ЗВЕЗДНЫЕ ЖИЛИЩА. Кто сегодня живет в бывших квартирах советских легенд

Кому сегодня принадлежат в Москве квадратные метры популярнейших персон советской эпохи, выяснила «Комсомольская правда».  Страсти в жизни Владимира Маяковского достигали наивысшего кипения, когда он проживал в двухэтажном доме на Таганке. (Нынешний адрес этого дома — переулок Маяковского, 15/13.) Тогда автор «Облака в штанах» делил жилплощадь с возлюбленной Лилей Брик и ее мужем Осипом.

Сюда, в две комнаты на втором этаже, захаживали известнейшие люди — Борис Пастернак, Сергей Эйзенштейн, Теодор Драйзер. Здесь каждую неделю проходили заседания творческого объединения «Левый фронт искусств». Отсюда же Маяковского с простреленным сердцем везли в последний путь — на кладбище. До 1972 года здесь был музей поэта, затем его перевели на Лубянку.

«В последние годы чего только тут не размещали. Какое-то время этот дом снимало посольство Южной Кореи, а потом прямо в квартире Маяковского развернули офис фирмы, торгующей косметикой», — говорит поклонница поэта Валентина Смирнова. Женщина вот уже несколько лет пытается добиться, чтобы историческое здание использовали с большим почтением. Предлагает сделать здесь Музей русского футуризма.

Внешне дом в очень неплохом состоянии. Дверь закрыта, окна спрятаны за жалюзи. «В здании никого нет, — уверяет охранник. — Уже года два как все офисы съехали. Мы просто… охраняем».

Однако объявления о сдаче здания или его отдельных частей можно отыскать в интернете. «Особняк конца XIX века общей площадью 525 кв. м (памятник архитектуры). Полная реконструкция — 2003 год». По указанному телефону нам сообщили, что «офисы уже сданы в аренду».

Как удалось выяснить журналистам, ныне дом принадлежит частному лицу. «У дома статус памятника федерального значения, — пояснили в Департаменте культурного наследия Москвы. — Наша задача — следить, чтобы владельцы таких домов не нарушали законы. Одно из основных требований — нельзя перестраивать фасад здания. А собственник ничего не нарушает».

Окуджава

Как известно, памятник Булату Окуджаве стоит на Арбате между домами 45 и 47, за бронзовым монументом барда — скамейки и стилизованный проем арки. Только ее оригинал на сотню метров левее.

«Вот та самая арка, «окуджавовская», — показывает нам местная жительница Алла, проводя нас во внутренний дворик. — Арбат, 43. Тут стояла деревянная постройка, и в ней, насколько известно, ютилась семья Окуджавы. А потом им дали комнату здесь же, в коммуналке. Семья Булата Шалвовича проживала вон там, на четвертом этаже».

Будущий поэт и композитор прожил с перерывом в несколько лет в этих стенах до своего 16-летия, потом перебрался к родным в Тбилиси. Но Арбат, 43, считается его главным московским домом.

Окна той самой трехкомнатной квартиры выходят во двор и на Арбат. — В 80-е в комнате, где рос сам Окуджава, размещалась семья обычной медсестры, — рассказывает пенсионер Виктор Николаевич, с азартом ковыряющийся под капотом старенького «Москвича-412». — Моя дочь в школе дружила с дочерью той женщины, не раз бывала в квартире, но там уже, конечно, не было никаких вещей Окуджавы, да и ремонт не раз после того делали.

Как поведала женщина из соседней квартиры, в 90-е коммуналку по документам объединили в одну квартиру. Несколько раз она меняла хозяина. Нынешний владелец приобрел ее года два назад. По словам соседей, он — бизнесмен, но сам тут не живет, а сдает внаем. Сейчас — иностранцам из Европы, которых почти не видно.  Как рассказали риелторы, аренда трехкомнатного жилья в таком доме на Арбате стоит сегодня не меньше 150 тысяч рублей в месяц.

Уланова, Зыкина и «6 кадров»

На лавочке у знаменитой сталинской высотки коротает время пенсионерка Нина Андреевна. Она отлично помнит звездных обитателей этого дома: квартиры в 26-этажке на Котельнической набережной (1/15) с начала 50-х давали популярным деятелям искусства, ученым. Женщина десятки лет работала в этом доме на самых разных должностях — от уборщицы до лифтера.

«В Большом театре восемь раз была, — с гордостью говорит она. — Галина Сергеевна Уланова мне пригласительные давала. Тогда знаменитости совсем другие были. Уланова блистала на сцене, но очень скромно одевалась в жизни».

Нина Андреевна точно знает, кто чью квартиру нынче занимает. «В квартире Людмилы Зыкиной — племянница, у актрисы Марины Ладыниной — ее сын, у актера Жарова — дочь, — говорит Нина Андреевна. — Точно знаю, что в жилище писателя Паустовского тоже его потомки живут. После смерти Клары Лучко в квартире жил ее муж. Но в феврале этого года он тоже умер. А пара была очень красивая».

А вот жилплощади Нонны Мордюковой и Евгения Евтушенко, по словам женщины, уже давно проданы. Кто покупает? «Да вот эти новые русские, конечно, — говорит Нина Андреевна. — Ну и кавказцев здесь стало много».

Риелторы рассказывают, что цены на большинство квартир (однокомнатных здесь практически нет, в основном двушки и трешки) в доме на Котельнической набережной зашкаливают за 1 миллион долларов.

Сейчас в доме живут и «действующие» звезды: Александр Ширвиндт, Дмитрий Нагиев, Валерий Николаев, юморист Ефим Шифрин, певец Вилли Токарев, артист из телешоу «6 кадров» Андрей Кайков.

Мало кто знает, что в бывшем жилище Андрея Миронова теперь заседают депутаты. В одной из квартир по адресу Петровка, 22, будущий актер провел первые 19 лет своей жизни — с 1941 по 1960-й. Затем семья перебралась в другой район. А ныне в этом доме находится Московская городская дума.

«С 20-х годов прошлого века здесь размещался жилищный кооператив «Жиркость», это были коммунальные квартиры, — рассказали в пресс-службе Мосгордумы. — Известно, что у родителей Андрея Миронова была комната на третьем этаже. Он действительно здесь жил. Но в своем тогдашнем виде комната не сохранилась, здание неоднократно перестраивали»

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий