СКАРБЫ ГЕТМАНА МАЗЕПЫ. Вероятнее всего, часть богатейшей гетманской казны укрыта в Батуринском замке.

Иван Степанович Мазепа был избран гетманом Левобережной Украины в 1687 году. Говорят, немалую роль в этом сыграли 11 тысяч червонцев, врученных им Василию Голицыну, фавориту правившей тогда царевны Софьи Алексеевны. Два года спустя европейски образованный гетман, знаток воинского искусства и философии, льстец и опытный интриган, сумел обворожить молодого царя Петра. И тот долгие годы безгранично доверял Мазепе, осыпал его щедрыми дарами и пожалованиями и даже наградил орденом Андрея Первозванного.

За свое 20-летнее правление, отмеченное невиданным взяточничеством, казнокрадством и вымогательством, Мазепа сумел завладеть землями со 120 тысячами крестьянских душ и сколотить фантастическое состояние. А потом, задумав уйти из-под власти московского царя, затеял тайные переговоры с королем Швеции Карлом XII и в октябре 1708 года присоединился к шведским войскам, вторгшимся на Украину.

После поражения шведов под Полтавой, в июне 1709 года, Мазепа вместе с Карлом бежал к туркам в Бендеры, где вскоре скончался «от старости, усталости и горя». Позже останки его были перенесены в Галац (Румыния).

Слухи о гетманских кладах появились с легкой руки царя Петра. Еще осенью 1708 года после конфискации сокровищ, что хранились в Киево-Печерской Лавре и Белой Церкви, и предания гетмана анафеме царь призвал народ указывать местонахождение спрятанного Мазепой добра, обещая за это половину найденного.

По людской молве, клады эти схоронены были в нескольких местах: в Киеве около Кирилловской церкви (в XIX веке после каждого провала почвы окрестных жителей охватывала золотая лихорадка); в Чернигове под зданием полковой канцелярии (тут якобы в ночь на Ивана Купала можно увидеть красавицу Матрену Кочубей, стерегущую «скарби» своего возлюбленного); в районе села Переволоки под водами Днепра, где при переправе Мазепа был вынужден сбросить два бочонка золота и драгоценную утварь; в его замках – Поросюченском под Бахмачом и Гончаровском под Батурином. Но вероятнее всего, часть богатейшей гетманской казны укрыта в Батуринском замке.

Батуринский клад

Небольшой городок Батурин, что на Черниговщине, в XVII-XVIII веках был резиденцией гетманов Украины. При предшественнике Мазепы Самойловиче тут возвели крепкий замок с мощными деревянными стенами, множеством башен и вырыли глубокий ров. Мазепа устроил внутри замка еще одно укрепление, в центре которого возвел дворец. Под замком в настоящем подземном лабиринте хранилась гетманская «скарбница», воинские и продовольственные припасы, содержались узники.

За несколько дней до бегства Мазепа, собрав казацких старшин, своих единомышленников, посоветовал: «Пусть бы всяк зарывал в землю все, что есть дорогого…» После чего спешно направился в Батурин. Пробыл он в замке только одну ночь (с 22 на 23 октября), а на рассвете умчался к шведам. По одной из легенд, предусмотрительный гетман часть своей казны спрятал в подземельях – до лучших времен, а часть увез с собой.

Через неделю замок осадили русские войска во главе со светлейшим князем Александром Меншиковым. Сторонникам Мазепы предложили сдаться, но те, надеясь выиграть время до обещанного гетманом подхода шведов, повели «лукавые» переговоры. Меншиков же решил брать замок без промедления. От перебежчика он узнал о тайном ходе, ведущем из замка к Сейму. По нему петровские солдаты проникли на территорию укрепления и в момент штурма атаковали осажденных с тыла.

Защитники замка и гражданское население, укрывавшееся за его стенами (по разным подсчетам, от 6 до 20 тысяч человек), были уничтожены; каменные постройки – малый дом Мазепы, величественный Троицкий собор и церковь Николы Чудотворца – превратились в руины, а от стен, башен остались лишь дымящиеся завалы…

12 ноября Мазепа вновь на короткое время заглянул в Батурин. Можно предположить, что он собирался забрать припрятанную казну. Но чтобы добраться до нее, надо было на пепелище, заваленном телами погибших, проводить многодневные раскопки. А времени на это у гетмана не было.

После разорения Батурина резиденция гетмана (а им стал полковник Иван Скоропадский) по указу Петра I была перенесена в Глухов. В 1718 году в этом самом Глухове приключилась такая история.

Некий Михайловский, напившись горилки, принялся бить и ругать «матерно» господ офицеров. Ему пригрозили царской немилостью, дескать, пропадет твоя голова, на что Михайловский ответил: «Если я пропаду, то и государь пропадет!» За «поносные» эти слова молодца заковали в кандалы и препроводили в Санкт-Петербург. А там, подвесив на дыбе, стали допытываться, что он имел в виду, угрожая государю. Михайловскому пришлось сознаться, что ведома ему тайна богатейшего клада, которую он утаил от Петра. Несколько лет назад прислужник Мазепы сообщил ему, что гетман замуровал сокровища в западной стене батуринского дворца. На Украину тут же послали воинскую команду, но четырехдневные поиски на развалинах замка закончились ничем.

Можно было бы посчитать Михайловского обманщиком, но… На дыбе он открыл еще одну тайну. На Полтавщине гетман Мазепа организовал добычу серебра и чеканил фальшивую монету с помощью монаха, привезенного из Польши. Правда, петровские солдаты, следуя описанию Михайловского, места добычи серебра тоже не нашли. Старинные разработки были обнаружены только в 1935 году археологом Игнатием Стеллецким. Не исключено, что и батуринский клад ждет своего часа.

Проклятое золото

 На заброшенных развалинах Поросюченского и Гончаровского замков в разное время топтались и дедки-лозоходцы, и фашисты с миноискателями, и современные парнишки с металлодетекторами. А недавно от москвича Богдана Т. мне довелось услышать мистическую историю, связанную с поисками мазепинского клада.

В начале 1930-х годов прапрадед Богдана Игнат, проживавший на Черниговщине, задумал отыскать золото Мазепы. С этой целью отправился он к бабке-ведьмачке. На вопрос, где спрятаны сокровища и как к ним добраться, ведьма ответила, что «скарби» лежат «в мазепином маеточку (владениях), под столпом и крестом. Земля разверзалась, указуя к ним пути, но добыть то золото невозможно. Полито оно кровью и проклято на веки-вечные. У золота есть хозяин, который обязательно вернется». И пригрозила: если подберешься к кладу, навлечешь погибель не только на себя. Игнат все-таки поехал на поиски.

«Через неделю его тело нашли неподалеку от Батурина, на берегу Сейма, – рассказывал мне Богдан. – И хотя шея у деда Игната была в синяках, но глава сельсовета счел его утопленником. В середине 1940-х годов сыну Игната Миколе кто-то перерезал горло. Внук Игната Петро погиб в начале 1960-х – попытался разнять дерущихся парней и получил смертельный удар в висок.

Мой отец, правнук Игната, в 1970-е годы перебрался жить в Москву. В 1992-м поехал на собственных «Жигулях» на Украину и бесследно исчез. Пока я искал отца на Черниговщине, родственники рассказали мне о пророчестве ведьмачки. Я, конечно, в это не верю. Но если предки действительно погибли из-за мазепинского золота?..»

Покопавшись в архивах и сопоставив некоторые факты, я пришла к выводу, что пророчество в отношении местонахождения клада далеко не бред. Начнем с того, что под «маеточком» явно подразумевался батуринский замок. И вот почему.

В середине XVIII века гетман Кирилл Разумовский перенес свою резиденцию из Глухова в приглянувшийся ему Батурин, который он мечтал превратить в небольшой Петербург. При нем в Батурине было возведено немало прекрасных зданий, но до наших дней сохранились только дворец и Воскресенская церковь. На ее месте прежде стоял так называемый «мазепин столп» – огромная башня. По указанию Разумовского «столп» был разобран, а на его фундаментах и из его кирпича построили церковь, которая в 1803 году стала усыпальницей гетмана. Историки полагают, что «столп» представлял собой фрагмент Троицкого собора, разрушенного во время штурма 1708 года.

В средние века хранилища ценностей часто устраивали под спудом церквей. Если Мазепа спрятал казну под Троицким собором, то впоследствии она действительно оказалась и под «столпом» (точнее, под его фундаментом), и под «крестом» (то есть под церковью).

Теперь о «разверзнутой земле и путях к кладу». Первые упоминания о провалах в Батурине дошли до нас от XVIII столетия. Под землю проваливались тогда не только люди и животные, однажды в огромной дырище исчезла даже арба с арбузами. В тех провалах порой находили заржавленное оружие и цепи, человеческие скелеты. Ходили слухи, что в подземном ходе нашли бочонок с золотом.

Долгое время провалы никто не фиксировал, что возмущало столичных историков. «Здесь что ни шаг, то ценная реликвия интересного минувшего, – писали в 1909 году «Известия Императорской Археологической Комиссии».

В 1914 году краткий перечень провалов был составлен заведующим народным училищем К. Шалугая и членами губернской архивной комиссии П.Я. Дорошенко и С.А. Гатцук:

«В центре местечка Батурин на площади и у Воскресенской церкви (с северной и южной стороны) и у ограды ее то и дело бывают оседания и провалы почвы размером 3х3 аршина и глубиной 5 аршин. При провале на площади с северной стороны открылся подземный ход, в который забирались некоторые смельчаки, но далеко заходить боялись. Бывают такие оседания с провалами… каковые возможно приписать к имевшимся во время существования в Батурине Гетманства Малороссии (при Иване Мазепе) к траншеям и подземным ходам».

Возможно, какой-то из обнаруженных при этом ходов вел под церковь, в тайное подземелье, где лежит казна Мазепы. Золото Мазепы могло быть проклято «на веки-вечные» теми, кого он предал и оговорил и чье имущество впоследствии присвоил.

Что до «хозяина», который вернется к своему золоту, так и тут ведьма как в воду глядела: осенью 1999 года прах «национального героя» Ивана Мазепы был перевезен из Румынии на Украину и торжественно передан Батуринскому культурно-историческому центру «Гетманская столица»…

Когда-нибудь сокровища Мазепы найдутся. Ведь нашли же (правда, совершенно случайно) казну Карла XII, что столетия хранилась в просмоленных бочонках в подземной галерее старой бендеровской крепости.

Таисия БЕЛОУСОВА

Обозреватель «Совершенно секретно»

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий