В Минске Лукашенко снял с самолета подстрекателя акций протеста. Запад встал на дыбы

В Минске задержан один из основателей и бывший главный редактор признанного в Беларуси экстремистским Telegram-канала NEXTA Роман Протасевич, сообщает Медуза. Он находился на борту самолета Ryanair, следовавшего по маршруту Афины — Вильнюс. Рейс приземлился в национальном аэропорту Минска после получения сообщения о минировании.

Пассажиров сняли с самолета и направили в аэропорт на повторный досмотр, во время которого Протасевич был задержан. Перед вылетом Протасевич сообщил, что заметил за собой слежку.

Самолет Ryanair совершил посадку после сигнала о заложенной бомбе, а багаж и пассажиры отправлены на повторный досмотр.

В ноябре 2020 года сооснователи Nexta Роман Протасевич и Степан Путило были включены белорусским КГБ в список физических лиц, причастных к террористической деятельности.

Следственный комитет Беларуси предъявил журналистам обвинение в организации массовых беспорядков в Минске и возбуждении социальной вражды к представителям власти и милиции.

Telegram-канал «Пул Первого» передает, что по поручению президента Александра Лукашенко для сопровождения пассажирского самолета в небо был поднят истребитель МиГ-29. В Беларуси Протасевичу может грозить смертная казнь.

2

Инцидент вызвал огромный международный резонанс и гневную реакцию многих западных лидеров, политиков и дипломатов, потребовавших освобождения оппозиционного журналиста и международного расследования случившегося. Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий, в частности, назвал действия белорусских властей актом государственного терроризма.

Глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен призвала наказать виновных в принудительной посадке в Минске самолета авиакомпании Ryanair.

«Возмутительное и незаконное поведение (…) будет иметь последствия. Ответственные (…) должны быть наказаны», — написала председатель Еврокомиссии в «Твиттере».

Правительство Литвы заявило, что намерено добиваться закрытия воздушного пространства Беларуси для международных полетов.

США осудили вынужденную посадку самолета Ryanair в Минске и последующее снятие с борта и арест журналиста Романа Протасевича.

«Мы требуем его немедленного освобождения», — говорится в заявлении госсекретаря Энтони Блинкена.

В нем также отмечается, что «шокирующий акт, совершенный режимом Лукашенко, поставил под угрозу жизни более 120 пассажиров, в том числе граждан США».

«Мы внимательно координируем наш ответ с партнерами, включая ЕС и официальных лиц из Литвы и Греции», — говорится в заявлении Блинкена.

Действия белорусского режима осудили также Ирландия, Германия, страны Балтии, Польша и Чехия. «Мы организуемся с союзниками, — сказал министр иностранных дел Великобритании Доминик Рааб. — Эти нелепые действитя Лукашенко будут иметь серьезные последствия».

«Сложно представить более безрассудный и провокационный акт государственного терроризма,» — пишет о случившемся газета Times.

«Готовность Лукашенко пусть неявно, но пригрозить силой гражданскому самолету, его стремление заставить замолчать Протасевича — это и жутковатая эскалация, и серьезный вызов Западу», — пишет газета.

3

Белорусские государственные СМИ настаивают на версии о том, что пилоты сами попросили посадку в минском аэропорту. Агентство БЕЛТА сообщило, что президент Александр Лукашенко лично приказал военным сопровождать самолет Ryanair.

Белорусский телеканал ОНТ опубликовал фрагменты записей переговоров диспетчеров с экипажем рейса Ryanair. Как следует из первого фрагмента, служба безопасности аэропорта (какого именно, не уточняется), получила письмо на электронную почту с сообщением о взрывном устройстве на борту лайнера, летевшего из Афин в Вильнюс. На второй записи следует, что решение приземлиться экипаж рейса принял самостоятельно, пишет портал Tut.by.

Создана комиссия по расследованию ситуации, «обстоятельства будут обнародованы в ближайшее время», заявили в понедельник в министерстве транспорта Беларуси.

4

Беспрецедентный случай

Хотя сообщения о минировании пассажирских авиалайнеров не редкость, как и подъем в воздух истребителей для сопровождения самолетов в случае подозрения о его захвате, случай с принудительной посадкой рейса Ryanair эксперты называют уникальным.

Российский авиационный эксперт Вадим Лукашевич обращает внимание на то, что рейс FR4978 был вынужден повернуть обратно под угрозой истребителя, когда до Вильнюсского аэропорта оставалось всего 10 минут полета (73 км), а до литовской границы — всего 30 км.

Основываясь на данных Flightradar, эксперт указывает, что пилоты предыдущих рейсов всегда начинали снижение с крейсерского эшелона за 177 километров до Вильнюса, но в этот раз пилоты шли в сторону Литвы без снижения и сброса скорости и повернули назад всего за две минуты до пересечения литовской границы. По мнению Лукашевича, это означает, что летчики фактически уходили от преследовавшего их истребителя.

«Абсолютно уверен, что экипаж пассажирского лайнера развернулся только после получения от белорусского истребителя уведомления, что в случае неповиновения тот откроет огонь до выхода пассажирского самолета из воздушного пространства Беларуси», — написал эксперт на своей странице в «Фейсбуке».

Истребитель МИГ-29 с ракетами воздух-воздух, якобы поднятый на перехват лайнера
Подпись к фото,Канал Nexta опубликовал видеоролик с истребителем МИГ-29 с ракетами воздух-воздух, якобы поднятым на перехват лайнера. Би-би-си не может подтвердить подлинность этого видео

Летчик первого класса, действующий пилот «Аэрофлота» Андрей Литвинов назвал произошедшее с рейсом FR4978 дикостью.

«Если на борту заложена бомба, то решение в каком аэропорту экстренно садиться, принимает пилот самолета исходя из погодных условий, того, подходит ли этот аэропорт для посадки данного типа самолета, а также доступна ли для посадки полоса. Неважно, над какой страной он летит — он выбирает аэропорт исходя из этих и других параметров», — сказал пилот в беседе с корреспондентом Русской службы Би-би-си.

«Еще раз — решение принимает командир, истребители в помощь ему не нужны. Ему также не могут приказать сесть в том или ином аэропорту, это полностью решение командира», — добавил Андрей Литвинов.

Как объясняет Андрей Литвинов, сообщение о бомбе на борту к пилоту поступают либо через диспетчера, с которым связывается ФСБ, либо через телеграмму Центра управления полетами. По его словам, подъем истребителя в воздух означает перехват воздушного судна, и такая мера применяется в исключительных случаях.

«У меня был случай, когда пьяный дебошир на борту сказал, что он террорист. В таких ситуациях пилот сообщает о захвате судна на землю, и тогда истребители направляются к самолету, чтобы предотвратить большую трагедию: например, если террорист заставит пилота направить самолет на жилые объекты. Они нужны, чтобы сбить самолет в воздухе, если ситуация окончательно выйдет из-под контроля и пилот откажется сесть. Меня сопровождали два истребителя на посадку, и это огромный стресс и для пилота и для пассажиров», — рассказал летчик.

Как говорит доцент департамента международного права Высшей школы экономики Глеб Богуш, согласно Чикагской конвенции о международной гражданской авиации, любой перехват воздушного судна и его посадка возможны только при наличии оснований и ни при каких обстоятельствах не должны подвергаться опасности жизнь и здоровье пассажиров.

В случае возникновения угрозы у государства, в чьем воздушном пространстве находится самолет, есть право перехватить его и принудить к посадке. Ничто в принципе не запрещает поднять в воздух истребители для сопровождения такого самолета в целях безопасности, рассуждает эксперт. Однако, добавляет он, версия об угрозе не объясняет, почему диспетчеры направили самолет со значительным отклонением от курса в Минск, а не посадили его в ближайшем аэропорту в Вильнюсе, куда и так направлялся самолет.

«Согласно приложению к конвенции, цель перехвата заключается в том, чтобы идентифицировать самолет, откорректировать маршрут или предупредить реальную угрозу, — рассказал Глеб Богуш в интервью Би-би-си. — Так что, дальнейшие действия после посадки по конвенции были возможны только для предупреждения такой угрозы».

«Безусловно белорусские власти нарушили международное право», — резюмировал эксперт.

5

В чем белорусские власти обвиняют Протасевича?

25-летний Роман Протасевич — ведущий канала в проекте NEXTA (читается как «нехта», что по белорусски означает «кто-то»), который был основан в 2015 году тогда еще школьником и другом Романа Степаном Путило.

После президентских выборов, которые, по официальным данным выиграл Александр Лукашенко, канал Nexta стал главным источником информации о протестах, развернувшихся в стране, а в последнее время — и их координатором.

В августе прошлого года Протасевич рассказывал в интервью Русской службе Би-би-си, что вынужден был бежать в Польшу из-за преследований со стороны белорусских спецслужб. Ранее это сделал и Степан Путило.

«На меня и на Степана заведено от четырех до шести уголовных дел, с суммарным сроком заключения до 25 лет, — рассказывал тогда Протасевич. — Там статьи «разглашение гостайны», «оскорбление президента», «подстрекательство к массовым беспорядкам» и так далее. Сколько реально дел, мы не имеем понятия».

На вопрос о том, не боится ли он, что белорусские спецслужбы доберутся до него в Польше, Протасевич ответил тогда, что он в процессе получения статуса беженца, и депортировать в Беларусь его не смогут. Но он признался, что периодически меняет адреса, номера телефонов и старается не разгуливать по ночам.

В ноябре 2020 года КГБ Беларуси внес Протасевича, вместе с другим создателем Nextа, Степаном Путило, в список террористов.

Кроме этого, белорусский Следственный комитет завел против Путило и Протасевича уголовные дела по статьям об организации массовых беспорядков в Минске и возбуждении социальной вражды к представителям власти и милиции. Эти статьи подразумевают наказание до 15 и 12 лет лишения свободы соответственно.

Телеграм-канал Nexta и его логотип были признаны экстремистскими материалами на территории Беларуси.

Также экстремистским был признан и канал «Беларусь головного мозга», который в настоящее время возглавляет Протасевич.

РАНЕЕ

Команда главного беларусского оппозиционного Telegram-канала NEXTA лишилась главного редактора Романа Протасевича, который основал проект совместно со Степаном Путило. По его словам, они разошлись во взглядах на дальнейшее развитие проекта.

«Ничего экстраординарного — не нашли точек соприкосновения в плане взглядов на дальнейшее развитие проекта. Вот и все», — сказал Протасевич, отвергнув ухудшение отношений с Путило.

«Скажем так, [это связано] с общим направлением движения канала. Мы все продолжаем делать общее дело и расстались в хороших отношениях. Решение было исключительно с моей стороны», — цитирует Протасевича ГОРДОН.

Напомним, ранее Путило назвал свою организацию «посольством Беларуси в изгнании», которое объединяет и координирует протесты, флешмобы. По его словам, организовали его граждане Беларуси, которых существующий режим выгнал из страны после выборов 2010 года, когда Лукашенко уже окончательно стал диктатором.

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.