ДЕЛО СОВЕТСКОГО «ТИТАНИКА», за 8 минут унесшего 423 жизни. Следствие и суд

31 августа 1986 года в 22.00 самый большой круизный лайнер Черноморского морского пароходства «Адмирал Нахимов» (длина 174,3 м, ширина 21,02 м, высота борта 11,81 м), совершавший круизный рейс, отошел от причала Новороссийского морвокзала и взял курс на Сочи. На борту парохода находились 1243 человека — 897 пассажиров, 346 моряков экипажа и несколько членов их семей. До столкновения «Адмирала Нахимова» (зарубежная пресса сразу же после катастрофы окрестила его «советским «Титаником») с грузовым теплоходом «Петр Васев» оставался 1 час 12 минут…

 Едва ли пассажиры придали значение тому, что отход лайнера из Новороссийска, где он сделал 8-часовую стоянку, был задержан на 10 минут. Как оказалось, капитан Вадим Марков с ведома портовых властей ждал начальника управления КГБ по Одесской области генерал-майора А. Крикунова с женой, дочерью и внуком.

Позже некоторые участники спасательной операции в своих воспоминаниях высказали мнение, что задержка в какой-то степени повлияла на местоположение судов относительно друг друга на выходе из Цемесской бухты и теоретически повысила вероятность их столкновения. Появление в числе пассажиров генерал-майора КГБ стало также поводом и для выдвижения одной из самых причудливых версий гибели лайнера, которую распространила стоустая молва. Но к этому мы еще вернемся…

Теплоход «Петр Васев» — идеальный таран, построенный в Японии

Грузовой теплоход «Петр Васев» по заказу СССР построен в 1981 году в Японии. Нос судна в подводной части имеет бульбовидную форму, выступающую вперед. Это конструктивное устройство изменяет направление потока воды по всему корпусу и способствует увеличению скорости, дальности плавания и экономии топлива.

В данном случае оно сработало как мощный таран, которым «Петр Васев» почти под прямым углом ударил в правый борт лайнера «Адмирал Нахимов». В пробоину площадью около 80-90 квадратных метров хлынула вода. Скорость ее поступления, по подсчетам экспертов, была ужасающей: 29 тысяч тонн в минуту. «Советский «Титаник» в отличие от «Титаника» британского, продержавшегося после столкновения с айсбергом на плаву 2 часа 40 минут, затонул через 8 минут.

Удивительно, но «Петр Васев» обошелся лишь вмятинами корпуса в носовой части. В заключении группы экспертов подчеркивалось, что не произошло даже «подмочки груза». Стоит сказать о грузе теплохода, с которым связана еще одна временная накладка, которая свела суда в одной точке…

Почему так торопился капитан грузового судна?

«Петр Васев» доставил из Канады 30 тысяч тон ячменя. По графику он должен был прибыть в порт и стать под разгрузку 1 сентября. Однако портовые власти обратились по радио к капитану Николаю Ткаченко с просьбой ускорить движение по маршруту и начать разгрузку 31 августа. Зачем?

Дело в том, что обработка груза «Петра Васева» в конце месяца позволила бы портовикам получить премиальные за август. Николай Ткаченко «вошел в положение» береговых коллег и спешил. Он даже был готов по предложению поста регулировки движения судов принять лоцмана на ходу, ни на минуту не стопоря машины.

Волею судьбы именно небольшой лоцманский катер ЛК-90, шедший навстречу «Петру Васеву» для его последующей проводки в порт, первым поднял из воды на борт более 100 пассажиров и членов команды «Адмирала Нахимова»…

Последнего уцелевшего пассажира подняли из воды через 19 часов после крушения лайнера

Увидев накренившийся на правый борт круизный лайнер, капитан лоцманского катера О.Лях сообщил об этом по радио в порт и сказал, что необходимо прислать буксиры и спасательные средства. Он не мог даже предположить, что судно фактически уже идет ко дну, и считал возможным его отбуксировку в порт или на береговое мелководье.

Капитан порта Г. Попов отдал указание всем наличным плавсредствам следовать в район крушения для спасения людей. В спасательной операции ночью участвовали также пограничники и курсанты Высшего морского инженерного училища. С борта «Петра Васева» были спущены шлюпка и мотобот. Утром к операции подключилась авиация.

Уцелевших пассажиров и членов экипажа лайнера «Адмирала Нахимова», а также тела, поднятые из воды, доставляли в город. Часть пострадавших добрались до берега вплавь, преодолев около четырех километров. Последнего пассажира, оставшегося в живых, доставили в порт в шесть часов вечера 1 сентября. Всего были спасены 820 человек. В том числе – капитан лайнера Вадим Марков.

Вскоре после прибытия из Москвы правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы во главе с членом Политбюро КПСС Гейдаром Алиевым и следователя по особо важным делам Генпрокуратуры РСФСР Бориса Уварова, капитаны обоих судов, Вадим Марков и Виктор Ткаченко, были взяты под стражу.

Ход расследования показал, что эта мера пресечения по отношению к капитанам оправдала себя…

«Адмирал Нахимов» самый популярный рэк Черного моря. Дайв-центры Анапы, Новороссийска, Геленджика используют судно для дайв-туризма. До верхней палубы 26 метров, что позволяет даже новичкам посмотреть останки теплохода. Состояние корпуса достаточно хорошее. Судно лежит на грунте с креном градусов 30. Фото www.wreck.ru

Следователю по особо важным делам дали на расследование 15 дней

Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева проинформировали о катастрофе утром 1 сентября. Генсек находился рядом на отдыхе в Краснодарском крае, однако в Новороссийск так и не приехал. В сформированную по его указанию комиссию вошли министры морского флота, транспорта, торговли (очевидно, правительство беспокоила судьба купленного за валюту ячменя, который перевозил «Петр Васев»), заместители председателя КГБ СССР и министра внутренних дел, ответственные работники ЦК – всего 50 человек. Свою представительную группу во главе с секретарем ЦК Компартии Украины Яковом Погребняком прислал и Киев – большинство пассажиров лайнера, а также членов экипажей обоих судов были украинцами.

Следователь по особо важным делам Генпрокуратуры РСФСР Уваров с первого же дня подвергся давлению со стороны высокопоставленных членов комиссии. Учитывая резонанс, который вызвала в стране и за рубежом крупнейшая после «Титаника» катастрофа на море в мирное время, от «важняка» потребовали завершить следствие в течение двух недель. И это не смотря на, что предстояло допросить более 800 уцелевших пассажиров, членов команд двух судов, десятки должностных лиц Черноморского морского пароходства и Новороссийского порта, изучить массу документов, регламентирующих безопасность плавания, провести большое число экспертиз, в том числе по состоянию лайнера, который находился на 47-метровой глубине.

Что хотел скрыть от следствия капитан Виктор Ткаченко

Владимир Марков и Виктор Ткаченко. Фото ИТАР-ТАСС

Уже в начале следствия стало очевидным, что истину придется добывать со дна морского не только в прямом, но и в переносном смысле. Например, при изучении вахтенного журнала «Петра Васева» обнаружилось, что Ткаченко успел до ареста подтереть записи 3-го помощника капитана, который вел на мостике визуальное наблюдение и несколько раз предупреждал капитана об угрозе столкновения. Однако Ткаченко, передоверившись системе автоматизированной прокладки курса, доклад подчиненного к сведению не принял. Изоляция капитанов от экипажей позволила исключить другие попытки сфальсифицировать показания.

Следователю удалось отстоять свою принципиальную позицию: нельзя вгонять расследование в жесткие временные рамки, все обстоятельства гибели круизного лайнера должны быть изучены в полном объеме. Но впереди его ждало новое противостояние с руководителем правительственной комиссии…

Гейдар Алиев еще до суда обещал пострадавшим расстрелять по меньшей мере одного из капитанов

В Новороссийск из восьми союзных республик съехались около 500 родных и близких погибших пассажиров и моряков. Они требовали найти виновных и строго покарать их. Выступая перед людьми, находящимися в стрессовом состоянии, Гейдар Алиев употребил две энергичных фигуры речи: «Сколько человек погибло, столько я и посажу», «Как минимум один из капитанов будет расстрелян»…

Узнав на следующий день об этом выступлении, Уваров, как истый законник, был в душе возмущен заявлениями, сделанными одним из руководителей компартии до суда. Вскоре ему напрямую сказали, что капитаны должны быть обвинены по статье 102-й УК РСФСР (умышленное убийство двух и более лиц), предусматривающей смертную казнь.

Однако Уваров решительно заявил, что говорить о квалификации преступления слишком рано, предстоит рассмотреть все возможные версии случившегося…

Было ли в районе катастрофы неизвестное судно?

Версии выдвигала не только следственная группа, но и народная молва. Одна из версий состояла в том, что оба капитана на момент столкновения были в подпитии. Однако экспертиза установила, что это не так.

Некоторые из версий настолько нелепы, что не могло быть и речи об их оперативной разработке. Например, распространялись слухи, что столкновение судов было организованно с целью устранения генерала КГБ Крикунова, располагавшего якобы компроматом на высших московских и киевских партийных чинов. (К сожалению, генерал и его семья оказались в числе погибших).

Поговаривали о геомагнитной аномалии, внесшей «раздрай» в показания радиолокационных приборов, о нахождении в районе столкновения некоего третьего судна, на которое капитан «Петра Васева» и делал расчеты на безопасное расхождение. Отсюда уже было недалеко до мистики, и она не замедлила появиться.

Имя адмирала Нахимова преследует злой рок

Об этом в связи с катастрофой круизного судна заговорили знатоки истории отечественного флота, по утверждению которых все российские суда и корабли, названные в честь погибшего при обороне Севастополя адмирала, терпели крушение или гибли в сражениях.

Действительно, в 1897 году у берегов Турции затонул пароход «Нахимов», броненосный крейсер «Адмирал Нахимов» потоплен японцами в 1905 году во время Цусимского сражения. А в 1941 году погиб легкий крейсер «Червона Украина», который в 1915 году был спущен на воду под названием «Адмирал Нахимов» и был переименован в 1922 году советскими властями.

Но Уваров, один из лучших российских следователей того времени, никаких таинственных явлений, приведших к гибели «Адмирала Нахимова и многих сотен людей, не усмотрел…

1200 свидетелей на двух обвиняемых

Вместо двух недель следствие длилось несколько месяцев. Было допрошено свыше 1200 человек, изучены сотни документов. Материалы уголовного дела №18/58369 заняли около 60 томов.

Были собраны неопровержимые доказательства нарушений капитанами обеих судов Международных правил предупреждения столкновения судов, Устава службы на судах министерства морского флота, наставлений по организации штурманской службы и правил технической эксплуатации морских судов и некоторых других документов и требований хорошей морской практики, которые в совокупности и привели к катастрофе. В первую очередь это касалось капитана сухогруза «Петр Васев». Однако выявлено немало нарушений и на борту «Адмирала Нахимова».

Доказано, например, что на лайнере в момент столкновения были открыты все 90 иллюминаторов, находящихся на нижних палубах, в которые при крене судна хлынули тысячи тонн воды. Роковую роль сыграли незадраенные клинкетные двери между водонепроницаемыми переборками, что нарушило герметизацию отсеков судна. Если бы все требования устава были соблюдены, то «Адмирал Нахимов» мог бы после столкновения держаться на плаву многие часы.

Зачем подсудимых посадили в пуленепробиваемую «клетку»?

Открытые слушания по делу Вадима Маркова и Виктора Ткаченко начались в Одессе в здании ДК железнодорожников в апреле 1987 года и продолжались более трех недель. Председательствовал в процессе судья Александр Филатов, возглавлявший в то время коллегию по уголовным делам Верховного Суда СССР.

Подсудимых привозили на судебные заседания под усиленным конвоем и размещали за пуленепробиваемой стеклянной перегородкой (интересно отметить, что таким образом было предвосхищено современное оборудование залов судебного заседания). Меры предосторожности принимались в связи с присутствием на процессе многочисленных родственников погибших. Суд признали обоих капитанов виновными в нарушениях правил безопасности движения транспорта (ст. 85 УК РСФСР), повлекших гибель 423 человек, и приговорил каждого к 15 годам лишения свободы. Однако в этом уголовном деле все же был один смертный приговор…

Александр Чудновский сам стал себе судьей

Смертный приговор вынес себе 2-й помощник капитана «Адмирала Нахимова» Александр Чудновский. Именно он управлял судном в момент столкновения (Марков незадолго до этого покинул мостик и по некоторым сведениям находился в каюте-люкс генерала КГБ). Чудновский, понимая, что судно обречено, спустился в свою каюту и закрылся на ключ. Чтобы извлечь его тело, водолазам впоследствии пришлось взламывать дверь.

64 пассажира навсегда остались на лайнере

10 и 19 сентября 1986 года список жертв в Цемесской бухте неожиданно пополнился: погибли два водолаза, работавших по поиску и подъему тел из затопленного лайнера. После этого поисковые работы, в которых участвовали более 50-ти лучших водолазов страны, было решено прекратить. По некоторым данным, 64 пассажира и члена экипажа «Адмирала Нахимова» навсегда остались под водой.

Ткаченко через 11 лет после освобождения нашел свою смерть в океане

В ноябре 1992 года Марков и Ткаченко указами президентов Украины и России (развал СССР застал их в разных колониях) были помилованы. За Маркова ходатайствовала Ассоциация капитанов, а Ткаченко страдал тяжелым психическим расстройством.

Вадим Марков после освобождения вернулся в Одессу, работал в Черноморском пароходстве капитаном-наставником. Из-за преследований со стороны родственников погибших его семье несколько раз приходилось менять место жительства. В 2007 году бывший капитан злополучного судна умер от рака.

Виктор Ткаченко также жил в Одессе, но, не выдержав постоянных угроз по телефону, вместе с семьей эмигрировал в Израиль. В сентябре 2003 года канадский береговой патруль обнаружил вблизи Ньюфаундленда (Канада) разбитую яхту и тела трех человек, в том числе капитана яхты. Это был Виктор Тальор (Ткаченко).

Вместо послесловия

В июле 1986 года специальная комиссия Черноморского пароходства, обследовав состояние «Адмирала Нахимова», пришла к выводам, что 60-летнее судно (оно было построено в Германии) к дальнейшей эксплуатации непригодно. Однако пароходство, несмотря на то, что документы регистра на эксплуатацию не были продлены, все же решило отправить его в августе в круиз, который планировался как последний. По злой иронии судьбы перед сломом лайнера в металлом на нем должен был сниматься художественный фильм «Катастрофа» со спецэффектами.

За настоящую катастрофу никто, кроме капитанов, судебной ответственности не понес…

Автор: Александр Пилипчук, ПРАВО.ру

http://pravo.ru

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий