученные инквизиторы при поддержке информаторов и палачей, вышедших из лона католической церкви, вооруженные неограниченными полномочиями и подробными инструкциями, медленно, но неуклонно «очищали» земли от ереси катаров. Тысячи драм совести завершались в подземельях или на костре. К концу тринадцатого века только безрассудные герои осмеливались говорить, что этот мир греховен и полон зла.

Примеры расправы

Инквизация была не правовой системой, а системой, призванной внушать страх. В 1397 году швейцарский крестьянин по имени Стеделен был обвинен в колдовстве, после того, как в его деревне не уродилась пшеница. Судья Петер фон Грейерц твердо верил в колдовство, которое, как он считал, появилось в допропорядочной симментальской общине благодаря некоему Скавию в 1375 году. Скавий, который якобы заключил сделку с дьяволом и умел превращаться в мышь, был убит, но у него остались ученики, один из которых и был наставником Стеделена.

Не было никаких реальных доказательств вины бедного крестьянина, но Грейерц обвинил Стеделена в том, что тот с помощью магии воровал навоз, сено и прочее с полей соседей, вызывал град и грозы, делал мужчин и животных бесплодными, насылал безумие на лошадей, умел летать и наводил ужас на тех, кто захватил его. Под пытками Стеделен признался, что зарезал черного петуха на перекрестке ночью и подкладывал ящериц под порог церкви. Его судили светским судом, после чего сожгли на костре.

В 1415-1419 годах в герцогстве Савой между кланами знати разгорелась настоящая война. Несколько благородных семей восстали против семьи Рарон, и простой народ оказался втянутым в этот конфликт. К 1428 году обстановка в герцогстве стала крайне нестабильной. Никто не знает, кому пришла в голову мысль, что все проблемы были связаны с ведьмами, но 7 августа 1428 года делегаты из семи районов Вале потребовали от властей найти и наказать скрывающихся ведьм и колдунов.

Всякий, кого обвиняли в колдовстве как минимум три человека, должен был быть арестован. Если обвиняемый признавал свою вину, его сжигали на костре как еретика, и если нет, то пытали, пока не получали нужное признание.

Многие представители элиты того времени – или же те, кто стремился разбогатеть, захватив имущество жертв инквизиции, – видели в этих обвинениях, судебных процессах и казнях удобный способ избавиться от врагов и разделаться со многими проблемами. Охота на ведьм быстро распространилась на север, в Германию, затем охватила Францию и Швейцарию

http://www.chuchotezvous

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.