“COVID-19 — это лишь пролог, начальная подготовка к более крупным испытаниям”

То, что казалось невозможным еще несколько месяцев назад, внезапно стало реальностью. COVID-19 продолжает свое наступление и показывает нам, что многое, во что мы верили, было неправильным. То, что казалось невозможным еще несколько месяцев назад, внезапно стало реальностью. Оказывается, тысячи предприятий, университетов и других организаций могут переключиться на полностью виртуальную работу за несколько дней, а не лет. Мы видели, что общества, разделенные политикой и неравенством, могут быстро объединиться в демонстрации массовой солидарности. А облако загрязнения над Китаем может волшебным образом исчезнуть.

Когда общепринятые истины рухнули одна за другой, открылась дверь для нового смелого мышления. Еще в конце прошлого года мы бы настаивали на том, что на разработку лекарства от ранее неизвестной болезни уйдут годы. Но уже в первые 90 дней после секвенирования коронавируса в январе было начато 200 клинических испытаний 79 потенциальных методов лечения и 49 возможных вакцин. Наше представление о том, что такое человечество и на что оно способно, изменилось в мгновение ока.

Это означает, что сейчас самое время для оспаривания догм — особенно в отношении того, как мы понимаем роль бизнеса в обществе.

50 лет назад Милтон Фридман писал, что “социальная ответственность бизнеса — наращивать прибыль”. Так родилась доктрина приоритета интересов акционеров, которая, несмотря на растущее движение к более сознательному капитализму, продолжает господствовать.

Внезапно даже эта аксиома кажется менее очевидной, чем это было всего несколько месяцев назад. Число компаний, проявляющих в этом кризисе человеколюбие, растет на наших глазах. Они прилагают все усилия, чтобы помимо своих инвесторов поддержать и другие заинтересованные стороны: сотрудников, клиентов, поставщиков и широкую общественность. Предприятиям, столкнувшимся с реальной угрозой для своего существования, например, организациям в сфере путешествий или розничной торговли, такой путь может не подойти. На другом конце спектра, конечно, найдутся оппортунисты, стремящиеся извлечь выгоду из этой трагедии. Но в центре находятся бесчисленные компании — и их намного больше, чем мы могли спрогнозировать, — проявляющие себя с лучшей стороны.

Мы видели, как дома моды переключают свои фабричные линии на производство масок для лица, как производственные компании самых разных направлений переоснащают свои мощности, чтобы восполнить нехватку ИВЛ (лидер отрасли, компания Medtronic, чтобы помочь удовлетворить спрос, даже поделилась своими патентами и разработками с конкурентами). Авиакомпания Singapore Airlines направила обученный оказанию первой помощи персонал в больницы, где не хватало рабочей силы.

Знаменитый отель Taj Mahal Palace Hotel в Мумбае предоставил номера для проживания врачам и медсестрам, чтобы они лишний раз не рисковали и не тратили время на поездки на работу.

В Uber предложили работникам здравоохранения, пожилым людям и другим пострадавшим от вспышки коронавируса 10 млн бесплатных поездок и доставок еды.

Сеть Walmart выплатила денежные премии работникам с почасовой ставкой.

Гигант Unilever предоставил кредиты на сумму €500 млн партнерам и заказчикам в стоимостной цепи.

Директора по управлению персоналом из Accenture, Lincoln Financial Group, ServiceNow и Verizon за 14 рабочих дней спроектировали и создали платформу People + Work Connect, чтобы объединить тех, кто вынужден увольнять или отправлять людей в неоплачиваемый отпуск, с теми, кто срочно ищет сотрудников. Участвуют сотни компаний. Извечные конкуренты Google и Apple объединились для разработки технологии, которая будет предупреждать пользователей смартфонов о возможном контакте с зараженными людьми.

Эта пандемия становится мрачным, но жизненно важным напоминанием о том, что мы, люди, здесь, на этой планете, для того чтобы заботиться друг о друге, и бизнес — это механизм, который позволит это делать в нужных масштабах. Несмотря на все опасности необузданного капитализма, сам капитализм остается самым мощным инструментом, который мы когда-либо изобрели, чтобы направить человеческую изобретательность на удовлетворение потребностей и достижение новых высот. Когда частный сектор переориентируется, чтобы служить большему благу, его охват и возможности станут колоссальными.

Разрушительные силы, которые были вызваны коронавирусом, могут привести к быстрым и потенциально необратимым изменениям в мышлении и социальных нормах. Мы вспомнили про уязвимость и сочувствие, и, возможно, после всех перипетий требования к частному сектору кардинально изменятся — в лучшую сторону. Сегодня нам представился редкий шанс закрепить в общественном сознании более просвещенные понятия о том, каким должен быть правильный бизнес. Процесс изменения ожиданий в отношении корпоративных лидеров уже начался, что проявляется в требованиях работающих миллениалов и в выборе более ответственных потребителей. Теперь он будет лишь ускоряться.

То, как генеральный директор или компания проявили себя в 2020 году, станет новым и мощным критерием, по которому они будут оцениваться впоследствии. Компании, которые не проявляют сочувствия, которые не стремятся служить другим, которые молчат или продолжают заботиться лишь о своих интересах, чьи лидеры отказываются разделить с другими экономические тяготы, рискуют навсегда запятнать свои бренды и репутацию. Сегодня мы все больше говорим о более ответственных и отзывчивых руководителях. Может быть и так (просто представьте), что наше будущее будет определять некий обратный дарвинизм, естественный отбор наоборот: выживут самые добрые и великодушные, а не самые свирепые и самовлюбленные.

Это прекрасная перспектива, и сегодняшние обстоятельства позволили нам осмелиться ее нарисовать. Мы можем быть уверены в одном: COVID-19 не последний подобный катаклизм, который мы увидим. “Черные лебеди” (редкие исторические события) в будущем станут возникать чаще. Будь то грядущий кризис в нашей сломанной продовольственной системе, будущие пандемии или изменение климата — серьезные проблемы впереди. Эти дни — лишь пролог, начальная подготовка к более крупным испытаниям, которые ожидают нас в будущем; когда бизнес-лидеры снова столкнутся с трудностями — лишь вопрос времени. Урок, который нам нужно усвоить, состоит в том, что компании должны быть готовы к будущим кризисам, и лучше подойти к ним с крепким балансом, отзывчивым руководством и искренней готовностью проявить сочувствие. Тех, кому это будет по силам, будут прославлять, поощрять и ценить.

Пол Полман (Paul Polman) — соучредитель IMAGINE и бывший генеральный директор Unilever.

Радж Сисодиа (Raj Sisodia) — преподаватель международного бизнеса в колледже Бэбсона и сопредседатель Conscious Capitalism Inc.

Кип Тинделл (Kip Tindell) — соучредитель и бывший генеральный директор The Container Store и сопредседатель Conscious Capitalism Inc.

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.