Заморозить зарплаты и отложить повышение пенсий. Гройсман показывает, как надо управлять страной

Правительство активно работает над проектом государственного бюджета-2019. Как анонсировал на днях вице-премьер-министр Павел Розенко, Кабмин внесет итоговый вариант главной сметы страны в парламент уже 15 сентября. Черновая версия документа будет готова раньше — к приезду миссии МВФ, которая начнет работать в Украине с 6 сентября. Как рассказал “Стране” глава секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский, предполагается, что представители Фонда смогут подкорректировать проект бюджета, чтобы он был “реалистичным”. Это — одно из условий получения нашей страной очередного кредитного транша.

“Стране” из своих источников уже удалось получить первые наброски проекта бюджета. Даже беглого взгляда на этот документ достаточно, чтобы понять — с деньгами в Украине в следующем году будет все непросто. А латать дыры власти собираются за счет “затягивания поясов” украинцев. “Страна” изучила базовый вариант бюджета.

Как из минусов получить плюс

Судя по всему, правительственные чиновники очень старались понравиться МВФ. Как указано в справке о подготовке проекта госбюджета на 2019 год, которая предназначалась для внутреннего пользования, но попала в распоряжение “Страны”, основных заданий на следующий год несколько.

Это, во-первых, уменьшение дефицита госбюджета с 2,4% до 2,2% ВВП, “в соответствии с обязательствами перед МВФ”.

Во-вторых, обеспечение выплат по государственному долгу. На его погашение в следующем год хотят направить порядка 8,3 млрд., а на обслуживание — 4,9 млрд. долларов (то есть, всего — 13,2 млрд. долларов). “Цифры большие. В следующем году мы должны вернуть около 5 млрд. долларов. Возможно, в общую сумму включили погашение ОВГЗ (а это на сегодняшний день около 4 млрд. долларов)”, — предположил Виктор Скаршевский.

В-третьих, планируется сохранить приоритетное финансирование оборонного комплекса — на него, как и в этом году, уйдет 5% ВВП.

ВВП в следующем году должен вырасти на 3% (до 3,95 млрд. грн.). Это точно такая же динамика, как и в нынешнем году. И, как говорит экономист Виктор Скаршевский, ее явно недостаточно для экономического прорыва. Чтоб хотя бы становить падение, украинская экономика должна расти на 8% в год.

А вот грядущую инфляцию авторы проекта оценили слишком оптимистично — 7,4% в год (в этом году, как минимум, 9%). К слову, это все равно выше, чем прописано в бюджетной резолюции на 2019-2021 года. Там инфляция на 2019 год запланирована всего на уровне 6,5%. А вот ВВП должен был вырасти не на 3%, а на 3,6%.

Как правительство собирается выйти на такие показатели, в частности, уменьшить дефицит бюджета, пока неясно.

Ведь с доходами в следующем году будет туго.

Как указано в справке о подготовке проекта бюджета, ожидается “уменьшение поступлений в общий фонд бюджета”.

В частности, минус в 1,7 млрд. грн. даст внутренний НДС. Это может произойти за счет сокращения производства и, следовательно, продаж товаров, с которых взимается этот налог.

Почти на 1 млрд. грн. сократятся поступления от ренты на добычу газового конденсата, что связано со снижением ставок с 45% и 21% до 29% и 16% соответственно.

17,4 млрд. из общего бюджетного фонда заберут дорожники. В следующем году поменяется схема распределения средств от акциза и ввозной пошлины на нефтепродукты и авто.

В этом году их делили между общим и специальным дорожным фондом в соотношении 50 на 50. А в 2019 году в спецфонд отдадут уже 75% денег. С одной стороны, это должно способствовать улучшению качества украинских дорог. Но с другой, отсутствие ям все равно не гарантируется. Ведь, как показывает практика этого года, даже рекордное финансирование (на дороги из бюджета было выделено более 40 млрд. грн.) может попросту уйти в песок.

Впрочем, не исключено, что увеличение отчислений в дорожный спецфонд перенесут еще на год. А в следующем году он получит всего половину причитающихся средств (это позволит сэкономить 16,4 млрд. грн.).

Бюджет недополучит также 15,66 млрд. грн. от НБУ (в этом году Нацбанк платит в казну с опережением графика, и отчасти за счет этих денег затаится огромная дыра в бюджете), 6,3 млрд. грн. с продажи лицензий на 4G и прочее.

Дефицит для МВФ

Из источников, которыми можно хотя бы частично перекрыть эту дыру, авторы проекта не придумали ничего лучше, как снова вписать ожидаемые поступления от приватизации в размере 17,1 млрд. грн.

Напомним: виртуальные миллиарды от приватизации кочуют из бюджета в бюджет из года в год. Но в реальности их не поступает в виду отсутствия успешных приватизационных сделок.

“Это уже даже не смешно. Возникает лишь один вопрос — почему так мало. В этом году было запланировано 21,3 млрд гривен, а на следующий нужно было пересчитать с учетом роста курса доллара”, — иронизирует Виктор Скаршевский.

К слову, получить рекордную сумму в этом году хотели, продав стратегические объекты (НПЗ, Центрэнерго и прочее). Но, судя по всему, покупатели в очередь не становятся. И не факт, что такая же история не повторится и в следующем году.

Несмотря на это, власти намерены уменьшить бюджетный дефицит.

“Согласно уточненному Меморандуму между Украиной и МВФ, дефицит сектора общегосударственного управления, по методологии МВФ, не должен превысить 2,3% ВВП. Поэтому граничный объем дефицита государственного бюджета на 2019 год предусмотрено на уровне 2,2% ВВП, что составит 86,8 млрд. грн., в частности, по общему фонду 65,5 млрд. грн., что на 5 млрд. грн. больше, чем в 2018г”, — говорится в справке.

Для сравнения: в бюджет на этот год заложен дефицит на уровне 80,6 млрд гривен, а это 2,5% ВВП.

Но, как следует из июльского  отчета Госказначейства, отставание от плановых показателей по доходам бюджета в первом полугодии этого года выросло до 3,1%.

Виктор Скаршевский говорит, что дефицит бюджета будут удерживать в согласованных с МВФ рамках любыми путями.

“Для Фонда эта цифра — одна из самых главных при принятии решения о выделении транша”, — пояснил экономист.

Порежут социалку и накрутят налоги

Главная интрига — за счет чего власти будут сокращать бюджетные издержки, чтобы выйти на нарисованные для МВФ показатели.

Павел Розенко, анонсируя проект бюджета, заявил, что он “будет правдивым, без надутых цифр” и вместе с тем “социально направленным”.

В частности, вице-премьер-министр анонсировал повышение минимальных зарплат и пенсий уже с 1 января 2019 года.

Что же получат украинцы в реальности?

В справке о подготовке главной сметы страны действительно говорится о повышении минималки. Но прибавка составит всего 450 гривен.

То есть, в общей сложности минимальная зарплата составит всего 4200 гривен. И это при том, что ранее власти обещали украинцам 4,5 тысяч гривен уже до конца нынешнего года.

По расчетам Федерации профсоюзов Украины, с учетом инфляции, стоимости продуктовой корзины и пр. минимальная зарплата в Украине должна составлять не менее 7,7 тысяч гривен, а прожиточный минимум — около 5,2 тысяч гривен.

“Но у нас в следующем году прожиточный минимум запланирован на уровне 1,9 тысяч гривен. Ситуация усугубляется еще и тем, что прожиточный минимум — это одновременно ставка для первого тарифного разряда. То есть, к нему привязаны зарплаты бюджетников — врачей, учителей и другие”, — пояснил “Стране” заместитель председателя Федерации профсоюзов Александр Шубин.

С пенсиями еще интереснее. На их повышение хотят выделить дополнительно 27,2 млрд гривен. При этом прожиточный минимум для лиц нетрудоспособного возраста (от которого зависят пенсии) обещают повысить всего на 141 гривен (с 1497 гривен до 1638 гривен).

“Чем ниже заложена инфляция, тем меньше в итоге индексация прожиточного минимума и пенсий”, — пояснил Скаршевский.

Но даже эти копейки пенсионеры получат не сразу. В правительстве появилась идея как можно сбалансировать бюджетные показатели. Один из пунктов — отсрочка индексации пенсий с марта на сентябрь 2019 года. Как подсчитали чиновники, это позволит бюджету сэкономить 12 млрд. грн. Ну а скромную прибавку к сентябрю уже наверняка съест инфляция, так что пенсионеры ее и не заметят.

Среди других источников “балансирования” бюджетных показателей — заморозка фонда оплаты труда для госслужащих на уровне нынешнего года (расчетная экономия — более 10 млрд гривен).

Кабмин предлагает кардинально почистить районные администрации — сократить 30% служащих. В итоге на зарплатном фонде удастся сэкономить около 2 млрд гривен.

Вместе с тем 4,2 млрд гривен выделят на проведение президентских выборов.

“Это ровно вдвое больше, чем на выборы в 2014 году”, — говорит Землянская.

Еще одним источником сокращения бюджетного дефицита может стать очередное повышение акцизов на сигареты. Стоит отметить, что о курильщиках власти традиционно вспоминают, когда нужно где-то срочно искать деньги. В следующем году на акцизах планируется дополнительно заработать 7,2 млрд гривен. Понятно, что производители переложат эти затраты на розничные ценники.

Председатель Всеукраинского профсоюза промышленников и предпринимателей Наталия Землянская  рассказывает, что малый и средний бизнес опасается — государство будет латать бюджетные дыры за их счет.

“Соответственно, многие могут уйти в тень”, — прогнозирует Землянская.

В бюджетных расчетах, которые попали в распоряжение “Страны” пока нет цифры по субсидиям. Очевидно, она будет зависеть от цен на газ для населения. Как известно, МВФ настаивает на ее повышении, как минимум, на 20%. Эксперты уверены, что рост тарифа уже практически согласован — и к окончанию переговоров по цене на газ приурочен приезд миссии Фонда в Украину.

Тем не менее, недавно Кабмин еще на месяц (до 1 октября) продлил спецобязательства по социальному газу (то есть, цену не повышал).

Хотя отсрочка до отопительного сезона  ни на что не влияет, а когда включат отопление, тарифы могут быть совсем другие. И на субсидии даже по самым скромным расчетам понадобится дополнительно не менее 10 млрд гривен. Если цена на газ вырастет на 20%, то на компенсации населению придется выделить не менее 90 млрд гривен (в этом году — 81 млрд), а если на 60% (а такой сценарий тоже есть) — 120 млрд. грн.

Где власти будут брать эти деньги — вопрос пока открытый. Неясно также, что будет с финансированием медицинской и образовательной реформ, которые ранее планировалось продлить и в 2019 году. Расчетов по затратам на эти статьи у Кабмина пока нет. Указано лишь, что “основным и ключевым заданием является подготовке в условиях ограниченного финансового ресурса сбалансированного и реалистичного госбюджета на 2019 год, который обеспечит решение задач, прописанных в государственных стратегических документах”.

То есть, не исключено, что под нож пойдет еще не одна социальная статья.

Людмила КСЕНЗ

Опубликовано: http://ukrvedomosti.com.ua

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.