Целебная сила молитвы. Два столетия ученые пытаются определить эффект молитвы

Об этом пишет немецкое издание Die Zeit. — (…) Первую попытку предпринял в XIX веке британский исследователь Фрэнсис Гальтон, троюродный брат Чарльза Дарвина. С помощью статистики он хотел выяснить: благоприятно ли сказываются на британском короле молитвы общества о его здравии? Для этого он проанализировал данные о жизни всех мужчин королевского дома с 1758 по 1843 год и пришел к выводу: члены королевской семьи жили не дольше, а меньше простых смертных.

Гальтон также установил, что церкви так же часто разрушались пожарами, молнией, землетрясениями и лавинами, как и обычные здания. И, наконец, неутомимый исследователь сравнил биографию ведущих представителей церкви, например, Мартина Лютера, с биографией других важных личностей своего времени и выяснил: благочестивые деятели скорее жили меньше, чем другие известные люди, и часто имели никудышное здоровье. (…) Для исследователя это стало свидетельством того, что молитвы не приносят ожидаемого эффекта».

Неудивительно, что его эссе о «статистическом исследовании эффективности молитв» вызвало в 1872 году всеобщее возмущение. Однако психологи и медики до сих пор пытаются определить силу молитвы.

«К сожалению, различные исследования дают очень разные результаты. Иногда они, кажется, доказывают положительное воздействие молитвы — например, молитвы за тяжелобольного человека. Но иногда ученые приходят и к противоположному результату. Состояние некоторых пациентов даже ухудшается, когда за них молятся — странный эффект, который исследователи среди прочего объясняют тем, что больные беспокоятся: «Неужели я настолько болен, что за меня уже нужно молиться?».

Тем не менее, пишет издание, молитвы как минимум являются психологическим фактором, который может играть важную роль во время болезни или в процессе выздоровления.

«Например, это было доказано в исследовании, проведенном несколько лет назад экспертом по психологии религии Себастьяном Муркеном, который сегодня преподает в Марбурге. В реабилитационной клинике для онкобольных он изучал роль религиозности в борьбе с раком груди. (…) Исследование показало, что религиозность действительно может помочь — но только при определенных условиях».

«Согласно исследованию Муркена, опору в религии находили для себя прежде всего глубоко верующие пациенты с положительным образом Бога. Их предположение о том, что » что Бог ни делает, все к лучшему», позволяло им найти смысл в их болезни и относиться к ней конструктивно. Те же, кто имел в душе образ карающего Бога, чаще страдали от тревожных и депрессивных состояний; упреками, основанными на религии, эти пациенты подвергали себя дополнительному давлению. Нерешительные представители «средней» религиозности в основном терзались сомнениями. Таким образом, в зависимости от взглядов, вера может иметь различный эффект — вывод, который Муркен сформулировал следующим образом: «Религия помогает прежде всего тем, кто сильно верит в то, что она им поможет».

«Концентрируясь на положительных образах и представлениях (будь то «Бог», «Аллах» или «Будда»), верующие внутренне настраиваются на ожидаемый положительный эффект — и таким образом ему и способствуют. Этот принцип медики описывают как «целебную силу ожидания» или эффект плацебо». (…) Согласно некоторым серьезным исследованиям, с помощью препаратов плацебо можно добиться до 50% эффекта настоящего медикамента», — отмечает издание.

«Что при этом происходит в организме, описал исследователь плацебо Манфред Шедловски: «Сильное чувство ожидания меняет химические процессы в мозге, выделяются нейтротрансмиттеры, и эти изменения по нервной системе передаются организму, где они часто запускают желаемый эффект».

«Подтверждения такой интерпретации можно найти даже в Библии, — пишет издание. — Каких бы больных ни исцелял Иисус, будь то «кровоточивая женщина» (Евангелие от Луки, гл.8, ст.48) или слепой (Евангелие от Луки, гл. 18, ст.42), он говорит: «Вера твоя спасла тебя» (а не «Бог спас тебя», как можно было бы предположить)».

«Как известно теологам (и медикам), эффект ожидания можно усилить соответствующими условиями: особенно полезным является наличие человека, являющегося авторитетом и вызывающего доверие (священник или врач), который советует соответствующее лечебное средство. Важное значение имеет и регулярное повторение положительно воспринимаемого действия (молитва или прием медикамента). И не в последнюю очередь пользу несет и то, что пациент (или верующий) ощущает себя вовлеченным в важный ритуал, который включает и его окружение и дает смысл собственной жизни».

«Впрочем, ни эффект плацебо, ни эффект религии невозможно точно предсказать, — пишет издание в заключение. — (…) Можно лишь попытаться создать лучшие для этого условия и быть внутренне открытым для того, чтобы повысить вероятность желанного эффекта. В то же время стоит внутренне избавиться от идеи, что ты можешь все держать под контролем. Всеведением — об этом говорят нам все религии — человек не наделен».

Источник: Die Zeit

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.