Энергетик Николай Буханистый: «Если бы на Запорожье достроили две ветровые станции, можно было бы отказаться в домах от газа

 На вопросы «Украинских ведомостей» отвечает заместитель начальника оперативно-диспетчерской службы ОАО «Запорожьеоблэнерго» Николай Буханистый.

— Николай Васильевич, для начала разберемся, что представляет из себя запорожский энергетический регион, что входит в него и как он называется. Одни говорят, что это «Днепроэнерго», другие называют его облэнерго, а третьи, вообще, пожимают плечами.

-Такое разночтение в названиях связано, скорее всего, с тем, что до 1995 года это действительно была одна организация, которая включала в себя и выработку электроэнергии, и ее транспортировку, и подачу потребителям. В «Днепроэнерго» было все – от электростанций до лампочки в сельском доме. Оно охватывало три области – Запорожскую, Днепропетровскую и Кировоградскую. Так называемый Днепровский регион. А в 1995 году произошло разделение функций, образовались облэнерго, которые покупают электроэнергию у ее производителей на электростанциях, транспортируют по линиям электропередач и трансформируют ее до нужных потребителю величин.

-То есть, вместо бывшего «Днепроэнерго», где был один руководитель, теперь в Запорожье имеются две организации?

-Не совсем так. Кроме ОАО «Запорожьеоблэнерго», имеются еще государственная «Днепровская энергосистема» («ДнЭС»), в управлении которой находится все оборудование 750-330 киловольт, расположенное на территории Запорожской, Днепропетровской и Кировоградской областей, и «Днепроэнерго» (ДТЭК), которая занимается генерацией (производством) электроэнергии.

— ОАО «Запорожьеоблэнерго». Что оно собой представляет и какова его структура? Когда-то, помнится, Запорожье называли столицей энергетики в Украине. А как сегодня в этом смысле выглядит Запорожье?

-Запорожская область и сегодня таковой является. Больше 30 процентов электроэнергии в Украине производится в Запорожском крае. На территории области имеются и работают на единую энергосистему Украины электростанции от всех существующих видов энергии. Запорожская атомная электростанция со своими 6-ю блоками – самая крупная в Европе. Кроме того, есть тепловая, есть ветровая, солнечная и, конечно, наш всемирно известный Днепрогэс. Структура электроснабжения потребителя в Украине, по сравнению с советской, поменялась полностью. Единственное, что осталось без изменений, это структура диспетчерского управления.

— О структуре вашего ОАО, пожалуйста.

— Структура ОАО «Запорожьеоблэнерго» почти ничем не отличается от любой другой энергетической компании. У нас есть генеральный директор с замами, есть дирекции по экономике и финансам, техническая дирекция, дирекция по сбыту энергии, дирекция по перспективному развитию и дирекция по финансово-экономической безопасности предприятия. Это все управленческие структуры компании. К производственным относятся структурные подразделения, которые расположены по всей области. Это Запорожские и Мелитопольские высоковольтные сети, Запорожские городские сети и 24 районные электрические сети (РЭС). Имеются также ремонтные и коммунальные предприятия.

-Успех любого дела, как известно, обеспечивают кадры. Есть с этим проблемы?

-Учитывая то, что сегодня в Украине свободных рабочих мест не густо, дефицита кадров у нас нет. Потом в области в вузах есть факультеты, которые выпускают энергетиков. Это технический университет — «машинка» и Мелитопольский университет. Есть еще в Запорожье электротехнический колледж.

— Но выбирать, видимо, все-таки приходится. Ведь не каждый же может работать в энергетике. Тут от человека, наверное, требуется не только специальное образование, но и соответствующая практическая подготовка.

— В энергетике все профессии ответственные. Особенно, если речь идет об оперативных работниках. Я имею в виду диспетчеров, работников станций и подстанций, специалистов релейной защиты и автоматики. Например, чтобы подготовить хорошего диспетчера, требуются годы.

-В чем сложности этой профессии? С какими трудностями диспетчеру приходится сталкиваться?

-Скучать на этой работе не приходится. Особенно, если случается нештатная ситуация. Скажем, в результате стихии упала опора, оборваны провода на линии. От такого обрыва может пойти цепная реакция. На других линиях возникнут всякие перегрузки, начнут гореть трансформаторы и прочее электрическое хозяйство. И диспетчеру нужно вникнуть в ситуацию, просчитать последствия, принять решение и отдать необходимую команду: что отключить, что подключить, какую станцию загрузить, какую разгрузить и т.д. А времени на это считанные минуты.

— Какими качествами, по-вашему, должен обладать диспетчер?

— Он должен быть грамотным, спокойным, уравновешенным. Здесь другим делать нечего, диспетчерская служба не для вспыльчивых людей. Кроме того, надо обладать системным мышлением. Так что попасть в диспетчеры очень сложно. Сначала нужно ВУЗ закончить энергетический, потом лет пять в отрасли поработать – на электростанции или в сетевой компании.

-То есть, тут блат или кумовство не помогут. Как лично вы пришли в эту профессию?

-Как и все: получил диплом инженера-энергетика в 1979 году, был направлен на работу энергетиком в совхоз «Червоный» Гуляйпольского района. В этой должности проработал 15 лет. После этого пришел в облэнерго, стал диспетчером. Десять лет работал диспетчером и вот уже восемь лет заместитель начальника оперативно-диспетчерской службы ОАО «Запорожьеоблэнерго».

— Насколько технически обеспечено ваше ОАО?

-Облэнерго – это специализированная организация. Поэтому имеется весь набор необходимой техники. У нас есть высокопроходимые автомобили. Они не новые, но они есть в каждой бригаде. То есть, стоящие перед нами задачи мы выполняем. Другое дело, что технический прогресс движется вперед и это оборудование устаревает, а средств на его обновление в последние годы поступает недостаточно.

— Николай Васильевич, сейчас в Украине остро стоит вопрос о необходимости производства альтернативных видов электроэнергии. На эту тему мы с вами говорили, когда в Запорожской области достаточно активно велось строительство ветровых и солнечной электростанций. Работают они сейчас?

-Если вы помните, тогда планировалось строительство трех ветровых станций, но построили только одну – Ботиевскую. Она работает сейчас на полную мощность.

-А что с остальными двумя, не получилось?

— Я даже не знаю, какова их судьба. Это были планы, были проектные изыскания, определено место их строительства. Мощность действующей Ботиевской ветровой станции составляет 200 МГватт. Это Приазовский район.

Ботиевская ветровая


Что-то не слышно, чтобы строительство остальных двух ветряков продолжалось.

— Сейчас застой во всем, в этом все и дело. Вторая ветровая станция должна была построена в Приморске, тоже на 200 МГватт. А третья – возле Бердянска, на 120 МГватт. Планировалось всего на 520 МГватт. Пока остановились на 200 МГватт. Но это тоже немало.

— Ну, сколько это? Запорожье это может обеспечить электроэнергией?

-Двести МГватт хватит, чтобы все почти двухмиллионное население области обеспечить электроэнергией. Без производства, конечно. Может, не все, а процентов на 90 точно обеспечит.

— Понятно. А что дает солнечная электростанция?

— У солнечной очень низкий КПД. Они маломошные. Например, солнечная станция в Токмаке. Ее мощность всего 10 МГватт. В Запорожской области она пока одна. 10 МГватт достаточно для того, чтобы обеспечить полностью Токмакский район. Учитывая сегодняшний объем потребности. Да и в отличие от ветровой солнце светит только днем.

Токмакская солнечная электростанция

-Альтернативные электростанции производят дорогую электроэнергию. Наверное, это и есть сдерживающий фактор их строительства.

-Для стимуляции производства альтернативной электроэнергии существует, так называемый «зеленый тариф». Причем, это стимулируется на международном уровне. Это же здоровая экология. Поэтому, чтобы заинтересовать людей вкладывать туда деньги, они выделяют экологическим организациям льготный кредит на строительство таких электростанций. А тем, кто участвует в этих программах, они предлагают повышать тарифы. Часть денег потом возвращается из международного банка. Может, они государству дают, а государство уже поощряет участников строительства таких объектов. В любом случае заниматься этим надо.

— Жаль, что запорожцы не дополучили запланированную альтернативную электроэнергию. Наверное, это было бы неплохое подспорье при нынешнем дефиците энергоресурсов.

— Если бы у нас кто-то всерьез думал об этом, и достроили бы вот эти две ветровые станции, то этой мощности (520 МГватт) хватило бы для того, чтобы обеспечить все население области с отказом от отопления наших жилищ газом с переходом на электрообогрев.

— Но как же без газа?

-А вместо газа ввести электроотопление. Это очень цивилизованная энергия. И для экологии, и для людей. Горожанам удобнее электрообогреватели, чем газообогреватели.

-Хорошо. А если человек в своем доме или в своей квартире решил использовать солнечную энергию? Это возможно?

— В мире сейчас это очень модно. В Германии, например, все крыши домов покрыты солнечными батареями. У них, если человек построил новый объект и просит техусловия, чтобы запитать его от сетей, которые есть, то ему дают только 70 процентов, которые ему требуются. А остальные 30 процентов, говорят, добывай сам. И человек ставит на крышу солнечную батарею.

— То есть, таким образом, государство подталкивает людей на производство альтернативной электроэнергии?

-Да, там обязывают людей заниматься этим. Хочешь – сам себе делай. И люди идут на это, потому что электроэнергия там стоит дорого.

-Честно скажу, в Запорожье, где бы на крышах стояли солнечные батареи, я не видел. Может, их вообще нет?

— Есть солнечные батареи и в Запорожье. Правда, здесь они пока большая редкость. Такие батареи можно увидеть на крыше запорожского центра здоровья и красоты, что на Ленинском проспекте.

Солнечные батареи на офисе центра здоровья и красоты в Запорожье


— И эта солнечная энергия там используется? Для чего?

— Для всех бытовых нужд. Она работает тогда, когда есть солнце. А ветер дует круглые сутки.

— Но ветровых станций в городе точно нет.

— Да, нет. В селах я тоже не встречал ветряков. А вот на даче у моего знакомого такое изобретение есть. Он установил маломощный ветряк и постоянно его совершенствует.

-Спрос на электроэнергию сегодня большой. Пожалуй, нет отрасли, где бы не нуждались в ней. Но достаточно ли рационально она используется?

— Сегодня идет много разговоров о развитии малого и среднего бизнеса. Но без электроэнергии никуда же не пойдешь. И возможности для ее использования есть. У нас же много свободных мощностей. Например, в советское время колхозы понастроили подстанции и они сегодня гуляют, просто стоят или отключаются. А рядом на тех же местах люди начинают что-то лепить, каждый сам себе. То есть, начинают что-то производить и им требуется электроэнергия. А она вроде бы и есть, и ее нет.

— И почему так происходит? Чем это можно объяснить?

-Потому что были прописаны законы очень громоздкие и неудобные для этого. Их много у нас таких неудобных законов, которые работают не на авторитет и развитие энергетики и не создают авторитет государству. Более того, они тормозят развитие как бизнеса, так и энергетики. Законы писаны дилетантами, вредителями или коррупционерами, другого я добавить не могу.

— В чем именно проявляется несовершенство законов? Почему они являются тормозом для желающих заняться бизнесом?

-Например, надо построить линию или подстанцию, а земля кому-то принадлежит: или государству, или частнику. С частником проще, с ним можно договориться. С государством договариваться сложнее. Чиновники говорят, что у них нет закона, который бы прописывал землеотвод. То есть, не разрешают строить. И таким образом тормозят развитие предпринимательства.

-Ну, коль мы заговорили о предпринимательстве, то к вам такой вопрос: если человек решил построить линию или подстанцию, например, куда он должен обращаться в первую очередь?

-В облэнерго есть дирекция по перспективному развитию. Все эти вопросы они решают. У них есть все необходимые специалисты. Более того, имеется единое окно, где можно получить ответ на все вопросы. Не все оттуда выходят удовлетворенные. Специалисты этой дирекции говорят устами законов, а законы, к сожалению, не всегда удовлетворяют интересы людей.

— И последний вопрос. Энергосистемы Украины и России, как утверждают специалисты, закольцованы между собой. То есть, при необходимости осуществляются перетоки электроэнергии из Украины и наоборот. При нынешних отношениях Украины и России, говорят, эти перетоки электроэнергии могут прекратиться. Будет ли какой-то ущерб от этого для энергосистемы Украины?

-Ущерб будет взаимным и для одной и для другой сторон. Потому что в так называемые «часы пик» это неплохой выход для обеспечения электроэнергией необходимой мощности отдельных регионов как Украины, так и России.

— Николай Васильевич, спасибо за беседу.  Пользуясь случаем, поздравляю вас и всех работников энергетики с Днем энергетика. Успехов вам во всем.

Николай Зубашенко

 Украинские ведомости

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.