В ПЦУ со своим храмом. Как парламент дал волю “перехожанам”

Принятие Томоса об автокефалии Православной церкви Украины не спровоцировало, как ожидали самые большие оптимисты, лавины переходов из “московской церкви” в новообразованную ПЦУ. Впрочем, сам этот неуемный оптимизм можно было объяснить только уровнем хайпа, который поднялся вокруг Томоса не без участия первых лиц государства. Томос не оказался — и не должен был оказаться — чудотворным. Это только пропуск на следующий уровень большой игры.

Вопрос о переходах закономерно пребывает в центре внимания. Во-первых, количественный показатель, статистика — самый простой способ оценить успех предприятия. Во-вторых, публика любит драмы, раздел-передел, “а кровь будет? ну не может же так быть, чтобы совсем мирно…” Публику можно понять — чувство ужасного сильно притупилось на фоне войны.

Статистика не показывает ничего особенного — переходят, но без ажиотажа. По разным данным, уже перешло от 50 до 70 приходов, темп удерживается. Но репутация статистики известна, и подсчет переходов эту репутацию подтверждает. Потому что переход — это пока громко сказано. Юридически переходов пока нет, потому что переходить, по сути, некуда: УПЦ КП и УАПЦ были, как известно, упразднены после создания ПЦУ, а новая религиозная организация, именуемая ПЦУ, пока не имеет ни государственной регистрации, ни епархиальных центров, к которым можно было бы присоединиться приходам.

В данный момент каноническое и юридическое поля не совпадают. Согласно канонам у нас нет больше ни УПЦ КП, ни УАПЦ — они были упразднены при слиянии в ПЦУ. Но в юридическом поле они продолжают существовать, и пока безальтернативно. В информационном, добавлю, тоже — инерция сознания ничуть не меньшая, чем инерция государственной машины.

Поэтому переходы — это пока в большей степени декларация намерений, чем свершившийся факт. До тех пор, пока ПЦУ не превратится в церковную структуру, решив по дороге массу организационных проблем, часть из которых чревата конфликтами. Возможно, именно поэтому с решением этих проблем и даже с их обсуждением пока не спешат. Не хотят портить людям праздник, а томосоносному президенту — еще и предвыборную кампанию.

Тем временем под переходы подгоняют законодательство. Что совершенно не лишне — в том, что касается свободы совести и деятельности религиозных организаций, в Украине “самое либеральное законодательство”, как любят у нас подчеркивать, умалчивая при этом, что оно настолько же либерально, насколько полно белых пятен.

Внести некоторую ясность в этот либерализм пытаются время от времени. Но зачастую попытки отдают или непрофессионализмом, или популизмом, или и тем и другим одновременно, что приводит к таким откровенным фальстартам, как закон о переименовании УПЦ МП. Не то чтобы этот закон был совершенно бессмысленным или ненужным. Просто он оказался несвоевременным. И оттого его хайповая суть обнажилась слишком откровенно.

Иная ситуация с законом о перерегистрации религиозных общин. Или, как его еще называют, законом об упрощенном переходе. Или даже жестче — законом об отмене крепостного права. Это действительно прикладной закон, заполняющий лакуны в законодательстве. Потому, возможно, к нему отнеслись более серьезно, чем к хайповому закону о переименовании.

Впрочем, в той редакции, в какой был принят закон, он не упрощает процесса перехода общин из одной юрисдикции в другую. Но он, по крайней мере, устанавливает более-менее четкую процедуру такого перехода.

Работа над законопроектом была, судя по всему, непростой. Его принятию противились сторонники УПЦ МП в парламенте. С самого начала, как проект попал в парламент, его воспринимали именно как антиМПшный, а теперь вообще некоторые называют — выдавая, видимо, желаемое за действительное — “законом о переходе в ПЦУ”. Однако законопроект был зарегистрирован еще до того, как публично прозвучало волшебное слово “Томос”.

Но то, что его, наконец, приняли, с Томосом и ПЦУ, видимо, напрямую связано: все ожидают массовых переходов, и власть со своей стороны пытается сделать этот процесс законным и максимально безболезненным. Дать гарантии тем, кто переходит, что они при этом не потеряют все, что имеют, и не перейдут в новую структуру “в чем стоят”. Собственно, государство и само в этом заинтересовано, потому что переходы такого рода до сих пор вызывали конфликты, доходящие до физического насилия.

Можно предположить, что принятие этого закона не столько облегчит, сколько ускорит переходы — потому что теперь они получают определенные гарантии и могут следовать более-менее прописанной процедуре.

До сих пор процесс смены юрисдикции религиозной общиной у нас прописан не был. Ту систему “владения приходами”, которая сложилась у нас, иногда называют крепостным правом, поскольку религиозная община, по закону самостоятельное юридическое лицо, на практике зачастую не имеет возможности изменить конфессиональное подчинение. Вернее, может, но только с поражением в правах — все ее церковное имущество останется в той конфессии, из которой она ушла. По сути, перехода как такового предусмотрено не было — была возможность только создать новую организацию, потому что все документы на прежнюю (включая документы права собственности) находятся, например, у священника или согласного с ним старосты прихода.

Нежелание утрачивать свое имущество удерживало — и удерживает до сих пор — многие общины от переходов. В первую очередь, свой храм. Бывают, конечно, идеальные ситуации, когда община единодушна в вопросе перехода и, еще реже и лучше, когда священник согласен с выбором общины или община — с выбором священника. По всей видимости, те переходы в ПЦУ, которые мы фиксируем сейчас, это, преимущественно, такие идеальные случаи. Которые, увы, скоро исчерпаются и начнутся суровые будни, в которых — конфликт между разделившейся общиной за совместно нажитое. Или, по крайней мере, конфликт между общиной и священником, который не захочет переходить и постарается использовать все возможности (их, скорее всего, предоставит епархиальное начальство или даже из Киева помогут), чтобы оставить “мятежный” приход за собой и своей церковной структурой.

Не стоит спешить с осуждением священников за то, что неохотно меняют юрисдикцию — у них могут быть для этого веские причины. Это община меняет конфессию, для священника же это означает смену непосредственного начальства, а “производственные отношения” в церкви выстраиваются, как правило, очень непросто.

При смене конфессионального подчинения разделение общины на тех, кто “за”, и тех, кто “против”, — обычное дело. Но как в этой ситуации быть с имуществом? Проще говоря, чей храм? Он, как правило, остается у тех, кто никуда не переходит. Потому что перехода как такового не было — было создание новой религиозной организации с новым уставом, у которой не было никаких прав на имущество прежней. Даже если подавляющее большинство членов общины уходит, оно не может унести с собой свое имущество. Оно нередко даже не может им воспользоваться, потому что “хозяева” их туда не пускают. На полных законных основаниях.

Справиться с такой ситуацией и призвана новая редакция закона о свободе совести и религиозных организаций, отныне регламентирующая процесс перехода общины из одной юрисдикции в другую. Не путем создания новой общины, которая не является преемницей старой, а путем внесения изменений в учредительные документы. Отныне переход становится возможен именно как “переход”, а не как “отступление”: по решению большей части членов религиозной организации путем внесения правок в устав и принятия его в новой редакции.

Впрочем, в ходе редактирования законопроекта финальная версия потеряла некоторые существенные детали. Вместо предлагаемого простого большинства собравшихся на собрание членов общины решение о переходе должно набрать минимум две трети голосов. Что, возможно, к лучшему — несколько случайных людей, непонятно как оказавшихся в зале, теперь не смогут слишком сильно повлиять на результат голосования. Но при этом исчезла норма, регламентирующая вопрос о том, кого считать членом общины и, соответственно, допускать до голосования. История знает примеры того, как на собрание приезжает автобус семинаристов крепкого сложения, которые располагаются в зале, голосуют и уезжают восвояси после голосования, которое — о чудо! — оказалось в пользу “остаться”.

Изначально норма про фиксированное членство в общине была в законопроекте. И именно она подвергалась критике. В том числе совершенно справедливой. Кого считать членом общины и кто будет это определять? В Украине нет практики фиксированного членства. Церковь отделена от государства, а это значит, что не государству решать чужие внутренние организационные вопросы. В организации вообще может не быть понятия членства — ни формального, ни неформального. Обязать общину хоть как-то посчитать своих членов, чтобы провести голосование, государство не может. Даже в таких мягких и обтекаемых выражениях, как “лица, принимающие участие в жизни общины”.

Итак, пока государство значительно опережает церковь в деле обеспечения переходов. Закон, регламентирующий переходы, принят, но куда переходить, пока непонятно. В юридическом поле ПЦУ отсутствует — ее устав еще не зарегистрирован. Нет, соответственно, и епархиальных структур, в которые могли бы вливаться “перехожане”. Не исключено, что после того, как этот вопрос будет решен, переходы станут более активными.

Екатерина ЩЁТКИНА

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.