Суд не пустил Коболева не на море

НАК “Нафтогаз Украины” терпит одно из крупнейших фиаско за последние несколько лет. 17 июня Окружной административный суд Киева отказал признать за ее “дочкой” ПАО “Укргаздобыча” права на обладание специальным разрешением на пользование недрами Змеиной нефтегазовой площади. Этот участок занимает 950 кв км шельфа Черного моря и должен был стать первым морским проектом “Нафтогаза” с момента потери контроля над “Черноморнафтогазом”, украденным Россией в ходе оккупации полуострова Крым.

Претендовать на разработку Змеиной площади “Укргаздобыча” начала спустя три года после той аннексии — в феврале 2017 г. Тогда госкомпания впервые подала соответствующую заявку в Государственную службу геологии и недр. В этом обращении говорилось о том, что ПАО рассчитывает получить спецразрешение на Змеиный участок сроком на 30 лет. При этом каких-то конкретных цифр плановой добычи углеводородов “Укргаздобыча” указывать в своем обращении не спешила, но это логично: Змеиная площадь никогда не разрабатывалась, поэтому все что могли пообещать в “Нафтогазе” на стартовой стадии — это пробурить несколько разведочных скважин.

Для так называемых проектов “greenfield”, к которым относится и Змеиная нефтегазовая площадь, заявка “Укргаздобычи” была вполне адекватной. Но в геологическом ведомстве так не считали. Весной того же, 2017-го, года Госгеонедра ответили ПАО официальным отказом. Это решение перенесло дебаты сторон в зал судебных заседаний, где, пытаясь добиться своего, юристы “Укргаздобычи” стали делать упор на детали.

Так, в компании обратили внимание на то что упомянутый отказ в выдаче лицензии она получила от Геонедр на три недели позже отведенного для этого двухмесячного срока. При этом сам это ответ был оформлен письмом, а не приказом, как того требует “Порядок выдачи специальных разрешений на пользование недрами”, утвержденный постановлением Кабмина №615 от 30 мая 2011 г.

Всю эту аргументацию в “Укргаздобыче” изложили еще осенью 2017 г., когда компания подала соответствующий иск в Окружной админсуд Киева. Но к производству это дело было принято только спустя два года — летом 2019 г. Почему так долго? Отчасти из-за политики: в тот момент Кабмин возглавлял Владимир Гройсман, у которого не сложились отношения с главой “Нафтогаза” Андреем Коболевым, и как следствие многие проекты компании пробуксовывали.

Во-вторых, тогда была неразбериха вокруг судьи, в руки которого должно было попасть дело. Так, изначально планировалось, что в этой роли выступит Евгений Аблов, который в свое время вынес скандальное решение о законности процедуры торгов “рюкзаками Авакова”. Но впоследствии Аблов был временно отстранен от осуществления правосудия. Из-за этого дело “Укргаздобычи” было передано на повторное автоматизированное распределение, и только к июню 2019-го у него появился новый судья — Валерий Кузьменко.

Но решающее значение в скорости течения спора вокруг Змеиной нефтегазовой площади имел третий фактор. В 2018 г. Кабмином было принято решение передать черноморский шельф для углеводородной разработки единым лотом. В этой роли выступил известный участок “Дельфин” общей площадью 9,5 тыс кв км, в состав которого вошла группа более мелких лицензионных территорий, включая и Змеиную нефтегазовую площадь.

“Нафтогаз” оказался в числе тех, кто стал претендовать на “Дельфин”, поэтому судебная борьба за Змеиный участок была им заброшена. Но для компании Андрея Коболева все оказалось не так просто. Летом прошлого года победителем конкурса на “Дельфин” стала компания Trident Black Sea экс-депутата Госдумы РФ Ильи Пономарева. Чуть позже результаты этого конкурса были отменены, а повторные торги стали затягиваться.

В итоге все пришло к тому, что сейчас в готовность государства найти разработчика проекта “Дельфин” никто не верит. Никто, включая и сам “Нафтогаз”. “Мы уверены, что конкурс невозможно будет провести”, — заявил на прошлой неделе Коболев, отвечая на вопрос журналиста о судьбе черноморского шельфа. Тут же глава “Нафтогаза” сообщил, что возглавляемая им компания предлагает правительству использовать НАК в качестве структуры, которая способна провести геологическое исследование участка, и уже после этого “вернуться к конкурсу”. Но в тени этого предложения свою работу начала делать “Укргаздобыча”: недавно упомянутое судебное противостояние с Госгеонедрами за Змеиную площадь было актуализировано.

Сейчас оказалось, что эта активность сработала против команды Коболева. В указанном выше решении Окружного админсуда Киева от 17 июня говорится о том, что Госгеонедра имели все основания не выдавать истцу спецразрешение на пользование недрами.

Во-первых, потому что “Укргаздобыча” хотела получить лицензию на внеконкурсных условиях. (Компания основывалась на пункте 8 “Порядка выдачи спецразрешений”, в котором прописано правило распределения лицензий без проведения аукциона “в случае если 100% акций Общества принадлежит государству”. “Дочка” “Нафтогаза” такому критерию соответствует, но сейчас вышеуказанный пункт 8 уже не действует.)

Во-вторых, по существующим правилам, перед тем как получать спецразрешение, лицензиат должен получить добро от местного органа власти. В данном случае — от Одесского областного совета. Но по данным “Олигарха”, он отказал “Укргаздобыче” еще на стартовых позициях борьбы за этот участок.

В сумме эти аргументы и привели к тому, что команда Коболева проиграла. И если к такому же мнению придет апелляционный суд, то впору говорить не столько о том, что “Нафтогаз” проиграл борьбу за Змеиный участок, сколько потерял возможность зацепиться за весь “Дельфин”.

Владимир КОМАРОВ https://oligarh.media/

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.