ЛЕТАРГИЯ ХАРЬКОВСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Сегодня, глядя на происходящее в медийном пространстве «первой столицы», приходиться констатировать, что харьковская журналистика если не умерла, то пребывает в глубоком летаргическом сне.

С горечью приходится констатировать, что за несколько лет мы лишились целой плеяды самобытных творческих коллективов. Масса классных журналистов вообще ушли из профессии, кто сумел – уехал работать в Киев, кто не сдался, — как сталкеры, бороздят виртуальное пространство. Остальные от безысходности подались в пиар-агентства, различные издательства, редактируют специализированные тексты, а то и просто стоят на бирже труда.

За последние годы практически полностью утеряна связь поколений. Мизерные зарплаты, невозможность творческой самореализации, полная бесправность журналистов, помноженная на недобросовестность собственников, вытолкнули за борт процесса наиболее активных и принципиальных специалистов среднего возраста. В редакциях, за редким исключением, остались либо, набирающиеся опыта вчерашние студенты, либо, доживающие свой творческий век уважаемые пенсионеры.

Бесспорно, в городе еще работает немало профессионалов, со столичными СМИ сотрудничают десятки прекрасных корреспондентов, подрастает новое поколение талантливых авторов, а на каждом журналистском курсе есть несколько потенциальных «звезд», но в целом картину это не меняет. Харьков из законодателя медийной моды, где зародилось первое в Союзе негосударственное телевидение, возникла первая на Востоке Украины FM-радиостанция, появилась первое независимое печатное издание, превратился в провинциальный уездный городишко, где свободно мыслящие люди, вещающие правду, в принципе не нужны.

«Тотально заангажированные СМИ, продажные «акулы пера», беззубые и поверхностные материалы, отсутствие корпоративной солидарности, катастрофическая нехватка ярких личностей и новых проектов – все это лишь видимая часть айсберга кризиса харьковской журналистики. Проблема, к сожалению, гораздо глубже. Выросло целое поколение приспособленцев, ментально не понимающих суть понятия «свобода слова». Эти слова, написанные пять лет назад, стали сегодня еще более актуальны.

В местных медиа фактически исчезли целые жанры и направления: вымирает аналитика, дышит на ладан публицистика, хромает на все части тела объективное и беспристрастное журналистское расследование.

Я уже не говорю о сатире, фельетоне, очерке. Телевидение давно превратилось в выхлопную трубу, самоцензура зашкаливает все допустимые нормы, оставшиеся печатные СМИ либо беззастенчиво «желтеют», чтобы хоть как-то выжить, либо превращаются в филиалы пресс-служб администраций. Про самоокупаемость уже давно не идет речь.

О серьезных, не развлекательных СМИ как бизнес — проектах даже смешно говорить. Медиа-менеджеров можно посчитать на пальцах одной руки, медиа-юристов нет совсем, рынок распространения изданий монополизирован, рекламодатель задушен и политически зависим. Украиноязычное информационное пространство в «первой столице» давно уже превратилось в диаспору в собственной стране со всеми вытекающими последствиями.

Все попытки создать в городе качественное печатное издание социально-политического характера закончились где-то в середине 90-х со смертью «Проспекта». Иногда складывается впечатления, что после истории с приснопамятными дешифраторами харьковчане в принципе не готовы платить за информацию. Сегодня в эпоху Интернета этот вопрос, похоже, вообще снят с повестки дня.

И не надо во всех бедах обвинять одних лишь журналистов. Во многих крупных городах Украины, как на Западе, так и на Востоке страны газеты с тиражами в десятки тысяч экземпляров считаются нормой. Причем их действительно подписывают, покупают, а не высчитывают за них деньги из зарплаты под угрозой увольнения. Все разговоры о том, что печатные СМИ скоро исчезнут – не более чем миф.

Слова Сергея Рахманина, сказанные на недавнем Львовском медиафоруме: «Когда умрет последняя газета, кто-то тотчас создаст новую, и заработает миллион» абсолютно справедливы. Однако они не про Харьков. Здесь бизнес полностью лег под власть. Те, кто занял принципиальную позицию руконеподавания режиму — лишились медиа-активов. Кто пытался лавировать, — в конечном счете, отошли от дел. Остальные давно поняли, что заработать на СМИ не получится, а в политику в нынешних реалиях играться никто не желает.

Сколько новых журналистских проектов появилось в Харькове за последнее время? Я не могу вспомнить ни одного! Между тем, медийный мартиролог каждый год пополняется новыми сообщениями. Канули в Лету «Газета по-харьковски», МОСТ-Харьков, еженедельник «Пятница», «Харьковские новости», Фора, АТН, А/ТВК, «Майдан свободы», газета «Главное», обескровлено ИА «Статус-кво», дышит на ладан радио «Новая волна», идут сокращения в областной телерадиокомпании — список можно продолжать.

Да и те, кого еще не накрыл кризис и политическая целесообразность с трудом держатся на плаву. Авторская журналистика в принципе стала не нужна. Человек с позицией, не боящийся быть свободным и правдивым, оказался не востребованным. Именно поэтому исчезли с экрана столь разные, но самобытные фигуры харьковского телеэфира как С.Потимков, З.Аласания, А.Войцеховский, И.Поддубный. Ушел драйв 90-х, пропала эстетика начала 2000-х, практически сошли на «нет» качественная аналитика и оригинальная подача материалов.

К сожалению, беспринципность и конформизм стали неотъемлемой составляющей большинства харьковских «акул пера» и микрофона. Кто может припомнить хотя бы одну публикацию в местных СМИ, породившую настоящий скандал или нашумевший судебный иск. Материалов, вызвавших общественный резонанс в полуторамиллионом городе, тоже катастрофически мало. Спасибо коллегам из «МедиаПорта», «АТН», «Главного», которые, только им известной ценой, не позволяют опустить планку «ниже плинтуса».

Руководитель Независимого медиа-профсоюза Украины Юрий Луканов удивляется, почему в других регионах страны созданы ячейки НМПУ, а в Харькове никому это не нужно. Даже попытка заявить свою позицию по избиению коллег 18 мая в Киеве дальше многозначительного лайканья в соцсетях ни во что не вылилась. Спасибо правлению областной организации НСЖУ, которое хоть с десятидневным опозданием, но отреагировало на творящийся беспредел.

Ответ на поставленные вопросы все тот же — журналистика в нашем городе пребывает в глубоком летаргическом сне. Это вовсе не значит, что когда-нибудь она не пробудится и через асфальт не прорастет долгожданная трава. Более того, я даже убежден, что рано или поздно так оно и будет. Ведь летаргический сон с медицинской точки зрения – это всего лишь болезнь. Тяжелая, мучительная, изнуряющая, но все-таки не безнадежная.

Само слово «летаргия» происходит от греческих «lethe» (забвение) и «argia» (бездействие). У человека, пребывающего в таком состоянии, замедляются жизненные процессы, снижается обмен веществ, становится поверхностным дыхание, ослабляются или вовсе исчезают реакции на внешние раздражители.

Да, мы сегодня такие, — в забвении и бездействие. Чтобы вылечится это надо честно признать. Во многом в сложившейся ситуации виноваты сами, но не будем посыпать себя пеплом, особенно в преддверии профессионального праздника. В конце концов, если кто публично сопротивляется нынешнему произволу, в том числе в Харькове, то это журналисты. И перед ними надо снять шляпу, а не клеймить их позором. Хотя бы во имя самосохранения.

Просто надо называть вещи своими именами: без истерии, романтизма, самобичевания. Понимая, что летаргический сон – это еще не повод бежать в похоронное бюро. Из разговора с коллегами знаю, что существует масса интересных идей, есть желание и необходимость их реализовывать, но как обычно все упирается в отсутствие средств. При нынешних раскладах властям нужна лишь тишина, бизнесу — имитация свободы, а обывателю – добротная «развлекуха».

Как следствие порочного круга, целая армия молодых и не очень коллег, давно не утруждает себя качественной публицистикой, деградируя творчески и морально. Большинство харьковских журналистов все-таки дали втянуть себя в политические разборки, и теперь уже «на войне как на войне». Разговоры о ценностях, миссии, профессиональной этике, о том, что понятие карьера и журналистика – не совместимы – на тонущем «Титанике» бессмысленны и непродуктивны. Можно, конечно, еще и о «четвертой власти» порассуждать на рыбалке с губернатором, но кому от этого станет легче?

Естественно, мы не оторваны от общего информационного пространства. Сегодня принято считать, что низкий уровень прессы означает депрессию, которую переживает само общество. Нынешние СМИ стоят перед вызовом времени: медиа ориентированы на потребителя, журналистика — на читателя, слушателя, зрителя. В том, что последних в нашем интеллектуальном городе предостаточно, – сомневаться не приходиться.

Вместе с тем, справиться с поставленными проблемами ни поколение «Пепси», ни генерация Facebookа пока не в состоянии. Даже самый успешный медиапродюссер страны, экс-харьковчанин Борис Ложкин на днях признался: «Ответа, что делать, пока нет». Что остается? Рецепты стары как мир: не участвовать во лжи, сохранить себя, не опускать руки, продолжать писать, благо в Интернете пока нет цензуры, ну и, конечно же, идя на неизбежные компромиссы, не поступаться принципами.

По большому счету, как говорит легендарный Адам Михнек, журналист должен защищать две вещи – свободу и правду. Или его же словами: если вы в ситуации, когда не знаете, как себя вести, на всякий случай ведите себя как порядочный человек. Таким должно быть кредо журналиста: И тогда рано или поздно от летаргического сна мы обязательно проснемся.

Владимир ЧИСТИЛИН. Главное

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий