«Выпьем с горя, где же кружка?». «Пьяный» Россия: как олигархи богатеют на дешевой водке

В последние пару лет новости о подорожании продуктов в России следуют одна за другой. Дешевеют только горячительные напитки. Кому и насколько выгодна дешевая водка на полках магазинов? «Выпьем с горя, где же кружка?» — эти слова классика современны как никогда. Пьют у нас и впрямь всё больше с горя, поводов для радости мало. Зато государство о людях заботится, наедине с горем не оставляет. Так, в конце 2014 года большинство из нас, глядя на взлетевшие цены, хватались то за кошелек, то за сердце.

Президент Владимир Путин в канун Нового года призвал не допустить взлета цен на алкоголь, дабы рынок не захлестнуло суррогатом, и призвал Росалкогольрегулирование (РАР) задуматься над этим. Учитывая русские новогодние традиции, предложение вполне разумное. Только глава Росалкогольрегулирования Игорь Чуян воспринял слова президента по-своему и, что называется, закусил удила.

Уже через пять дней ведомство издало приказ о минимальных ценах на алкоголь крепостью от 28%. Новый приказ РАР впервые за современную историю России снижает цену на водку: розничную — до 185 рублей, а закупочную — до 162 рублей у производителя и 170 рублей у дистрибьютора. Интересно, что на коньяк, виски и другие напитки, не входящие в сферу интересов «простых людей», РАР не расщедрилось.

Правительство встретило приказ с неподдельным энтузиазмом. Видимо, тень Сергея Витте с его «пьяным бюджетом» не покидает высокие кабинеты. Вот и курирующий оборот алкоголя зампред правительства Александр Хлопонин в том же декабре 2014 года сетовал на потери казны в 30–50 млрд. рублей от контрафактного спиртного.

Совсем иначе на аттракцион невиданной щедрости Росалкогольрегулирования отреагировали производители водки. Так, неназванный топ-менеджер одной из компаний-производителей, комментируя нововведение РБК, даже водку дешевле 250 рублей назвал «явным леваком». Открыто критиковать новые цены крупные игроки рынка по понятным причинам отказались, но и окончательно сдаваться не спешат.

Вице-президент холдинга «Русский стандарт» Игорь Косарев назвал оптимальной минимальную розничную цену (МРЦ) в 240 рублей, — сообщает «Коммерсантъ». Из них 40 рублей — минимальная себестоимость водки, 120 рублей — налоговая нагрузка, и еще 70 рублей — разнообразные выплаты ритейлерам. В декабре 2015 года ФАС услышала стенания ликеро-водочных компаний и направила предложение о повышении МРЦ в Росалкогольрегулирование, Минпромторг и Минэкономразвития РФ. Результата нет до сих пор.

История одного успеха

Пока крупные компании робко намекают на легализацию суррогата со стороны Росалкогольрегулирования, Правительство пустило в ход одну из любимых уловок — поддержку родного производителя. Правда, на этот раз регионального. Так, Александр Хлопонин в одном из интервью, объясняя мудрость принятого решения, сказал, что выбирая между известным брендом и условным «Пупсиком», покупатели предпочтут последнего только при его дешевизне. Оказывается, за ярким псевдонимом «Пупсик» скрывается вполне конкретный и совсем не региональный производитель — компания «Статус-групп».

Компанию «Статус-групп» можно назвать темной лошадкой на рынке алкоголя. Она существует с 2012 года, в 2014 году выручка компании составила 12,8 млрд. рублей. Однако широкой известности она на тот момент не имела. Но с понижением МРЦ «Статус-групп» начала буквально захватывать рынок. Весной 2015 года продажи «Статус-групп», по данным розничного аудита исследовательской компании Nielsen, обогнали давних лидеров алкогольного рынка — компании «Синергия» и Roust. В июле «Статус-групп» принадлежало уже 13,1% водочного рынка страны, а объемы продаж взлетели на 61% в сравнении с 2014 годом.

Компания производит водку сразу 9 торговых марок стоимостью от 185 до 199 рублей. Три из них — «Добрый медведь», «Калина красная» и «Старая марка» — входят в ТОП-10 самых продаваемых водок в России. Таким охватом ТОП-листа не смогли похвастаться ни Roust, ни «Синергия». Как новичкам удаётся то, что не по зубам крупным игрокам рынка?

 В самой «Статус-групп» успех объяснили правильно выбранной стратегией: максимально нарастить продажи дешевой водки, а затем начать поэтапное повышение цен. Менеджеров компании трудно упрекнуть в неискренности, «Статус-групп» действует именно так, как описано. Но с чего вдруг продажи мало кому известного производителя стали расти как на дрожжах?

Ответ прост, как всё гениальное. Витамином роста оказалась госкомпания «Росспиртпром». С «Росспиртпромом» у «Статус-групп» заключен контракт на поистине сказочных для новичка рынка условиях. В частности «Статус-групп» получила право выпускать не только все бренды дешевой водки самого «Росспиртпрома» («Пьятница», «Калина красная», «Столовая»), но и водку торговых марок ФКП «Союзплодоимпорта» — «Русская» и «Сибирская». Заметим, что ФКП «Союзплодоимпорт» подчиняется напрямую Росалкогольрегулированию.

Тут возникает следующий неловкий вопрос: с чего вдруг государственная компания так благоволит еще вчера никому не известной фирме? Может это поддержка предпринимательства, которую власть давно уже обещает? Но нет, производителям надо держаться самим, кто как может. «Статус-групп», например, держится за некоего «известного бизнесмена», чье имя хранится в тайне. Формально «Статус-групп» принадлежит трем юрлицам — Larekono Assets Ltd (Кипр), «Астарта» и «Старт Капитал» (Россия).

Правда российские фирмы, по данным СПАРК, контролируются кипрской Larekono Assets, а сама Larekono полностью принадлежит компании Ariantor Logistics Ltd, базирующейся на Британских Виргинских островах. Установить конечного собственника практически невозможно. Топ-менеджмент «Статус-групп» состоит сплошь из бывших сотрудников Восточно-Европейской дистрибьюторской компании (ВЕДК) миллиардера Василия Анисимова. Сам Анисимов причастность к «Статус-групп» отвергает, но, по его словам, он присматривается к деятельности компании.

В этой жизни всё решает имя

Восточно-Европейская дистрибьюторская компания имеет непосредственное отношение и к самому громкому водочному бренду страны — «Путинке», которая и сегодня держит третью строчку в ТОП-10 самых популярных водок. Так, Анисимову недолгое время (с 2009 по 2010 год) принадлежал московский завод «Кристалл», на чьих мощностях разливают «Путинку», а ВЕДК до сих пор является одним из дистрибьюторов «Путинки». Второй дистрибьютор — не кто иной, как компания «Статус-групп».

Сам бренд «Путинка» на сегодняшний день через целую цепочку юридических лиц контролируется семьей Ротенбергов. Из данных открытого реестра товарных знаков и знаков обслуживания видно, что бренд «Путинка» в последний раз сменил собственника в октябре 2014 года. Все права на товарный знак перешли к некоему ООО «Реал-Инвест», которое, в свою очередь, принадлежит Ermira Consultants Limited (Кипр).

Если видишь кипрскую компанию, жди владельцев из России. Нехитрое экономическое правило не подвело и на этот раз. По данным СПАРК, Ermira Consultants принадлежит Владиславу Копылову. Копылов личность малоизвестная, но зато ведет совместный проект с куда более известным Сергеем Ролдугиным, о котором всё реже пишут, как о музыканте, — компаньоны учредили НКО «Поддержка детского спорта».

В 2013 году Ermira Consultants стала поручителем компании «Стик» по кредиту, выданному СМП-Банком. И вот здесь запутанная схема начинает проясняться. СМП-Банк принадлежит Аркадию и Борису Ротенбергам, а также Дмитрию Калантырскому. Кстати, именно Калантырский ранее значился собственником Ermira Consultants, но, как сообщает РБК, забыл об этом факте своей биографии.

Эпидемия амнезии подкосила и нынешнего владельца Ermira Владислава Копылова, который ни сном, ни духом о своих кипрских активах не ведает. Последним штрихом в этой картине стало то, что непосредственный правообладатель «Путинки» компания «Реал-Инвест», а также СМП-Банк и «Стик» зарегистрированы по одному адресу: ул. Садовническая, д. 71. Здесь же «прописаны» и другие активы Ротенбергов.

Но Ротенберги не были бы Ротенбергами, упусти они такой лакомый кусок, как «Путинка». По оценкам экспертов, на пике популярности «Путинка» могла приносить правообладателям до 800 млн. рублей ежегодно, но и сегодня эта цифра составляет порядка 250-300 млн. рублей в год. Поэтому не удивительно, что вездесущих Ротенбергов можно обнаружить, присмотревшись и к предыдущему правообладателю «Путинки» — компании «ПромИмпэкс», контролировавшей бренд с 2004 года.

Впрочем, долго вглядываться не придется, ибо гендиректором «ПромИмпэкса» была акционер СМП-Банка Елена Рузяк. Автор бренда «Путинка» Станислав Кауфман в одном из интервью рассказал, что подозревал о том, что владельцы «ПромИмпэкса» лишь номинально являются владельцами товарного знака. Уж слишком легко, по его словам, компания «Винэксим» (первоначальный правообладатель «Путинки») договорилась о запуске производства на тогда еще государственном заводе «Кристалл».

«Кристально» чистая сделка

И всё же 250-300 млн. рублей в год — не те суммы, к каким привыкла семья Ротенбергов. Поэтому они ухватились за сам «Кристалл». Из государственной собственности «Кристалл», ненадолго задержавшись у Василия Анисимова, попал в их ловкие руки. Итак, в 2010 году Василий Анисимов продал «Кристалл» Александру Сабадашу, ныне осужденному за покушение на мошенничество в особо крупном размере. Учитывая, что никаких сведений о продаже завода в дальнейшем не поступало, формально «Кристалл» остается у Сабадаша. Однако в действительности предприятие опутывает целая сеть юридических и физических лиц, связанных с Ротенбергами.

Ключевыми акционерами ОАО «Московский завод Кристалл» до второго полугодия 2014 года выступали компании «Диалог», «Комед», «ПЛФ-Системс» и «Русская холдинговая компания». Все они принадлежат кипрским офшорам. Собственником «РХК» выступает Olpon Investments Ltd, напрямую контролируемая Аркадием Ротенбергом. Первые же три компании из этого списка подконтрольны Rogen Enterprises Limited, которая, в свою очередь, принадлежит Selton Industries S.A. (Британские Виргинские острова). Конечных собственников Selton Industries установить невозможно, но по ряду косвенных признаков их личности становятся вполне узнаваемы.

«Диалог», «Комед» и «ПЛФ-Системс» находятся в управлении некой «ЭнПиВи Инжиниринг». Аутсорсинговая компания «ЭнПиВи Инжиниринг» на самом деле полностью контролирует всю тройку акционеров «Кристалла». Так, гендиректор компаний «Комед» и «ПЛФ-Системс» Сергей Мишин ранее занимал пост замглавы департамента корпоративного развития «ЭнПиВи Инжиниринг». Возглавляющая юридический департамент «ЭнПиВи Инжиниринг» Ирина Маканова и вовсе едина в двух лицах — она успевает быть еще и гендиректором «Диалога». Ну, а сама «ЭнПиВи Инжиниринг» через кипрский офшор Xfors Limited принадлежит Игорю Аркадьевичу Ротенбергу.

Со второй половины 2014 года участие Ротенбергов в «Кристалле» заметно поубавилось. Акционерное общество покинула «Русская холдинговая компания», а доли основной тройки стали меньше. В бизнес вошли структуры Валерия Яковлева «Камертон» и «Зернострой». Личность самого Яковлева достаточно туманна. Тем не менее, под контролем Ротенбергов остается 60% акций «Кристалла», и дружное семейство отнюдь не случайно так цепко держится за московский завод.

В последние годы в Москве активно ведется редевелопмент промзон. Земля под основными бывшими промышленными гигантами поистине золотая. Территория «Кристалла» — один из таких лакомых кусков. В 2013 году все производственные мощности предприятия были перенесены в Подмосковье, а Ротенберги как нельзя кстати выкупили землю столичной промзоны «Кристалла» по льготной цене. Появившаяся из ниоткуда в 2014 году компания «Крайс девелопмент» планирует построить здесь жилой комплекс стоимостью 200 млн. долларов.

 Примечательно, что вместе с «Крайс девелопмент» на свет родилась некая архитектурная компания «Крайс Д», одним из собственников которой, согласно базе СПАРК, выступает всё тот же Яковлев. Но и это еще не всё. В 2014 году контролируемый Ротенбергами «Диалог» и яковлевский «Камертон» учредили компанию «Кристалл билдинг». Доли в ней распределены таким же образом, как и в «Кристалле» — 60% и 40% соответственно. Кстати, участок площадью9 га, на котором появится недвижимость премиум-класса, обошелся льготникам Ротенбергам в 460 млн. рублей. Доход от продажи элитного жилья на месте «Кристалла» составит, по оценками экспертов, минимум 900 млн. долларов. То есть семейство Ротенбергов получит довольно-таки крупную сумму, чтобы наконец ни в чем не нуждаться.

За последние годы очень много слов сказано о борьбе с алкоголизацией населения в России. Борется государство с ней весьма оригинально: поддерживая производство и ограничивая рекламу. Водка у нас, и правда, в рекламе не нуждается. Минздраву давно пора на всех бутылках предупреждать не о вреде здоровью, а о пользе олигархам. Может, хоть из чувства протеста люди пить перестанут?

http://crimerussia.com

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.