НЕБОЖИТЕЛИ. Авиапарк нардепов: на чем летают слуги народа

2016 год. Сезон отпусков оказался удачным временем для того, чтобы заглянуть туда, где обычно не ступает нога простых граждан и журналистов – в мир частных самолетов украинских политиков. Аэропорт «Киев» незаслуженно долго обходили вниманием журналисты. Хотя именно сюда на частном самолете за 25 миллионов прилетает лидер депутатской группы «Возрождение» Виталий Хомутынник.

Прилетев из Ниццы, из VIP-терминала не решается выйти к журналистам «народнофронтовец» Андрей Иванчук, который официально «живет на одну зарплату». Здесь охрана агрессивно реагирует на журналистов, как только на аэродроме появляются Сергей и Юлия Левочкины. У кого из народных депутатов есть собственный самолет?

Кто из них регулярно арендует чартеры? Какие депутатские курортные направления были самыми популярными в сезоне «лето-2016»? И как все это может себе позволить депутат, у которого всех официальных доходов едва хватит на один единственный полет на «прайвет джете»? Расследование программы «Схемы», совместного проекта «Радио Свобода» и канала «UA:Первый»

Это столичный Международный аэропорт «Киев» («Жуляны») – главная парковка для частных самолетов. Именно сюда из престижных направлений слетаются олигархи и бизнесмены. А также политики.

Полеты Льовочкиных

28 августа 2016 года. Самолет из Ниццы заходит на посадку. Пока он выруливает по взлетно-посадочной полосе, один микроавтобус с охранниками проезжает мимо съемочной группы «Схем», а второй тем временем становится возле забора VIP-терминала.

Самолет подгоняют прямо под вход в терминал. Но как только пассажиры начинают выходить, охрана атакует съемочную группу. Журналист и оператор показывают удостоверение, однако бодигарды все равно не дают снимать.

Несмотря на нападение охраны, камера фиксирует, кто прилетел с Лазурного побережья на частном джете. Это Юлия Левочкина и Сергей Левочкин, депутаты из «Оппозиционного блока».

Их выход из VIP-терминала пытаются закрыть от посторонних глаз. Но и здесь камеры успевают зафиксировать бывшего главу Администрации президента Виктора Януковича и его сестру.

Через три недели, 18 сентября, этот же самолет идет на посадку. Теперь уже из Вены. Неизвестно, какие дела в этот раз позвали в Австрию бывшего главу Администрации президента Януковича Сергея Левочкина и его сестру. Но известно, что там сейчас находится один из главных партнеров Левочкина – олигарх Дмитрий Фирташ, который застрял в австрийской столице уже на два с половиной года из-за попытки США экстрадировать его в Америку и судить за дачу взяток индийским чиновникам.

Но охрана вновь препятствует съемочной группе «Схем» снимать пассажиров из Вены.

В этот раз самолет паркуют подальше от терминала. А вот и депутат Левочкин с сестрой Юлией.

Когда Левочкины должны выйти из терминала, съемочную группу начинает атаковать уже другой охранник: он бежит за журналистом, закрывая при этом свое лицо.

В конце концов Сергей Левочкин появляется в дверях VIP-терминала, а охранник снова силой пытается помешать зафиксировать этот момент.

Bombardier Challenger 850, которым летали Левочкины, стоит около 40 миллионов долларов. Час аренды такого самолета обойдется около 7 тысяч евро.

Самолет с государственным знаком UR-ICD удалось найти в реестре гражданских воздушных судов Украины. Согласно данным реестра, этот самолет получил регистрационное удостоверение 5 месяцев назад – 6 апреля 2016 года. Владельцем указана офшорная компания с Британских Виргинских островов Eola Assets Limited.

Журналист «Схем» пытался пообщаться с народными депутатами лично. Однако устроить встречу так и не удалось – в Верховной Раде Сергей Левочкин проигнорировал вопрос и ускользнул от съемочной группы парламентскими коридорами.

В декларациях Сергея и Юлии Льовочкиных самолета нет, зато в декларации Сергея Левочкина есть данные об уплате в 2015 году почти двух миллионов гривен на авиационную компанию «Бизнес джет тревел» – это украинский оператор самолета, которым передвигаются Левочкины.

Отвечая на запрос, Сергей Левочкин объяснил, что этим частным самолетом он пользуется, но им не владеет: «На Ваш запрос сообщаю, что имуществом, указанным в Вашем запросе, я не владею. В отношении услуг авиаперевозки сообщаю, что все мои перелеты осуществляются на основании оформленных в соответствии с действующим законодательством соглашений и оплачиваются мной лично, соответствующие расходы отражаются в моих декларациях, которые Вы можете найти на официальном сайте Верховной Рады Украины».

VH – значит Vitaliy Homutynnik?

23 августа 2016 года. На посадку в аэропорт «Киев» заходит частный самолет Gulfstream G280, направляющийся из Харькова. Пока судно с бортовым номером VP-CVH движется к месту парковки, в иллюминаторе появляется лицо мужчины, очень похожего на народного депутата и лидера депутатской группы «Возрождение» Виталия Хомутынника. Тем временем возле терминала его уже ждут машины и охранники. Первым терминал оставляет бывший «бютовец», затем «регионал», а ныне депутат группы «Возрождение» Валерий Писаренко.

Следом за ним идет депутат Хомутынник в компании российского предпринимателя Павла Фукса.

Депутат Хомутынник выходит из аэропортаРадио Свобода

27 августа съемочная группа «Схем» вновь зафиксировала машины, на которых ездит народный депутат Хомутынник, возле VIP-терминала. В этот раз в аэропорт «Киев» самолет прибыл из Ниццы. И снова замечаем его бортовой номер VP-CVH. Последние две буквы идентичны инициалам Виталия Хомутынника.

Из-за большого расстояния к самолету людей, которые выходят из него, сложно разглядеть. На выходе из терминала пассажиров от камер закрывает авто охраны. Нонаготове есть вторая камера, которая с другой точки фиксирует выход народного депутата Хомутынника.

Депутат Хомутынник выходит из аэропортаРадио Свобода

На следующий день этот же самолет с бортовым номером VP-CVH готовится к вылету. К слову, вся процедура от захода в VIP-терминал и до самого взлета занимает в среднем до 10 минут. Никаких толп и очередей на регистрации, контроля безопасности или проверок паспорта.

А вот и народный депутат Хомутынник приезжает на вылет.

Опять камера фиксирует депутата Хомутынника в аэропортуРадио Свобода

От VIP-терминала мгновенно отъезжает микроавтобус и направляется ко все тому же самолету, чтобы высадить пассажиров. А уже через несколько минут самолет поднимается в небо.

Через неделю после этого самолет возвращается в Киев, направляясь с испанского острова развлечений Ибица. Но в этот раз борт садится в аэропорту «Борисполь», а не в «Жулянах». Не медлили и авто, на которых ездит Хомутынник. Забрав пассажира, они оставляют VIP-терминал аэропорта.

Стоит такой Gulfstream G-280, на котором летает молодой депутат, около 25 миллионов долларов.

Интерьер самолета Gulfstream G280Радио Свобода

Однако в декларации депутата Хомутынника самолета нет.

Журналист «Схем» пытался пообщаться с Виталием Хомутынником относительно отснятого самолета. «Какой самолет? Вы видели? Покажите мне. Давайте вместе проедем, посмотрим», – «удивился» депутат, так и не ответив на прямой вопрос «Схем», имеет ли он самолет.

Интересно, что ранее журналисты издания «Новое время» сообщали, что самолет Хомутынника зарегистрирован на офшор с Каймановых островов.

Депутат Тригубенко и бизнесмен Сало – кто кого подвозил?

Радио Свобода

31 июля 2016 года. Gulfstream G200 Galaxy прилетает в Киев из Италии. С самолета к VIP-терминалу микроавтобус привозит сразу несколько семей, среди которых и семья народного депутата от «Блока Петра Порошенко» Сергея Тригубенко. Тут же и семья бизнесмена Игоря Сало.

Издание «Экономическая правда» сообщало, якобы структуры из орбиты Игоря Сало имели интерес в угольном бизнесе на востоке Украины. Другое издание – «Наши Деньги» – публиковало расследования о том, что народный депутат Тригубенко курирует угольную отрасль якобы под присмотром первого заместителя председателя фракции БПП Игоря Кононенко.

Политик и угольный бизнесмен, которые прилетели одним джетом из Италии, похоже, хорошие друзья.

В парламенте в рабочее время депутата не удалось застать, а на письмо с просьбой о комментарии он также не ответил. Согласно декларации за прошлый год, депутат Тригубенко заработал почти 75 тысяч гривен. Члены его семьи – миллион.

«Схемы» нашли украинскую авиакомпанию, которая сдает в аренду именно этот самолет, на котором летал депутат. Средняя стоимость такого перелета составляет около 20 тысяч евро, а это полмиллиона гривен.

Журналист «Схем» позвонил Игорю Сало, чтобы спросить, случайно ли не он оплачивал свой совместный с депутатом полет. «Вы себя слышите, что Вы говорите? Я знаю такого депутата, но при чем тут я и он из Италии? Он – это он, я – это я. Ребята, не чудите!» – ответил он на вопрос и положил трубку.

Бойко и Иоффе: «оппозиционный чартер»

Радио Свобода

22 августа 2016 года. На посадку заходит «прайват-джет» из Харькова. Среди пассажиров этого же Gulfstream G200 Galaxy – народные депутаты от «Оппозиционного блока» Юрий Бойко и Юлий Иоффе. За несколько минут депутаты Бойко и Иоффе оставляют VIP-терминал.

Радио Свобода

Однако на вопрос журналиста о полетах частным самолетом депутат Юрий Бойко недоумевает: «Серьезно? Вы, видимо, с кем-то спутали. Покажете, тогда поговорим».

А на уточняющий вопрос, действительно ли он не летает на чартерах, ответил: «Я такого не сказал».

Радио Свобода

Депутат Юлий Иоффе выбрал другую стратегию ответа на вопрос, заверив, что не помнит ни кто оплачивал этот чартер, ни вообще летел ли ним.

В компании, которая сдает в аренду этот самолет, сообщили, что перелет Харьков – Киев стоит 8,5 тысяч евро.

Разные фракции – один самолет

Радио Свобода

Бойко, Иоффе и Тригубенко далеко не единственные народные избранники, которые используют один и тот же самолет. Так, например, дважды удалось зафиксировать прилет именно на этом чартере народного депутата от «Блока Петра Порошенко» Глеба Загория.

После первого прилета Загорий сел за руль «Мерседеса», которого нет в его декларации.

Радио Свобода

Когда Загорий прилетел во второй раз, то снова сел за руль «Мерседеса», но уже другого. Однако и второй машины не оказалось в его официальной декларации.

Радио Свобода

На вопрос «Схем», летает он частными самолетами, депутат Загорий ответил коротко: «Нет».

Чартер Герег для «решения вопросов»

Самолет, на котором прилетела семья ГерегРадио Свобода

2 сентября 2016 года. В аэропорт в Жулянах садится самолет Gulfstream G550 с испанской Ибицы. Из самолета выходит большая компания. На выходе из VIP-терминала камера фиксирует народного депутата Александра Герегу с женой Галиной – совладельцев сети гипермаркетов «Эпицентр».

Народный депутат Александр Герега в VIP-терминале аэропорта «Киев»Радио Свобода

«Если нет времени и нужно поехать решить вопрос, то, конечно, пользуюсь. Ну а почему нет? Арендую чартер», – объясняет впоследствии Александр Герега в Верховной Раде свое отношение к полетам на частных самолетах. Самолет, на котором прилетели Гереги, зарегистрирован на австрийскую авиакомпанию.

Самолет на двоих: Шуфрич и Медведчук

Самолет Falcon 900 прилетел из Венеции. Это один из самых дорогих частных самолетов. Его стоимость составляет 50 миллионов долларов.

Салон самолета Falcon 900Радио Свобода

Пассажирами самолета оказались депутат от «Оппозиционного блока» Нестор Шуфрич и бывший глава Администрации президента Кучмы и кум президента России Путина Виктор Медведчук. Вот Шуфрич и Медведчук с семьями покидают VIP-терминал.

Шуфрич и Медведчук в аэропорту «Киев»Радио Свобода

Нестор Шуфрич не захотел отвечать на вопрос журналистов о том, кому принадлежит самолет, на котором он прилетел с Медведчуком.

«Если бы я был сам, я бы Вам ответил. А учитывая, что это информация, которая касается и другого лица, думаю, что корректно было бы спросить и его», – отметил он.

«Схемы» зафиксировали и другой прилет Нестора Шуфрича. На этот раз без Медведчука. «Я пользуюсь возможностью иногда сделать соответствующие перелеты на чартерных рейсах, если в этом есть необходимость. Это стоит 1,5-3 тысячи евро за час», – добавил Шуфрич.

Нестор Шуфрич в аэропорту «Киев»Радио Свобода

За время наблюдения съемочная группа программы трижды стала свидетелем прилета в аэропорт «Киев» народного депутата от «Оппозиционного блока» Вадима Новинского. Все три раза депутат-миллионер прилетал на разных самолетах.

Радио Свобода

«Я просто иногда, когда летаю чартерами, заказываю самолеты. У меня нет своего частного самолета, нет», – пояснил он.

Кононенко: «чартеры проплачены с моего счета»

Депутат фракции «Блок Петра Порошенко» Игорь Кононенко в аэропорту «Киев»Радио Свобода

Использует чартеры и близкий соратник президента, народный депутат от фракции «Блок Петра Порошенко» Игорь Кононенко.

А это самолет, на котором он вылетает из Украины. Этим же самолетом из Черногории депутат возвращается в Украину.

Игорь Кононенко выходит из частного самолета. Аэропорт «Киев»Радио Свобода

«Нет, я не пользуюсь частными самолетами. Иногда пользовался чартерами, они проплачены с моего счета», – коротко пояснил он журналисту «Схем».

Андрей Иванчук. Полет за половину годового заработка

4 сентября 2016 года. Этот Gulfstream G200 прилетел из Ниццы. Самолет зарегистрирован на австрийскую авиакомпанию MJet GmbH. Микроавтобус закрывает от камер трап, поэтому сложно понять, кто выходит из самолета. А впоследствии тот самый микроавтобус камера фиксирует уже на подъезде к VIP-терминалу.

Авто принадлежит Василию Николаевичу Палийчуку. Человек с таким же именем и фамилией, согласно информации на сайте «Посіпаки», сформированной на основе официальной информации от парламента, был помощником народного депутата Иванчука в этом и предыдущем созыве Верховной Рады.

Машина сопровождения караулит возле забора терминала. Охранник разглядывает, где стоят телеоператоры. Впоследствии «Мерседес» без пассажира оставляет VIP-терминал. А те самые чемоданы, которые грузили из самолета, остаются стоять в холле терминала. За полчаса авто сопровождения забирает только чемоданы Иванчука. А сам он так и не рискнул выйти перед нашими камерами и, очевидно, проскользнул через другой терминал.

На рынке авиаперевозок несколько компаний предлагают перелет Ницца – Киев на самолете Gulfstream G-200 – в среднем по 20 тысяч евро, это около 600 тысяч гривен. Вместе с тем, согласно декларации за 2015 год, народный депутат Андрей Иванчук заработал 891 тысячу 518 гривен. Следовательно, стоимость аренды самолета превышает половину его официально задекларированного годового дохода.

Андрей Иванчук не ответил ни на один вопрос журналистов «Схем», а прибег к обвинениям: «Кто вам заказывает все эти вещи? Один ваш репортаж я смотрел, абсолютно лживый. Вы не боитесь, что вас привлекут к ответственности?».

Подальше от толпы и очередей

За 5 недель наблюдения «Схемы» обнаружили, что народные депутаты массово пользуются частными самолетами. И многих из них – загорелых, только с элитных курортов – съемочные группы зафиксировали в разгар августа.

Самолеты, которые служат политикам, в основном зарегистрированы на офшорные компании, конечных владельцев которых могут установить разве что правоохранители.

Часть снятых на видео депутатов, согласно официальным декларациям, не могла себе позволить ни купли, ни аренды частных самолетов.

Также официально бедные политики не брезгуют летать на чартерах вместе с бизнесменами.

Но все без исключения народные избранники очень неохотно рассказывают, сколько стоит и откуда оплачивается роскошь частных перелетов – подальше от простых граждан с шумными толпами и очередями.

Михаил Ткач

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.