Скандал ДНЯ. Антикоррупционный выстрел в ногу Зеленского

Наиболее скептически настроенные к деятельности команды Зеленского снова получили причину для подтверждения своих ожиданий. Конституционный суд Украины (КСУ) в который раз «прошелся» по антикоррупционной инфраструктуре. По сообщению экс-нардепа Сергея Лещенко, на закрытом заседании во вторник, 27 октября, проголосовали за отмену статьи о недостоверном декларировании, незаконном обогащении, а также электронного декларирования и части полномочий Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК).

Проект раздали утром, 27 октября, и сразу же проголосовали. Как заметил Лещенко, такого не было даже при Януковиче. Против выступили лишь четверо судей: Лемак, Первомайский, Колесник и Головатый. В конце концов, такая последовательность судей Конституционного суда Украины вполне понятна, ведь служители Фемиды соответствующего института целенаправленно несколько месяцев подряд идут на поводу у пророссийских сил, которым новые антикоррупционные органы и соответствующие механизмы как кость в горле.

Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд. На самом деле не только представители воли Кремля пытались на протяжении многих лет если не уничтожить, то хотя бы взять под контроль новообразованные Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ), Специализированную антикоррупционную прокуратуру (САП), Государственное бюро расследований (ГБР) либо же спроектировать формирование состава Высшего антикоррупционного суда (ВАКС).

Общеизвестно, что западные партнеры соглашались предоставить безвизовый режим или макрофинансовую помощь только в привязке к реальным реформам, а не мифическим обещаниям. Антикоррупционное направление было одним из приоритетов в Брюсселе и Вашингтоне.

Борьба велась буквально за каждый миллиметр реформы. Сначала за создание НАБУ и САП, продвигая своеобразные нормы в профильный Закон «О Национальном антикоррупционном бюро Украины» и изменения в Закон «О прокуратуре». Со временем, что не должно удивлять, команда Порошенко пыталась протащить на должности руководителей соответствующих органов подконтрольных себе лиц. Если с директором НАБУ Артемом Сытником это не удалось, то с руководителем САП Назаром Холодницким по ряду вопросов, по мнению активистов, вполне возможно было договориться.

О ГБР рассказывать не будем, команда Петра Алексеевича четко поняла свои ошибки во время избрания Сытника и Холодницкого на должности, поэтому шахматную партию по избранию директора ГБР Романа Трубы и двух заместителей — Ольги Варченко и Александра Буряка, разыграли значительно проще. С новообразованным ВАКС так сделать не удалось, ведь внимание западных доноров было колоссальным, а значит, подавляющее большинство судей избирались на принципах доброчестности и профессиональности.

После смены власти в 2019 году казалось, что команда Владимира Зеленского переориентирует отношение высшего политического руководства к функционированию антикоррупционных органов. Прежде всего, наконец, закопали топор войны между НАБУ и САП. Конечно, были и весьма сомнительные кейсы, но глобально противостояние между Сытником и Холодницким перестало быть настолько «кровавым».

Некоторые совместные действия даже вызвали уважение, как-то задержание некоторых должностных лиц при попытке дать взятку размером 6 млн долл. за прекращение производства против экс-министра экологии из правительства Азарова Николая Злочевского. Были и другие случаи, в частности прекращение производства по делу относительно схемы «Роттердам+».

Хотя позже Высший антикоррупционный суд возобновил соответствующее расследование. В целом схема действовала в интересах компании ДТЭК, принадлежащей Ринату Ахметову. Также звучали предположения, что заинтересованным в схеме был экс-президент Петр Порошенко.

Но с начала 2020 года начали происходить процессы, которые сложно объяснить без деталей и действующих лиц. Команду Зеленского покинули сразу несколько человек, балансировавших ситуацию. Речь о руководителе офиса президента Андрее Богдане и генпрокуроре Руслане Рябошапке.

Смена ориентиров сказалась на попытках уничтожить антикоррупционную инфраструктуру. Прежде всего невероятно активизировался Конституционный суд Украины. Почему так? Объяснение весьма банальное. Собрать 226 голосов в Верховной Раде намного сложнее, чем надавить на нужное количество судей КСУ. И, как говорится, понеслось. Среди определяющих событий — рассмотрение акта индивидуального действия о назначении Артема Сытника директором НАБУ.

Мы уже упоминали, что этот процесс не имеет какого-либо юридического значения. Раньше КСУ ни разу не рассматривал акт индивидуального действия на «конституционность». Следующий этап — рассмотрение ряда норм закона о НАБУ на соответствие Основному Закону. Опять же процесс состоялся мгновенно. Хотя нельзя сказать, что конституционные судьи «убивали» весь закон.

Там действительно были проблемные моменты, например право назначения и увольнения директора Бюро президентом Украины. Это следовало устранить. И последний определяющий эпизод — уничтожение статьи 366-1 Уголовного кодекса Украины (о недостоверном декларировании), ограничение полномочий НАПК, ликвидация е-декларирования.

В целом решение КСУ направлено на неприкосновенность судей в прямом и переносном смысле. Но задействован грубый способ — неконституционными признали все положения Закона «О предотвращении коррупции» относительно деятельности НАПК, которые, по мнению Конституционного суда, противоречат принципу судейской независимости. Как отметил известный профессор Николай Хавронюк, по факту этому принципу противоречат все положения, которые могут вызвать «неудобства судьям и судьям КСУ». Иными словами, судьи просто устранили причину своих проблем, чтобы не объяснять ни своих состояний, ни образа жизни.

Также стоит заметить, что отдельные судьи, не поддержавшие уничтожение функционала НАПК и ликвидацию статьи 366-1 УКУ, дали развернутое объяснение. Например, Сергей Головатый в расходящемся мнении отметил, что для подобного решения не было никаких юридических оснований. Наделение НАПК отдельными контрольными функциями и полномочиями в отношении всех субъектов, включая судей системы судоустройства и судьями Конституционного суда Украины, не может рассматриваться как контроль над судебной властью. Определенные законом полномочия НАПК не являются вмешательством в профессиональную деятельность судей, а направлены на достижение легитимной цели — предотвращения коррупции в государстве. По его мнению, это крайне необходимый процесс в демократическом обществе.

В свою очередь НАПК опубликовало официальную позицию: во исполнение решения КСУ от 28 октября доступ к Единому реестру е-деклараций будет закрыт. Поэтому государственные органы и общественность больше не будут иметь открытого круглосуточного доступа к е-декларациям чиновников, а НАПК прекращает их проверку, хранение и обнародование.

Не осталось в стороне и НАБУ, которому согласно статье 216 Уголовного процессуального кодекса подследственны преступления по недостоверному декларированию. Там решение КСУ назвали политическим и дали развернутую статистику по соответствующим производствам. По состоянию на 27 октября в работе находились 110 производств, а детективы исследовали около 180 фактов умышленного внесения чиновниками недостоверных сведений в е-декларации. При этом семи лицам, среди которых три экс-нардепа, сообщено о подозрении. 34 дела были направлены в суд, а по 13 лицам уже есть решение суда (шесть приговоров, в отношении семи лиц дела закрыты по нереабилитирующим основаниям). Но из-за скандального решения КСУ все эти дела должны быть закрыты, и чиновники, уличенные в злоупотреблениях, избегут ответственности.

Финальным аккордом, которым можно завершать эту трагическую мелодию разрушения антикоррупционной инфраструктуры, стала информация от журналистов-расследователей из программы «Схемы».

По их информации, глава КСУ Александр Тупицкий в 2018 году приобрел земельный участок в поселке Кореиз в оккупированном Крыму, оформив договор купли-продажи по российскому законодательству. При этом «забыл» внести эту информацию в Единый реестр е-деклараций. А теперь еще раз — председатель КСУ сначала покупает землю на оккупированной территории, не декларирует ее и впоследствии принимает участие в уничтожении функционала органа, администрирующего Единый реестр е-деклараций, возглавляет процесс ликвидации указанного реестра и поддерживает неконституционность статьи Уголовного кодекса, по которой и должен отвечать перед законом. Казалось бы, за почти 30 лет независимости украинцы видели все. Но этот случай вполне тянет на девятый круг ада Данте, куда попадали в том числе предатели родины.

Однако надо смотреть шире, ведь понятно: ЗеКоманда хочет перекроить антикоррупционную структуру под себя. ГБР находится под контролем Банковой из-за контроля за Бюро со стороны генпрокурора Венедиктовой, которая до того возглавляла ГБР. Сама Ирина Валентиновна ориентируется исключительно на офис президента.

САП вскоре получит нового руководителя, а учитывая метод формирования конкурсной комиссии, это лицо, скорее всего, будет ориентироваться на волю Банковой. На НАБУ снова направлена серия атак. Поэтому сейчас надо было лишь ограничить НАПК, «убить» е-декларирование и незаконное обогащение. Конечно, президент Украины Владимир Зеленский вышел с официальным обращением, что он готов выступить субъектом законодательной инициативы по возвращению е-декларирования.

Но юристы четко понимают, что все нынешние кейсы о нарушениях с е-декларированием, которые согласно статье 216 УКУ подследственны НАБУ, полетят под хвост «кварталовскому» коту. Это же отметили и в НАБУ. Другими словами, только по новым злоупотреблениям с е-декларированием можно будет привлекать к уголовной ответственности. Конечно, если будут внесены очередные изменения в Закон «О предотвращении коррупции» в этой части.

Министр юстиции Денис Малюська уже заявил, что будет разработан соответствующий законопроект, где судей выведут из-под юрисдикции НАПК и создадут для них новый механизм контроля. При этом он отметил, что ожидать повторного введения уголовной ответственности за недостоверное декларирование не стоит.

Вся эта история напоминает дешевый провинциальный цирк. ЗеКоманда пытается заниматься юридической эквилибристикой, жонглировать антикоррупционными нормами, выводит на арену политического цирка разных клоунов, которые демонстрируют якобы смешные трюки. Но как отечественные эксперты, так и западные партнеры понимают, что это чистая афера, замыливание глаз и просто политико-правовое мошенничество.

Такое поведение может привести к очередному падению рейтинга «Слуги народа» (смотри результаты местных выборов), потере доверия западных партнеров и отсутствию макрофинансовой помощи от МВФ, Евросоюза и Всемирного банка. Однако, как видим, на Банковой не очень переживают о стратегическом плане, ведь в шоу-бизнесе привыкли мыслить лишь тактическими шагами на краткосрочную перспективу.

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.