Как Юлия Тимошенко оказалась в СИЗО Запорожья?

На вопросы специального корреспондента отвечает экс-прокурор Запорожской области генерал-лейтенант Петр Зубков

 — Петр Петрович, вы давали команду на арест и помещение в СИЗО Запорожья Юлии Тимошенко, бывшей в то время генеральным директором днепропетровского ООО «Куб». В марте 1995 года она была задержана в аэропорту Запорожья при вылете в Москву за попытку провезти контрабандным путем 26 тысяч долларов. Как все это происходило и чем кончилось?

 — Нет, немножко не так. Я не давал кому-то команду на арест. Ю. Тимошенко, а сам, как и.о. прокурора области в то время, после 40-минутной беседы с задержанной по подозрению совершения контрабанды, дал санкцию на ее арест. Объяснения Тимошенко в своей невиновности – мол, очень спешила и, взяв в дорогу одну из сумочек, забыла, что когда-то туда с мужем положила 26 тыс. долларов… Выглядело это по-детски и несерьезно. Особенность дела Юлии Тимошенко состояло  в том, что она совершила преступление, не задекларировав 26 тысяч долларов.

   Почему это дело замяли?

 — Последующие события разворачивались таким образом, что дают пищу для размышления о том, что закон иногда применяется так, как это выгодно тем или другим силам. Выгодно тогда было прекратить это дело, любыми путями и средствами освободить Юлию Владимировну от уголовной ответственности, и это было сделано.

 Механизм телефонного права заработал. Лазаренко в то время руководил Днепропетровской областью, подключилась Генеральная прокуратура. Мы получили письмо из трех строк – «согласно указанию руководства Генеральной прокуратуры…». Подчеркиваю – «руководства…». Без указания конкретного лица, которое дало такое указание…

 Так вот, было написано «Согласно указанию руководства Генеральной прокуратуры дело необходимо передать прокуратуре Днепропетровской области». Нам стало понятно, почему оно передается. Для того, чтобы закрыть. И это дело закрыли. По надуманным обстоятельствам. И не только закрыли, а сделали все возможное, чтобы и 26 тысяч долларов возвратить.

 — Где были эти доллары?

 — В Запорожской области, в управлении Службы безопасности Украины. По закону все незадекларированные деньги, валюта в любом случае подлежат конфискации в доход государства. По тем фактам, где было возбуждено уголовное дело, а затем закрыто, законом предусмотрен месячный срок, в течение которого необходимо решить этот вопрос.

 Что делает прокуратура Днепропетровской области? Зная это требование закона, сообщает прокуратуре Запорожской области, что это дело закрыто не сразу после закрытия дела, а через 2,5 месяца. То есть истекли сроки для конфискации в доход государства 26 тысяч долларов. Мы вынуждены были отдать эти деньги Юлии Владимировне. Я предлагал начальнику таможни – давай один раз в жизни поступим незаконно, но по справедливости. Давай конфискуем в доход государства 26 тысяч долларов.

 — Начальник таможни испугался?

 — Через полчаса звонит: «Петр Петрович, не могу…» Позже, когда к власти пришли  другие политические силы, постановление о закрытии уголовного дела было отменено, но Тимошенко стала депутатом Верховной Рады, а затем – и вице-премьером правительства. Все знали, что к этому времени постановлении о закрытии уголовного дела было отменено. Его отменили по инициативе заместителя транспортного прокурора Потебенько. Отменял и.о. генпрокурора Литвак. И нам это уголовное дело было возвращено для расследования. Мы его расследовали, а затем направили представление в Верховную Раду для дачи согласия о привлечении депутата Тимошенко к уголовной ответственности. Но это представление никто не рассматривал.

 — Почему? 

 — Наверное, потому, что это было невыгодно в то время соответствующим силам. А когда Тимошенко сняли с вице-премьеров, звонят: «Где дело?». Дело есть, расследование приостановлено, потому что парламент не рассматривал наше представление.

 То есть уголовный закон в отношении известного лица начинает действовать, когда это кому-то выгодно. Мне представляется, что такая политика дурно пахнет. Потом это уголовное дело было прекращено в связи с тем, что с 1 сентября вступил в силу новый Уголовный кодекс, который не содержит этого состава преступления.

 — Что изменено в новом УК?

 — Верховная Рада постаралась, чтобы наша таможня была, как проходной двор. Ведь контрабанда была одним из тяжких преступлений и наказывалась, как правило, лишением свободы. И это было правильно. Ведь это защита серьезных интересов государства.

 — Выходит, народ прав – закон, как дышло… 

 — У народа есть основания так говорить. Равенство всех перед законом – это только на бумаге. Но бороться за это надо! Ведь это по существу это одна из основ существования демократического государства. На днях писал выступление, а дочь и жена смотрели телевизор, фильм «Заря пленительного счастья». Про декабристов. Царь говорит князю Трубецкому: «Покайтесь, князь, я вам все прощу!» Князь ему ответил: «Вот в этом вся и беда наша, что вы все можете, что вы выше закона. А должно быть наоборот». Вдумайтесь в эти слова! А ведь этот разговор происходил в позапрошлом столетии.

 Беседовал Валерий Северский

 Продолжение следует

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий