Топ-10 рекламных бюджетов от чиновников

Более 240 млн грн. из государственного бюджета пустили на рекламу, пиар и «джинсу» несколько учреждений, находящихся под контролем Арбузова, Колесникова, Каськива, Бубки, Табачника, Захарченко и др.

Средний рекламный бюджет крупной украинской компании – $1-2 млн. Вкладывая такие деньги в рекламу, бизнесмен рассчитывает, как минимум, на окупаемость расходов за счет повышения продаж. Государственные учреждения тратят на рекламу порой намного больше средств, и даже не задумываются о том, как их отбить.

Заказываемые госслужащими услуги чаще всего ориентированы на повышение лояльности, в том числе чиновников. Например, госпредприятие «Дельта-лоцман» (предоставляет услуги по лоцманскому проведению судов) в 2012 г. заказало кампанию по «повышению имиджа и деловой репутации» стоимостью почти 1 млн грн. В конкурсной документации была указана целевая аудитория кампании – народные депутаты, члены Кабмина, министерств, прокуратуры, суды, журналисты, судовладельцы и региональные органы власти.

К тому же расценки в такой «воздушной» сфере как рекламные услуги для государства вполне заслуживает определения «высосаны из пальца». Например, Госфининспекция уличила Нацагентство инвестиций и нацпроектов Владислава Каськива в не очень эффективном расходовании 2,8 млн грн на рекламу. Правда, очень быстро сообщение было как-бы дезавуировано. Мол, опубликованное сообщение не содержало возражений Нацагентства на саму проверку. А возражения якобы были настолько аргументированы, что ревизорам пришлось чуть ли не извиняться за свой «поклеп».

Впрочем, и без этого случая у многих знатоков медиа-рынка есть основания считать, что расходование государственных средств на рекламу является одним из кратчайших путей к личному обогащению.

В этом году в «Вестнике государственных закупок» были опубликованы сотни сообщений о рекламных контрактах органов власти и компаний, подконтрольных государству. Из них в специальном разделе «Наших Грошей» освещены тендеры по меньшей мере, на 273 млн грн. Что сопоставимо, к примеру, с годовым бюджетом г. Ужгорода. В эту сумму и в рейтинг не включены расходы органов власти на печать коммунальных газет, издержки госкомпаний на корпоративные издания, а также мониторинг СМИ по заказу Администрации президента, Кабмина и других госорганов.

Рейтинг крупнейших промо-бюджетов госучреждений и госкомпаний в 2012 г. составлен для Forbes.ua.

Национальный банк Украины – 84,04 млн грн.

В прошлом году Нацбанк создал собственный телеканал «БанкTV», который выходит в эфир под логотипом БТБ. Телеканал служит площадкой для выступлений руководства НБУ и информирует зрителя о событиях на финансовых рынках. В этом году «БанкTV» потратил на закупку оборудования 71 млн грн., закупил автомобили на 1,37 млн грн. Кроме того, «БанкTV» перечислил 11 млн грн. за трансляцию телесигнала компании «Зеонбуд» – монопольному оператору цифрового телевидения. Правда, 8 октября НБУ отменил тендер, на котором планировал закупить услуги по размещению рекламы в СМИ.

Крупнейшие подрядчики: «Комтел системи мовлення» – 71,33 млн грн., «Зеонбуд» – 11,34 млн грн.

Нацагентство по вопросам Евро-2012 – 62,32 млн грн.

В 2011-2012 гг. Нацагентство потратило на рекламу 197,62 млн грн., что делает его одним из крупнейших рекламодателей Украины не только в государственном, но и частном секторе. Треть из этой суммы была израсходована в нынешнем году.

Основная статья расходов рекламного бюджета Нацагентства – «формирование позитивного имиджа Украины у европейского потребителя». В прошлом году на эти цели было потрачено 111 млн грн. Еще 28 млн грн. чиновники израсходовали в этом году. В основном промо-ролики Евро-2012 размещались на телеканалах Eurosport, Euronews и ВВС. Еще 3,5 млн грн. было потрачено на участие в международных выставках.

Четверть бюджета на рекламу Евро-2012 внутри Украины – 14,5 млн грн. – получил оператор наружной рекламы «Хайтеч Едвертайсмент». Один из собственников этой фирмы – Вадим Руденко, депутат Кировского райсовета в Макеевке (Донецкая обл.). При этом стоимость услуг, предоставленных ведомству, в 2-3 раза превысила цены, указанные в прайс-листе компании.

Нацагентству Евро-2012, которое напрямую подчиняется вице-премьеру Борису Колесникову, свойственен креативный подход к выбору способов формирования позитивного имиджа Украины. Например, в прошлом году Виктор Янукович решил посетить этап мировых автогонок в Ялте, который проходил под патронатом Евгения Червоненко, руководителя департамента авиации Министерства чрезвычайных ситуаций. Президент планировал выступить в роли комментатора открытия гонок на телеканале Eurosport. За несколько дней до гонок компания «Червоненко рейсінг» (как не трудно догадаться, ее собственник – Евгений Червоненко) получила от Нацагенства подряд стоимостью 8,62 млн грн. на «кампанию по продвижению Украины как принимающей страны Евро-2012 в международных и отечественных СМИ».

Не стеснялось Нацагентство и в средствах на производство рекламы. Компания «Фаст Форвард Пост Продакшн» получила 6,15 млн грн. на пять 30-секундных роликов, что сопоставимо с бюджетом пятиминутного видеоклипа Валерия Меладзе «Небеса», снятого известным клипмейкером Аланом Бадоевым. В результате один из серии еврофутбольных роликов – «Учительница» – получил международную известность за свой специфический английский.

Крупнейшие подрядчики (за 2011-2012 гг.): «Смарт Студіо» – 57,22 млн грн., «Медіапрофіт» – 28,12 млн грн., «Тамонтен» – 25,00 млн грн., «ЕС комюнікейшн груп» 20,89 млн грн., «Медіалардж» – 18,29 млн грн., «Хайтеч Едвертайсмент» – 14,50 млн грн., «Червоненко Рейсінг» – 8,62 млн грн.

Госагентство инвестиций и управления нацпроектами – 23,72 млн грн.

Агентство ежегодно тратит на рекламу десятки миллионов гривен. Часть подрядов получают компании, принадлежащие членам партии ПОРА, которую в 2004-2010 гг. возглавлял нынешний руководитель Госагентства Владислав Каськив.

Например, 13 сентября 2012 г. фирма «Глория» получила от этого ведомства подряд на 10 млн грн. на «размещение в эфире национальных телеканалов информационных видеороликов по формированию позитивного инвестиционного имиджа Украины». Эта фирма была основана Александром Серватовичем, который в 2006 г. был включен в избирательный список партии ПОРА на парламентских выборах.

Также Госагентство проводит рекламную кампанию за рубежом, привлекая для этого малоизвестные фирмы. К примеру, Ost-West (Словакия) в нынешнем году получила от ведомства Каськива 7,9 млн грн. для освещения роуд-шоу, которое Госагентство проводит для привлечения инвесторов в национальные проекты. Крупнейшие подрядчики: «Глория» – 9,96 млн грн., Ost-West (Словакия) – 992 000 евро, «Сон-це» – 1,92 млн грн.

Государственные фонды социального страхования – 16,57 млн грн.

Фонд социального страхования от несчастных случаев потратил на «пропагандистские мероприятия» 15,57 млн грн. Эти деньги ушли на оплату размещения информационных сюжетов на телевидении и радио. Львиную долю рекламного бюджета получили фирмы из ESGroup, которые производят деловые новости для телеканалов «Эра», «Перший Національний» и UBR. Последний телеканал принадлежит самой группе, которою контролирует кандидат в народные депутаты от УДАРа Александр Юраков (баллотируется по избирательному округу №95 в Киевской обл.).

Юраков также является миноритарным акционером компании «Укртранслизинг», акциями которой также владеет компания «Лемтранс» Рината Ахметова, Антона Пригодского и Александра Януковича.

В свою очередь Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности за 1 млн грн. заказал медиакампанию, направленную на информирование населения «о весомости и важной роли Фонда». Для этих целей были произведены и размещены 1-минутные радио- и телесюжеты, а также организованы телепрограммы в формате «гость в студии». Крупнейшие подрядчики: «ЄС Продакшен груп» – 9,60 млн грн., «ЕСГ» – 6,43 млн грн., «Науково-дослідний інститут прикладних досліджень та експертиз» – 0,55 млн грн.

Государственные банки – 16,43 млн грн.

Один из крупнейших розничных банков страны Ощадбанк  ведет соответствующую своим размерам кампанию ценой в 12,72 млн грн.: 10 миллионов рекламных листовок и размещение рекламы на ТВ, радио, прессе, интернет-изданиях. Крупнейшие подрядчики: «ПроАктив Медіа Консалтинг» (связан с менеджерами из медиагруппы народного депутата от Партии регионов Андрея Деркача) – 10,50 млн грн., «НВП Поліграфсервіс» – 2,22 млн грн.

Укргазбанк, который в прошлом году зафиксировал один из крупнейших в банковской системе убытков (3,6 млрд грн.), в этом году начал выходить из пике, получив за первые восемь месяцев чистую прибыль 281 млн грн. Рекламная кампания банка стоит 3,71 млн грн. Четверть суммы было направлено на размещение рекламы в региональной прессе. Львиная доля рекламных расходов пришлась на два объекта «наружки» в Киеве. Годичное размещение на брандмауэре по адресу Крещатик, 1/2, обошлось «Укргазу» в 1,07 млн грн., брандмауэр на проспекте Победы, 49/2, – еще в 1,76 млн грн. Крупнейшие подрядчики: «Агентство Інфокон» – 1,94 млн грн., «Світ аутдор медіа» – 1,76 млн грн.

Министерство образования – 11,58 млн грн.

Под руководством Дмитрия Табачника Министерство образования через госпредприятие «Информационно-имиджевый центр», которое ему подчинено, активно тратит деньги на увеличение потока зарубежных студентов в отечественные вузы.

В этом году приоритетными странами были избраны Казахстан и Азербайджан. В эфире местных телеканалов должны выйти интеллектуально-игровые шоу для школьников (4,98 млн грн.), пройти круглые столы и пресс-конференции (3,78 млн грн). В министерстве, по всей видимости, реально рассчитывают на эффект от кампании, поскольку подряд получила не «прокладочная» структура, нацеленная на распил бюджета, а «Євромедіа Компані» известного деятеля шоу-бизнеса Павла Грицака. Он принимал активное участие в организации конкурса «Евровидение» в Украине и является бизнес-партнером Александра Ксенофонтова, продюсера певицы Русланы Лыжычко.

Еще 2,82 млн грн. стоило изготовление рекламных брошюр для распространения в нескольких странах Ближнего Востока и Северной Африки. Крупнейшие подрядчики: «Євромедіа Компані» – 8,76 млн грн., Видавництво «Фенікс» – 2,82 млн грн.

ХК «Киевгорстрой» – 8,52 млн грн.

Одна из крупнейших строительных компаний Украины не экономит на рекламе. На тендере, который компания провела для закупки услуг по изготовлению и размещению наружной рекламы, победила концепция агентства «Юниверсал Медиа Уорлдвайд».

Оно принадлежит ряду компаний, зарегистрированных в Королевстве Нидерланды. Из всех участников торгов ее ценовое предложение было самым дорогим – 8,52 млн грн. Для сравнения – минимальное предложение составляло 6 млн грн. Но в тендерной документации «Киевгорстроя» было указано, что кроме цены, важно и качество рекламы. Поэтому в ходе торгов представители компании отдали предпочтение «Юниверсал Медиа Уорлдвайд».

Как итог, сейчас представители «Киевгорстроя» на рекламных плакатах обещают съесть каску, кирпич и даже кран, в случае если не сдадут хотя бы один из строящихся объектов.

Национальный олимпийский комитет Украины (НОК) – 7,46 млн грн.

 

НОК, который возглавляет экс-совладелец «Родовід Банка» Сергей Бубка, на своем сайте не раскрывает размера дотаций, получаемых из госбюджета. При этом является одним из самых активных рекламодателей, заказывая медиакампании по разным поводам.

В этом году НОК заплатил 0,62 млн грн. телеканалу «Первый национальный» за изготовление и размещение телесюжетов о проводах и участии национальной сборной Украины в летних Олимпийских играх в Лондоне. При том что на этом телеканале более половины эфирного времени занимала специальная программа об Олимпиаде во время ее проведения. А все телеканалы информировали об участии украинцев в Олимпиаде в новостях. Крупнейшие подрядчики: «Продюсерська агенція «Студіо – ПІО» 3,70 млн грн., предприниматель Афанасенко О.В. – 2,53 млн грн., «Телерадіокомпанія «ЕРА» – 1,22 млн грн., Національна телекомпанія України – 0,62 млн грн.

НАЭК «Энергоатом» – 7,23 млн грн.

В 2011 г. доход НАЭК «Энергоатом» достиг 2,18 млрд грн., поэтому госкомпания может не скупиться на рекламу. В нынешнем году компания заказывала «размещение» информационных материалов, не требуя от исполнителей их маркировать значком рекламы.

Один из способов работы с масс-медиа – встречи руководства «Энергоатома» с группами журналистов и последующий «мониторинг СМИ по информационной волне после проведенного мероприятия». Для размещения телесюжетов были избраны УТ-1 и ICTV. В печатной прессе чиновники «Энергоатома» положили глаз на несколько ежедневных и еженедельных изданий. Крупнейшие подрядчики: «Тамонтен» – 5,48 млн грн., «В 4 В» – 1,75 млн грн.

Государственная служба охраны – 3,85 млн грн.

Региональные управления Госслужбы охраны Министерства внутренних дел в 2012 г. провели массированную рекламную кампанию на телевидении. В качестве подрядчика для изготовления рекламных роликов была привлечена компания «Магнолия-ТВ». Милиционеры в 13 регионах заказывали изготовление роликов о своих услугах по охране и их размещение в эфире нескольких национальных телеканалов и канала «ЧП.инфо», которым и владеет компания «Магнолия-ТВ».

Юрий Николов, «Наші Гроші», впервые опубликовано в Forbes.ua

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий