СПАСЕНИЕ ФИРТАША: зачем олигарх и его люди замазали Порошенко

Союз Кличко и УДАРа с Порошенко начинает выглядеть не политическим союзом, а олигархической сделкой.  Находящийся под домашним арестом в Вене украинский олигарх Дмитрий Фирташ с каждым днем все ближе к встрече с американским правосудием — если только это правосудие в лице агентов специальных служб не проводит с ним задушевные беседы прямо сейчас. Пытаясь понять, насколько ценной информацией о своих российских и украинских партнерах обладает бизнесмен и стоит ли обменивать эту информацию на безоблачную жизнь подследственного в австрийской столице.

Впрочем, американское правосудие — странная штука: можно рассказывать агенту все и даже больше, можно даже попытаться доказать свою полезность администрации президента Соединенных Штатов — а запрос на экстрадицию так и не будет отозван. И с австрийским правосудием такая же незадача — оно не подчиняется ни специальным службам, ни ведомству федерального канцлера Австрийской Республики.

Но дело в том, что ни Фирташ, ни его друзья и партнеры ничего об этом не знают. Для читателя, живущего реалиями современного мира, это может показаться, мягко говоря, странным — но люди, заработавшие миллиарды при весьма странных обстоятельствах, продолжающие удерживать влияние и власть не менее странными методами, уверены, что весь мир устроен так же, как Украина и Россия.

Они не верят ни во что, кроме информации и денег — правосудие для них пустой звук. Они убеждены, что доказательством полезности смогут перешибить любые результаты следствия. И поэтому действуют в Вене так, как действовали бы в Барвихе или Конча-Заспе — какая, прошу прощения, разница?

Именно поэтому сразу же после задержания Фирташ стал распространять заявления о важности своего пребывания в Украине через подконтрольную Федерацию работодателей. Но, как видим, это не возымело действия. И тогда был запущен новый план — “мы и Порошенко”, в котором поддержка перспективного кандидата на пост президента Украины используется как некое алиби для американских правоохранительных органов.

Судя по реакции самого Петра Алексеевича, вынужденного комментировать встречу с Фирташем в Австрии, он уже сам понял, что его грубо используют. Но что сделано — то сделано. Группа Росукрэнерго в истории с Порошенко действительно превзошла сама себя. В недавнем прошлом ей удалось коррумпировать и подчинить собственным бизнес-интересам всех президентов Украины, начиная с Леонида Кучмы — и при этом представители группы без особых проблем переходили из одной властной команды в другую, оставаясь не особо запятнанными и решая собственные проблемы.

Понятно, что этой триумфальной карьере участников концессии не мог помешать ни один Майдан — неслучайно благодарная публика даже осторожные заявления Сергея Левочкина об отставке после разгона студенческого Майдана воспринимала как триумф демократии, Валерий Хорошковский у нас до сих пор считается отвергнутым евроинтегратором, Юрий Бойко отважно появляется во всех демократических телеэфирах, возмущаясь смене руководства Нафтогаза и так далее и тому подобное.

Но американцы — конечно же, не потому что устали от “росукрэнерговцев”, а потому что их утомил клан Путина, неотъемлемой частью которого является пресловутая группа — наступили на горло энергетической песне. И получилось, что у Фирташа и его соратников просто не осталось времени ждать, когда будет избран новый президент и можно будет зайти в его кабинет с предложениями, от которых нельзя отказаться. И с дружеским приветом от “самого”.

Пришлось устраивать историю с поддержкой рейтингового кандидата на этапе предвыборной кампании. И, возможно, это то, что поможет Украине избавиться от тлетворного влияния группировки, которая, собственно, и является фундаментом олигархического режима и его зависимости от России. Потому что Януковичи с соратниками приходят и уходят, а Росукрэнерго остается.

Порошенко сделал, вне всякого сомнения, самую грубую ошибку в своей политической карьере, решившись на переговоры с группой Фирташа и не осознав, что результаты этих переговоров будут преданы гласности. Эта ошибка может стоить ему президентства, даже если он победит на выборах главы государства и благополучно займет кабинет на Банковой — потому что доверие к новому лидеру страны со стороны элит окажется подмоченным, и элиты способны будут транслировать это недоверие обществу.

Петр Алексеевич как владелец телеканала хорошо знает, как это делается, не мне ему объяснять. Но, с другой стороны, Порошенко не мог не сделать этой ошибки. Любой, кто хорошо с ним знаком, знает тягу кандидата к минимизации рисков, к договоренностям, поиску ситуативных союзников. Порошенко, как и Фирташ, психологически — пока бизнесмен, а не политик. Но рядом с Фирташем есть политик Левочкин — рядом с Порошенко политиков нет. Поймать бизнесмена, не имеющего в ближнем кругу политиков, которым он может доверять, в специально подготовленную для него ловушку — дело техники, тем более, когда он сам хочет попасть в этот капкан. Левочкину попадалась и куда более крупная дичь.

Со стороны может показаться безумием афиширование Фирташем и Левочкиным своей поддержки Порошенко — ведь общественному мнению совершенно не понравится такая открытая демонстрация связи одиозного олигарха с вероятным президентом Украины. Ну и, кроме того, брошена тень на Виталия Кличко и его партию — потому что союз Кличко и УДАРа с Порошенко начинает выглядеть не политическим союзом, а олигархической сделкой.

Но в нынешней ситуации Фирташу плевать на общественное мнение — ему всегда было плевать, но сейчас в особенности. Сейчас надо послать сигнал о собственной влиятельности, который услышат в Белом доме — и это куда важнее. Когда ты за шаг от краха всего, тебе не до тонкой игры. И это понимает не только Фирташ, это понимает и Левочкин. Потому что, если Фирташ действительно будет выдан в Соединенные Штаты, может начаться реальное расследование роли всех участников группировки в принятии важнейших политических решений последних лет — от сотрудничества Виктора Ющенко и его окружения с Газпромом до разгонов Майдана Виктором Януковичем.

Тогда в США начнется реальное следствие, в котором уже не будет места политическим играм, а фигурантами расследования станут и сам Фирташ из своего заокеанского далека, и многие украинские политики, бизнесмены, журналисты и даже решительно не желающие покидать нашу страну граждане Российской Федерации в звании политтехнологов и телеведущих. Тогда мы узнаем все — и даже то, чего не хотим знать.

Все эти лихорадочные попытки доказать свою важность и нужность могут сослужить группе Фирташа плохую службу еще до окончательного решения австрийского суда. Они показывают, что участники картеля ничего не забыли и ничему не научились. Что они по-прежнему презирают всех нас и действуют совковыми методами.

Теперь от РУЭ будет вынужден отмежеваться любой новый президент Украины — и контакты этого нового президента с группировкой, как и контакты власти вообще — будут рассматриваться под увеличительным стеклом. Потому что мы, наконец, получили шанс самостоятельно поинтересоваться, что это за люди такие и каково на самом деле их влияние.

Впрочем, не ясно, захочет ли украинское общество этим шансом воспользоваться — тем более в ситуации восторжествовавшего олигархического баланса. Ведь разрушить такой баланс намного сложнее, чем собрать Майдан.

Виталий ПОРТНИКОВ

ЛІГАБізнесІнформ

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий