ВЫБОРЫ БЕЗ ВЫБОРА. Голосовали за КПСС, теперь за «жирных котов»

 Чем меньше времени остается до дня выборов в органы местной власти, тем больше всякого «мусора» всплывает на поверхность этой избирательной кампании. И прежде всего это наглядно проявляется в уличной рекламе. Куда ни глянь – сплошные билборды, лозунги, призывы. И хотя содержание их мало чем отличается, внешне они выглядят по-разному. 

Кандидаты от партий, у которых за спиной «денежные мешки», конечно же, представлены в уличной рекламе более ярко, броско, с размахом. Те же кандидаты, у которых нет такой возможности, готовы рекламировать себя где угодно и как угодно.

Например, партия «Сила людей» расписала белой краской все тротуары, призывая запорожцев присоединиться к ним. А что касается всевозможных бумажных наклеек на стенах, заборах, столбах и прочих нерекламных объектах, то тут и говорить нечего. Тут сплошной произвол.

Правда, народ наш за 25 лет независимости привык к таким проявлениям демократии и даже извлекает из этого определенную выгоду. Раздают бесплатную гречку, подсолнечное масло или даже обычную детскую сладкую вату – не отказываемся, берем. И даже радуемся. А что делать, когда у некоторых даже хлеба порой купить не за что.

Бумажный поток предвыборной рекламы тоже годится. Сам видел, как мужик ходил вдоль рядов предвыборных палаток, охотно брал предлагаемые наборы бумажной выборной рекламы, в том числе и портреты кандидатов, и тут же, отойдя немного в сторону, упаковывал все это в общий узел и нес в пункт приема макулатуры, который находится в двадцати метрах от палаток. Как говорится, голь на выдумки хитра.

Можно много говорить о нашей сегодняшней демократии. Какая-то она у нас своеобразная. На словах, вроде бы, ее много, а на деле не очень-то заметно. Понятно, сравнивать ее с демократией советского периода не приходится, потому что такое понятие как демократия тогда было не в моде. Тогда был диктат одной партии – коммунистической, который воспринимался как должное. Но как бы то ни было, но формальная видимость демократии была и в бывшем Союзе. Депутатов всех уровней там тоже выбирали всенародно. Другой вопрос – как это делалось.

Как известно, первые послевоенные выборы в СССР состоялись в 1946 году. Я тогда учился в школе и, естественно, не мог адекватно воспринимать происходившие в то время политические события. Но тот политический дух, тот настрой, который царил тогда в обществе, я помню. Среди взрослых, наверное, были разные мнения на этот счет, но высказывать их никто не решался, боялись репрессий. А что касается нас, младших школьников, то мы были на все сто процентов сталинистами. Сталин для нас был царь и Бог. И не удивительно, потому что все школьные учебники были заполнены Лениным и Сталиным. В основном Сталиным.

С годами, конечно, наш сталинский патриотизм понемногу таял, мы уже видели нестыковку между патриотизмом декларируемым и реальной жизнью. Но все равно другой идеологии мы не признавали, все равно мы, хоть и сомневались, но верили в «светлое будущее», которое нам обещали.

Впервые вживую высокопоставленного депутата я увидел в 1955 году. В то время я учился в десятом классе. Это было в селе Манино Воронежской области. И этим депутатом был Генеральный прокурор СССР Роман Руденко. Будучи депутатом Верховного Совета РСФСР, он приезжал на встречу со своими избирателями. Встреча проходила в сельском клубе. О чем шел разговор на встрече, не помню. Помню, что смотрели мы на депутата из Москвы как на небожителя, который неожиданно спустился на нашу грешную землю.

Запомнил я и свое первое участие в выборах. Это где-то во второй половине 50-х. Кого выбирали и куда, не помню. Зато та атмосфера большого праздника осталась в памяти. Было много народа, звучал оркестр, у буфета стояла большая очередь. Я чувствовал себя именинником и твердо верил (святая наивность!), что именно мой голос поможет избрать достойного представителя «блока коммунистов и беспартийных», как тогда писали.

Отправляясь на избирательный участок, я впервые тогда одел даже галстук. Правда, не свой, одолжил у товарища. Своего у меня тогда еще не было. Помню вкус и тех конфет, которые я купил тогда в буфете. Такое я тоже мог позволить себе только в большой праздник.

Нет смысла рассказывать, что собой представляла советская избирательная система. Люди старших поколений хорошо помнят ее. И вряд ли кто из них будет возражать против того, что она была недемократичной. Да, мы имели по Конституции право голоса, но у нас фактически не было права выбора. Мы голосовали за тех кандидатов, которых нам предлагали сверху. Справедливости ради следует сказать, что среди предлагаемых сверху кандидатур проходимцев и бывших зэков не было. Такие люди в депутаты не могли попасть, чего нельзя сказать о сегодняшней выборной ситуации, когда дважды судимый Янукович даже стал президентом.

На мой взгляд, достаточно демократичными были выборы в местные советы. Тут, вообще, предлагались только достойные люди, которые в своих трудовых коллективах пользовались заслуженным уважением. То есть, в этом деле была полная прозрачность. И еще: в депутаты всех уровней попадали представители самых разнообразных профессий. Для этого, по-моему, существовала даже определенная квота. В этом смысле демократия соблюдалась.

Были, как мне кажется, и другие преимущества советской избирательной системы перед нынешней, а именно: депутаты Верховного Совета получали среднюю месячную зарплату со своего последнего места работы и только на то время, когда дважды в год они собирались на сессии. Да, еще проездные им оплачивали. Разумеется, квартир в Москве им никто не выделял.

Но вернемся снова к нашим нынешним выборам. Теперь у нас уже не одна партия, как это было при Союзе. Согласно информации в интернете, их аж 293. Правда, в выборах  участвуют не все, а лишь, по-моему, 117 из них. Но все равно, согласитесь, среди такого количества партий и в десятки раз большего количества кандидатов, простым гражданам Украины не трудно растеряться при выборе достойного кандидата. Поэтому и ориентируются люди на гречку и другие подачки, когда определяются со своим выбором при голосовании. И понятно, результат таких выборов не может быть таким, который отвечал бы интересам страны, интересам народа. Поэтому и живем мы бедно, вот уже четверть века.

В этой связи вспоминается старый анекдот хрущевской эпохи. Американец и русский заспорили о том, чья демократия лучше – американская или советская. Конечно, американская, — говорит американец. У нас любой гражданин может подойти к Белому Дому и крикнуть громко: президент Кеннеди – дурак. А вот у вас такое не возможно. Почему же, отвечает русский, — я тоже могу выйти на Красную площадь и крикнуть: президент Кеннеди — дурак.

Сегодня приведенный выше анекдот трактуется уже по-другому. Сегодня уже мы, как и американцы, на Майдане можем кричать что угодно. В этом смысле мы догнали американцев. Но демократия, как оказалось, это не только вседозволенность. А это, прежде всего, достойный уровень жизни людей. Чем похвастаться, к сожалению, мы не можем. До американского образа жизни нам еще ого-го как далеко. Пока мы можем только кричать на Майдане, а не заниматься конкретными делами. В этом–то и беда наша.

Николай Зубашенко

 

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.