Почему в нашей стране пословица «Какой пан, такая и свита» как никогда соответствует действительности? Какой общественный строй сегодня в Украине? Почему мэр Запорожья Буряк не отстранил от должности на время следствия своего зама Пустоварова? Почему бывший регионал Кальцев чувствует себя в Запорожье как при Партии регионов? Как случилось, что плотина Днепрогэса выглядит так, словно побывала в АТО под минометным обстрелом? На вопросы «Хроник и комментариев» отвечает запорожец, энергетик по профессии Николай Буханистый – человек неравнодушный к проблемам областного центра, со своей гражданской и политической позицией, со своими взглядами и оценками, не всегда совпадающими с теми , которые обычно тиражируются в официальных СМИ.
—Николай Васильевич, есть ли разница между проблемами страны и проблемами Запорожья?
-Проблемы нашего города и нашей страны практически одни и те же. Первое – это олигархи и тотальная коррупция. Коррупция рождена этими же олигархами. Причем, чем выше забрался на государственную должность человек от олигарха, тем круче коррупция. Система прогнила с самого верха до самого низу. Откуда у людей миллиардное богатство? Они его просто самым бессовестным образом стырили у народа. Обратите внимание – в соседней Польше миллиардеров нет, а у нас их как собак на пустыре. Расслоение общества в Украине невероятное.
-Вы и Гаранта считаете виноватым в создавшейся нынешней ситуации?
-Я просто хотел сказать, какой пан, такая и свита. Честно говоря, по некоторым вопросам я преклоняюсь перед Порошенко. В плане того, что он сделал для страны в последнее время. Но ложка дегтя портит бочку меда. Окружение у Петра Алексеевича, к великому сожалению, не самое лучшее, и он его сам выбирал. Взять наше Запорожье…
-И получится, думаю, точно такой же расклад, как и там, наверху…
-Именно так. Мы периодически выбираем городского голову. Но о ком из них можно сказать доброе слово? Да почти ни о ком, кроме покойного Александра Поляка. Который был со своими грехами, как и все люди, но он оставил после себя добрую память. Ныне действующий городской голова Владимир Буряк однозначно лучше своего предшественника Александра Сина. Инженер, пришел с производства. Если при мэре Сине какая – то городская проблема решалась месяцами, то сейчас гораздо оперативнее. Но у Буряка большой недостаток – он из обоймы олигарха. Как сегодня говорят, аллигатора.
-Но выбирали–то его мы, горожане?
— На мэрских выборах работал мощный ресурс владельца «Запорожстали» олигарха Ахметова. Хозяин вложил в мэрского кандидата свои ресурсы и теперь Буряк должен их отработать. Соответственно, вся вертикаль от Буряка и до зампредседателя районной администрации Запорожья – все ставленники Хозяина. А чего ожидать, если у нас в стране процветает кланово-олигаргическая система и полная безнаказанность.
Конкретный пример – заместитель мэра Анатолий Пустоваров, которого обвиняют в коррупции. Об этом все знают, приводились подробности в СМИ, когда он накануне задержания и обысков на несколько дней дня исчез с работы. Говорили – уехал в Горловку, к родителям. А потом выяснилось, что он оказался в Харькове с купой адвокатов, в суде, где ему избирали меру пресечения. Идет следствие, Пустоваров сидит в кресле заммэра. Запорожцы не понимают – если ведется следствие, то почему на время следствия мэр Буряк не отстранил его от должности, как например, Порошенко своего партнера Гладковского – первого зама секретаря СНБО? А Пустоваров отрастил бороду и не слазит с экранов «запорожсталевского» телеканала, как ни в чем не бывало.
Что, горожане не видят, как фирмы приближенные к «Запорожстали» постоянно получают подряды на работы за счет городского бюджета? А городской бюджет – это деньги запорожцев. И запорожцы хотят видеть, как расходуются народные деньги. Почему мэр Буряк не показал народу результаты финансового аудита концерна «Теплосеть», других крупных коммунальных предприятий?
Помните, был яхт-клуб «запорожсталевский»? Сейчас у него другой хозяин – город, городской бюджет. После ухода из руководства комбинатом Виталия Антоновича Сацкого новое руководства «Запорожстали» сбросило этот клуб на городской бюджет, потому что он не приносил ее владельцу Ахметову прибыль. А горсовет пошумел, пошумел и притих.
Лесоповал в сквере Яланского
Мне, например, абсолютно не нравится, как слишком уж по-хозяйски ведет себя в городе бывший глава городской организации Партии регионов, предприниматель Владимир Кальцев. Он чувствует себя настоящим хозяином города. Напротив универмага «Украина» с его подачи вырубили сквер Яланского. Все многолетние деревья пустили под топор. Причем, по-бандитски, ночью. Обнесли заборами и вырубили. Буряк разводит руками, а я что – я ничего, там , мол, все по закону. Вырубить целый сквер в центре загазованного города – это называется «по закону»?!
-Они, по-моему, его и остановили…
— Да, после народного протеста захват сквера приостановлен, но деревья-то все вырубили. Называют даже цифру — около тысячи деревьев уничтожено. Скажите, если бы простой смертный что-то подобное сделал, что ему было бы за это? Наверняка, он получил бы срок. А тут без проблем. Кальцев поставил баннер перед вырубленным парком с надписью, мол, здесь будет «Самый большой в регионе торгово-развлекательный центр» и ждет, пока земля сквера упадет ему в руки.
-А может такой ТРЦ нужен нашему городу?
— Да, но не за счет экологии?! У нас же дышать нечем. По улице Бородинской под окнами пятиэтажек, на месте сквера сейчас тоже затеяли строительство — возводят многоэтажный дом. Там тоже десятки деревьев срезали. Народ возмущается, но власти все по барабану.
— По данным СМИ, Кальцеву разрешение на строительство ТРЦ и отвод земли дал городской совет и мэр Карташов, когда у власти в городе стояла Партия регионов
-Разница между предыдущей и нынешней властью небольшая. Януковича привели к власти Ахметов, Колесников, Клюевы и другие. Они пришли, будучи жирными, уверенными в себе. Как волки. Мой друг, который был главой райадминистрации и членом партии регионов сказал: если они уйдут, то уйдут с большой кровью. Вот сегодня у нас и льется эта кровь. Они не могут простить. Они думали, что пришли навсегда. А народ поднялся и сделал свое дело. Потому что терпеть уже нельзя было. А те, кто пришел потом на волне народного гнева, напоминают мне шакалов. Голодные, глотают все, что под руку попадается, дерут с народа три шкуры и никак не нажрутся.
— Что нового на ваш взгляд, появилось в городе при участии Буряка?
-Неплохо решаются некоторые транспортные проблемы. Например, город закупил большие белорусские автобусы. Правда, тут возникает вопрос: почему белорусские? А почему бы самим украинцам не построить такой автобус? Автобусы белорусские город купил в долг, по лизингу, короче говоря. То есть, в кредит на определенное время. Такая практика существует.
Как положительный момент в деятельности городской власти следует отметить и то, что «Запорожэлектротранс» начал выпускать обновленные трамваи. Абсолютно новые. Они уже выпустили с десяток таких трамваев. И еще одна новинка позитивная касается «Запорожэлектротранса». Имеется в виду закупка бэушних трамваев в Германии.
-Это тех, у которых колесная база не совпадала с нашей, отечественной?
-Да. Но электротрансовцы ее расширили и трамваи теперь обслуживают пассажиров. Кстати, выглядят они очень прилично. Немцы неплохо их подремонтировали, прежде, чем нам продать. Руководство города стало чаще привлекать для работ иностранцев как исполнителей работ и как консультантов. Это помогает нам лучше узнать европейский образ жизни, учит нас, как сделать Украину страной европейских стандартов. Мы должны брать лучшее оттуда и адаптировать его у себя. Например, строительство дорог. Взять хотя бы трассу Запорожье – Днепр, которую построили специалисты из Турции. Есть и другие подобные факты.
-В Запорожье, как и во всей Украине, серьезной проблемой был и остается ремонт дорог. Вы видите какие-то изменения в этом плане в городе?
-Дорога – это сложное инженерное сооружение, которое должно служить долго, как в Германии, например. У немцев же нет проблем, они каждый год не строят дороги. У нас так не получается. У нас строят и ремонтируют дороги по принципу тяп-ляп. Сделают, как попало, и тут же начинают переделывать. Взять хотя бы дорогу «Киев-Одесса». Серьезный объект, в него вложены большие финансовые затраты. А когда стали изучать качество этой дороги, то оказалось, что там на некоторых участках вообще отсутствует щебенка. То есть, украдено больше половины вложенных средств.
Дорога возле детсада в Бородинском микрорайоне
В Запорожье мэрия латает дороги центральные, а вот внутриквартальные местами и конь не валялся. Например, во дворах домов по улице Бородинской и Мурманской такие ямы на проезжей части, что только на БТРе можно их одолеть. Куда народ не жаловался, а, похоже, и депутату горсовета по этому округу, и нардепу этого округа Артюшенко, и мэрии все до одного места.
-Вы ездите по городу, видите часто транспортные заторы на проезжей части плотины Днепрогэса. Видите и ее никудышнее техническое состояние – сплошные выбоины. Как – то мы решили сосчитать количество этих выбоин, насчитали аж 93 и дальше сбились со счета. Ежегодно дорожники латают эти ямки, но это же не то, что нужно.
-Конечно, не то, что нужно. Но это не «то», видимо, вполне устраивает нынешнюю власть. Чем чаще ремонтируют, тем кто-то больше имеет от этого. Тоже своего рода коррупция.
Ремонт на плотине Днепрогэса
-Тут, видимо, дело в том, что сегодня плотина находится в ведении «Укргидроэнерго», которое и обязано ремонтировать ее проезжую часть. Вот и получается, что мэрия и «Укргидроэнерго» кивают друг на друга, когда речь заходит о плотине. То есть, сегодня у мэра есть действительно основание сослаться на нового ее хозяина. Но для жителей Запорожья был и есть один хозяин – мэр. От него и ждут, когда, наконец, он капитально решит эту уже застаревшую проблему.
-И я так считаю. Тем более, что децентрализация финансов страны позволяет городу содержание проезжей части взять в свои руки, провести необходимый капитальный ремонт. Потому что это, прежде всего, городская боль. На вопрос, когда это будет сделано, мэр как-то ответил: мол, решим эту проблему при условии, когда будут построены мосты, а это зависит от Киева. Но жителям города сегодня нужно нормальное транспортное сообщение, без часовых пробок и нервотрепки. Мы же мэра избирали не для того, чтобы он кивал на Петра.
Остановка Запорожстали на проспекте Металлургов
— Что скажете насчет остановок общественного транспорта…
-Это большое, хлопотное хозяйство, им надо серьезно заниматься. Я езжу много и хорошо вижу это. Конечно, есть позитивные подвижки – многие остановки обновили, установили новые. Но опять – таки и здесь, как говорится, ложка дегтя портит всю бочку меда. Остановки утопают в мусоре даже на главном проспекте города. Я понимаю, что мэр и его замы не пользуются остановками общественного транспорта, но содержать их в порядке – это их прямая обязанность. Остановка Металлургов на главном проспекте города[/caption]
-Да, это лицо города, по которому, первым делом, гости Запорожья и дают ему оценку.
-Многое зависит от главного архитектора города. Формировать лицо города должен специалист. А оно, это лицо, к сожалению, город не красит. Подземные переходы оборудованы, как сарайчики. Взять к примеру подземный переход на улице Сталеваров. Да по нему идти страшно. Вообще, архитектурных ляпов в Запорожье за годы независимости столько наплодили, что голова кругом идет. Начиная от «Макдональдса», который мэр Головко залепил на проспекте Металлургов, и заканчивая «гробницами» на проспекте Сталеваров и площади Пушкина во время правления мэра Карташова.
-А Вы знаете, что Запорожье называют больным городом? Представьте себе, на протяжении ста метров на проспекте Металлургов имеется 10 аптек. А раз они есть, значит, люди ходят туда и покупают лекарства. Значит, больных у нас в городе действительно много. Интересно и то, что ни одна из десяти аптек за последние годы не закрылась.
-Я вам скажу, что в Бородинском микрорайоне, на остановке «Школа» 4 аптеки в радиусе 50 метров друг от друга. В Киеве, будучи на железнодорожном вокзале, решил зайти в аптеку, взять что-то от головной боли. Так я прошел в поисках аптеки, наверное, квартала два. Попалась какая – то больница. Захожу, спрашиваю: есть у вас тут аптека? Аптеки в больнице не оказалось. Посоветовали идти дальше. А у нас вы зайдите в больницу, на каждом этаже по аптеке.
— Наверное, есть для этого причины. Экология плохая, скажем. Что, меньше стали газовать промгиганты вроде «Запорожстали»?
-Ничего подобного. Были у нас разные люди при власти и каждый кричал: мы будем мониторить каждую трубу. Так говорил не только мэр, но и губернатор, и другие ответственные чиновники. Возле универмага «Украина» губернатор Червоненко обещал поставить большое табло с ежедневной информацией: какая труба и сколько чего выкидывает. Ну, поговорили, потрепались и на этом все закончилось. Вот почему Ахметов вкладывает деньги. Чтобы был свой городской голова. Потому, что ему дешевле посадить своего менеджера, чем каждую трубу затыкать.
— «Запорозька Січ» до недавнего времени была газетой городского совета. Там раз в месяц выходила ветеранская страница, где писали о ветеранах ВОВ в частности. Страницу такую готовил городской совет ветеранов Запорожья. Сейчас нет этой страницы, потому что газета теперь стала частной собственностью.
-Так может быть газета тут не причем? Может, руководство городского совета ветеранов должно позаботится о том, чтобы такая страница выходила и сегодня. И не только о ветеранах ВОВ, но и ветеранах нынешней войны, которая идет на Донбассе.
— А что скажете о городском освещении? Многие говорят, что оно стало значительно лучше.
-Ну, в этом плане сделано немало. Сейчас в городе перешли почти везде на сберегающие светодиодные лампочки. Они очень низкой мощности. Выгодно и населению и городскому бюджету.
— О преимуществах городских домов, где действует самоуправление, которые называют ОСМД, власть много шумела. Сейчас активность у мэрии поубавилась…
-Для того, чтобы охватить весь город ОСМД, надо, прежде всего, подготовить к этому каждый дом – отремонтировать его, выделить определенные финансы для этого. Учить и подбирать людей, которые могут быть хозяевами дома. А городской бюджет сегодня, несмотря на вливания из Киева, это дело не тянет. Поэтому власть и осторожничает. Но продолжать эту работу обязательно нужно. Естественно, при наличии денег на подготовку домов к ОСМД. А взваливать содержание и ремонт ветхих домов на его жильцов – это преступление.
— Как бороться с собачьей проблемой, которая доставляет много неприятностей городу? В вашем, Бородинском микрорайоне это ощущается?
-Что касается бродячих собак, то я сейчас их не вижу. Значит, какие – то меры принимаются, чтобы их было меньше. Есть условия и для выгула домашних. У нас есть пустырь, парк, куда их выводят хозяева. Но насколько аккуратно владельцы собак делают это, не знаю, не проверял.
-Можно позавидовать вашему микрорайону. А у нас, в Осипенковском, это просто беда. У нас домашние собаки на лестничных площадках домов, во дворах и практически по всему микрорайону оставляют «мины». И владельцев собак устраивает такая ситуация.
— Наказывать надо владельцев собак. Если не понимают, что гадить – это нехорошо, не культурно, плохо. А спроси у собачатников насчет Европы, так все за Европу, все хотят жить в Европе. Все расписано в Правилах благоустройства города давно. Если бы мэрия работала как следует, то мы не видели бы такого безобразия. В Европе, куда мы стремимся, законы строго соблюдаются, там собака – друг человека газоны не минирует.
В Европе не складируют кучи листьев во дворах, чтобы они лежали целый год, а в нашем городе это стало нормой.
В Европе грузовики, перевозящие в кузовах сыпучие материалы, закрывают их специальными тентами, а у нас их сплошь и рядом возят по улице открытыми, а потом власть удивляется — почему это у нас на дорогах такой срач?
В Европе не паркуются на газонах, а тем более на детских площадках, как это происходит в наших дворах, там власть за это строго наказывает, а у нас власть уши развесила и разводит руками.
Улица Мурманская — стойбище авто на детской площадке
Как видите, маємо то, что маємо, как сказал Леонид Кравчук. Двойные стандарты и двойная мораль. Законы принимаем с прицелом на Европу, а дальше и трава не расти.
Николай Зубашенко, фото ВВП