Расстрел БМВ в Киеве: »Онижедети!»

Сторонники и противники подобного решения вопроса с нарушителями, которое случилось в ночь на воскресенье в Киеве, разбились на два лагеря. Обе стороны непримиримы и категоричны. Одни требуют безусловного оправдания полицейских, открывших шквальный огонь по БМВ с пьяными мажорами в салоне, другие – жесткого наказания блюстителей порядка и запрета на использование оружия впредь.

Самое любопытное, что сколько-нибудь подробной и объективной информации общество не получило и строит свои выводы на допущениях. Никто не знает всех обстоятельств. А «признание» протрезвевших юнцов лишь подлило масла в огонь. Оказывается, машина не их, просто мальчики хотели покататься и испугались злых полицейских, которые только и ищут кого бы пристрелить. Ну а их погибший товарищ, едва ли не на шахматный турнир ехал – трезвый и вообще к ним отношения не имевший.

Думаю, адвокаты хорошо просчитали реакцию православного сообщества: жалость к слабому и гонимому. О персоне владельца авто – пока ни слова, о родителях половозрелых недорослей – тоже.

По версии полиции – все происходило с точностью до наоборот. Две попытки наезда на полицейских, гонка на 190 км в час по встречке в самом центре столицы…

Если откровенно, ни одной из сторон веры нет: дело резонансное, разбор полетов, в том числе судебный, впереди. Все пытаются нарисовать картину в выгодном свете. Безусловно, тут полезен объективный взгляд на вещи, выяснение всех обстоятельств. Но, по истечение трех дней отыскать подобного исследования не удалось.

Зато уже зазвучали безапелляционные требования и обвинения. Поползли слухи, что главная полицейская страны Хатия Деканоидзе уже запретила подобные преследования автобеспредельщиков. Мол, тяжесть нарушения неадекватна мерам по его пресечению. Вот тут хочется разобраться подробней.

Если за рулем чужого авто – невменяемые малолетки, которые не только не выполняют законных требований полиции, но еще и устраивают гонки по городу, угрожая не только безопасности остальных граждан, но и осознанно покушаясь на жизнь полицейских: что еще они должны совершить, чтобы к ним применили силу? Тут лично у меня нет сомнений: реакция должна быть максимально жесткой. Сомнения возникают совсем по другому поводу.

Как известно, преследование началось в районе Севастопольской площади, а закончилось на Одесской. При этом беглецы проследовали под рев сирен через центр города. И в ходе преследования по ним, если верить прессе, было произведено 77 выстрелов.

Отбросим претензии дилетантов, мол, почему только 14 попали в цель! Пусть они попытаются попасть в цель из короткоствола, сидя в авто, движущемся на сумасшедшей скорости по не лучшим в мире дорогам. К тому же, к сведению «экспертов», стрельба по колесам движущегося автомобиля – крайне опасна и неэффективна: высока вероятность рикошета. Ну и, наконец, не забываем о квалификации стрелков: большинство наших полицейских прошли 3-месячное обучение, до этого в руках оружия не держали, опыта перехватов преступников и поведения в экстремальных условиях не имеют.

Можно ли по этой причине обвинить полицейские экипажи в смерти подростка, находившегося в БМВ? Исходя из той информации, которая попала в прессу – нет. Нужно знать принцип работу патрульной полиции. Все свои действия они согласовывают с дежурной частью. Руководство дало команду: жестко преследовать нарушителей! У меня нет сомнений в том, что команда поступила от руководства. С него и спрос.

Но тут возникает самый интересный вопрос: а существовала ли возможность преследования по центру города без стрельбы? Думаю, что существовала. В таких случаях объявляется операция «Перехват» с блокированием движения, для локализации нарушителей в районе их нахождения. Увы, на сегодняшний день наша полиция эту операция квалифицированно провести не может. Тому есть масса доказательств. Достаточно вспомнить случай с ограблением на «Ренж Ровере» человека, находившегося в автомобиле с крупной суммой. В итоге «Ренж Ровер» поймали, но не обнаружили там одинокого водителя: грабители с добычей скрылись.

Откуда полиция взяла скорость БМВ в 190 км\час? Эксперты утверждают, что разогнаться до такой скорости на киевских дорогах проблематично. Возможно, эта скорость возникла для оправдания бессилия 20 полицейских патрулей? Как известно, «Тойота Приус» с трудом разгоняется до 180 км\час.

Наконец, подходим к главному вопросу: как организована работа дорожно-патрульной службы в Киеве? Кто-то из полицейских реформаторов просчитывал действия в случае преследования нарушителей на мощных авто или на скоростных мотоциклах? «Приус» в таких ситуациях бесполезен. Возможно, в ГУВД Киева есть специальная группа преследования (что-то вроде ушедшей в небытие «Кобры» на мощных авто)? Ни слова о ней в полицейских отчетах не нахожу.

Возможно, для подобных случаев следует держать специальную группу спецов, обученных задержанию преступников, владеющих навыками экстремального вождения? Господин Аваков ничего по этому поводу в Фейсбуке не писал. Ну да, борьба с преступностью – это не селфи с киевлянами, тут требуется квалификация и организация работы. Результат: один труп и волна негодования в отношении полиции.

В действительности, случилось то, что рано или поздно должно было случиться. Проще всего обвинить старую ментовскую гвардию в коррупции и всех смертных грехах, поставить на их место молодых, «мотивированных» дилетантов. Но не следует таким образом унижать милицейский труд. Он, как любой другой, требует квалификации, опыта и организации. Ничего этого команда реформаторов под предводительством Авакова не сделала. В течении двух лет они занимались пиаром и развалом системы.

Самое ужасное, что руководству МВД нечего возразить на обвинения в непрофессиональном преследовании пьяных мажоров. Боюсь, что этот скандал станет не поводом для организации работы всего ведомства и его действительного реформирования, а для собственного спасения и поиска стрелочников. Ими станут, как водится, полицейские сержанты, участвовавшие в преследовании. Что будет иметь самые ужасные последствия. Это не только приведет к окончательному разочарованию молодых полицейских и усилит без того угрожающую текучку кадров, но и станет прививкой на многие годы: «мажоров», прокуроров и прочих сильных мира сего лучше не трогать. Так новая полиция стремительно превратится в подобие старых ГАИ и ППС. Проиграет не только полиция, а мы все.

По моим сведениям, министр Аваков после вступления в силу «Закона о Полиции» фактически отстранен от дел. Реформой и делами в МВД руководит команда грузинских реформаторов. Я не высокого мнения об их профессиональных качествах, но все же надеюсь, что они в состоянии сделать для реформирования МВД больше, а красть меньше. Хотелось бы предостеречь госпожу Деканоидзе от публичной порки рядовых полицейских, не ограничивать их в полномочиях и авральными темпами реформировать полицию, гнать в шею коррумпированное безмозглое руководство, держать удар.

Олег Ельцов

адрес статьи: http://tema.in.ua

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.