ЖКХ — Живи Как ХОЧЕШЬ

Для большинства наших граждан наиболее значимой среди социально-экономических и житейских проблем являются, как показывают не только социологические исследования, непомерно высокие жилищно-коммунальные платежи (ЖКП). Как изменилась ситуация с 2014 г., когда начался их стремительный рост, и как обстоят дела в этой сфере на сегодняшний день, — предмет этой статьи.

Целостную картину величины и структуры жилищно-коммунальных платежей, их зависимости от обустройства жилищ, мест проживания, времени года, основных групп населения можно получить из взаимодополняющих друг друга данных трех департаментов Госстата — статистики цен, социальной статистики и обследований домохозяйств.

Полное информационно-статистическое обеспечение по всем без исключения шести видам ЖКП (в т.ч. в территориальном разрезе: от страны и регионов до городских, районных и местных властей) — это необходимое условие для проведения обоснованной государственной политики в этой области. Но уже более десяти лет под надуманным предлогом коммерческой тайны, защищающей интересы олигархических монополий, не публикуются данные по электроэнергии, а ныне подобная ситуация складывается и по 16 фирташевским облгазам. Это несложно устранить, внеся небольшие уточнения в Закон Украины 1992 г. “Об информации”. Подробнее об этом — в заключительной части текста, а пока остановимся непосредственно на статистических показателях. По понятным причинам, они относятся к территории Украины без учета временно аннексированных АР Крым и г. Севастополя, а также оккупированных частей Донецкой и Луганской областей.

Жилищные цены и тарифы

В этой части остановимся на двух основных аспектах — уже упомянутом стремительном росте расходов населения (а отсюда и индексов) на жилье и коммунальные услуги, а также на несоответствии индексных весов реальным платежам.

Начиная с 2014 г. увеличение суммарных тарифов по жилью и коммунальным услугам без малого вдвое опережает рост общего индекса потребительских цен (ИПЦ), особенно по природному газу (несмотря на снижение цен на него с мая этого года) и отоплению. Это наглядно видно из данных табл. 1. А с начала 2020-го следует ожидать нового повышения тарифов, включая природный газ, централизованное отопление, горячую воду, а в Киеве и ряде других городов — и холодную воду и водоотвод.

 

жилищно-коммунальные платежи Таб_1

Расчеты ИПЦ базируются на международной классификации индивидуального потребления по целям (КИПЦ), состоящей из 12 разделов. Коммунальные и другие связанные с жильем платежи включены в раздел 04 —”Жилье, вода, электроэнергия, газ и другие виды топлива” (далее — “Жилье…”).

Отметим, что в нашем продуктовом наборе (а значит, и в ИПЦ) нет такого компонента, как вывоз бытовых отходов, затронувшего более 6 млн из 14,9 млн домохозяйств страны. До недавнего времени платежи по ним касались в основном жителей небольших городов и сельской местности. А в больших городах они преимущественно включались в платежи за содержание домов и придомовых территорий. Но сейчас в Киеве эта составляющая выделена в платежке отдельной строкой.

Поскольку продуктовый набор составляется на пять лет и был принят в 2016 г., то вывоз бытовых отходов не будет учитываться в ИПЦ до 2021 г.

Непонятно также, почему индексы по сжиженному (баллонному) газу оказываются в 4,2 раза меньше, чем по природному, хотя и там, и там газ на 98% состоит из метана.

В 2013 г. на долю раздела 04 “Жилье…” приходилось 11,448% весов. Казалось бы, если ИПЦ по этому разделу за 2014-й — ноябрь 2019 г. в 1,88 раза превышает общий показатель, то и веса этого раздела в общей весовой структуре должны увеличиться. Это вполне логично. Но в 2016 г. принцип расчета весов был кардинальным образом изменен. И в 2017-м веса этого раздела, используемые для расчетов ИПЦ в 2019 г., оказались уменьшенными в 2,35 раза (до 4,874%), в том числе по содержанию домов и придомовых территорий (бывшая квартплата) — в 6,3 раза, по отоплению — в 2,3, по природному газу и электроэнергии — в 1,8 раза. Обоснованных объяснений этих изменений не предоставили.

С весами, которые должны отражать долю расходов домохозяйств в денежных потребительских расходах, очевидны явные несоответствия. Получается, что расходы на покупку подсолнечного и оливкового растительных масел (1,667%) у нас в 1,4 раза превышают расходы на оплату природного газа (0,997%). Но согласно торговой статистике в 2017 г. было продано растительных масел на 3,054 млрд грн, а уплачено населением за природный газ — 33,171 млрд, или в 10,9 раза больше. Вес сахара — 1,374%, а центрального отопления и горячей воды — 0,997%. Сахара было продано на 2,785 млрд грн, а за отопление и горячую воду население заплатило 23,932 млрд, или в 8,6 раза большеЯиц (вес 1,077%) продано на 3,975 млрд грн, а оплата населением электроэнергии (вес 0,870%) — 29,443 млрд, илив 7,4 раза больше.

Такие масштабные несоответствия недопустимы. Снижение весов этого раздела, при том что индексы по нему намного выше общего ИПЦ, ведут к занижению последнего. В этом году примерно на 0,2 п.п., а по базовому ИПЦ — на 0,3 п.п.

Новости о повышении тарифов не радуют. В декабре следует ожидать увеличения цены на природный газ на 13%, что вернет ее к июньским значениям. А 16 ноября с.г. в СМИ сообщалось, что накануне правительство отменило решение Кабмина Гройсмана (№560 от 26.06.2019) о регулировании предельных цен на отопление и горячую воду, признав этот механизм нерыночным. Это нововведение может поднять цены на эти услуги до 25%. А еще в правительстве решили, что со следующего отопительного сезона 2020—2021 гг. порог для получения субсидий будет поднят с нынешних 15% до 20. Это неизбежно приведет к существенному сокращению числа их получателей. Водоканалы, в том числе “Киевводоканал”, поднимают вопрос о повышении тарифов на холодную воду и водоотвод. Вроде бы только по электроэнергии (тарифы на которую не повышались два года) необходимость увеличения стоимости киловатт-часа не на первом плане. Но, по сообщениям СМИ, у Рината Ахметова считают оправданным рост тарифов для населения на 90%! Чувствуется, что это предложение от всего сердца.

Социалка

Социальная статистика формирует основной массив трех блоков ежемесячных данных. Первый — по начислению и оплате жилищно-коммунальных платежей, второй — по субсидиям на оплату жилищно-коммунальных услуг и третий — по перечислению наличными денег за отопление домохозяйствам, не имеющим централизованного отопления, горячей воды и сетевого природного газа.

Важное преимущество социальной статистики в том, что она базируется на охвате всех пользователей, а не на выборке, как в обследованиях домохозяйств. Данные формируются по заключенным с потребителями договорам и публикуются в очень короткие сроки: по субсидиям — на 20-й день, а по оплате жилищно-коммунальных услуг — на 30-й день месяца, следующего за отчетным. Все данные приводятся по Украине и регионам с выделением городской и сельской местности. По ЖКП их общая величина во многом предопределяется количеством квартир и уровнем их обустройства.

В Украине на начало 2019 г. было 17,1 млн квартир, в том числе 11,0 млн в городах и 6,1 млн — в селах. Их средняя общая площадь по сравнению с западными странами и особенно с США и Канадой очень невелика — 57,0 кв. м. В селах — 62,9 кв. м, и она больше, чем в городах, — 53,7 (в Киеве — 57,3). А жилая площадь примерно на треть меньше общей: 35,9 кв. м по Украине (в селах — 41,0, в городах — 33,0 и Киеве — 33,4). Напомним, что это средний метраж, в то время как под Киевом есть жилье площадью и 1600 кв. м, а сейчас, судя по впечатляющим фото в СМИ, заканчивается строительство “квартиры” на 12 тыс. кв. м одного из переселенцев из ОРДЛО.

Уровень обустройства жилья в городах, особенно крупных, намного выше, чем в небольших городках и поселках городского типа, не говоря уж о жилье в сельской местности (см. табл. 2). В больших городах квартиры не отапливают печками, используя дрова или уголь. В селах нет центрального отопления, а в двух третьих сельских жилищ нет даже водопровода. Для отопления малоэтажных и индивидуальных домов используется природный газ, а если его нет, то покупной сжиженный (баллонный) газ, каменный уголь или дрова.

жилищно-коммунальные платежи Таб_2

Электроэнергия потребляется всеми жителями Украины, независимо от того, где они живут — в больших городах или сельской местности, то есть она есть в 100,0% домохозяйств. Поэтому по умолчанию показатели по ней не приводятся.

Как следствие более высокого обустройства средний размер платежей за жилищно-коммунальные услуги в городах, особенно больших, значительно выше, чем в сельской местности.

Начисленные по всем домохозяйствам Украины ЖК-платежи увеличились с 39,5 млрд грн в 2014 г. до 110,2 млрд в 2018-м, или в 2,8 раза (106,3 млрд за январь—октябрь 2019 г.). Рост почти полностью за счет повышения тарифов. Намного меньше — за счет увеличения доли городского населения (с 69,0% до 69,4%) с более высоким обустройством жилья.

Существуют довольно большие отличия между начисленными и уплаченными населением платежами за ЖКУ. Они проявляются как на протяжении года, так и суммарно за ряд лет. В отопительный сезон из года в год оплата намного ниже начисленной. Так, если в октябре 2018 г. она составляла 77%, то в ноябре — всего 47%, в декабре — 58, а в январе 2019-го — 72%. В апреле с.г. оплата превышала начисления уже в 1,6 раза, в мае — в 2,1, июне — в 1,4 и в июле — в 1,5 раза.

А за весь 2018 г. при 110,2 млрд грн начисленных платежей было оплачено 88,8 млрд, те. только 81%. Неуплаченная задолженность из года в год увеличивается как в абсолютных, так и в относительных показателях. К концу декабря 2018-го она составляла 50,1 млрд грн, или 46,1% от начисленных за год платежей, увеличившись с 14,7 млрд в конце 2014-го (2015-й — 8,8 млрд, 2016-й — 20,2 млрд, 2017-й — 28,8 млрд грн). Основная часть неуплат приходится на платежи по природному газу (в конце 2018 г. — 52%) и централизованному отоплению и горячей воде (33%).

Вряд ли оправдано, что в ежемесячных экспресс-выпусках по отдельным видам ЖКУ по регионам приводятся лишь данные о задолженности, а нет данных о начисленных и оплаченных платежах.

Департамент ежемесячно приводит средние начисления в гривнях суммарно по всем ЖКУ на одного владельца лицевого счета. Это очень понятный для всех и удачный расчетный показатель, иллюстрирующий, в частности, как изменяются платежи в отапливаемые и неотапливаемые месяцы. Так, в январе и феврале 2019 г. они составляли 2693 и 2661 грн, а в июне и июле — 660 и 653 грн. Разница более чем в четыре раза (4,08).

Второй блок данных этого департамента относится к субсидиям на оплату жилищно-коммунальных услуг (см. табл. 3), которые, как известно, получают домохозяйства, у которых расходы на оплату ЖКУ превышают 15% совокупных доходов (но при некоторых обстоятельствах и при 10%).

 

жилищно-коммунальные платежи Таб_3

 Необходимо дать дополнительные разъяснения по количеству домохозяйств, получающих эти субсидии. Они в некоторой степени завышены и включают “повторный счет”. Субсидии назначаются на полгода, и одна и та же семья в течение года может дважды оказаться в их числе.

Средние размеры назначенных субсидий не слишком велики. В октябре этого года они равнялись 492 грн со значительными различиями (в 3,3 раза) по регионам — от 202 грн в Житомирской области до 672 грн в Киеве.

Основные данные по субсидиям, которые выплачиваются еще с 1995 г. наличными, приведены во второй части табл. 3. В последние годы их получают 600—800 тыс. домохозяйств, проживающих преимущественно в сельской местности. Они назначаются один раз в год, если жилые помещения не обеспечиваются электро-, тепло- или газоснабжением для отопления. Годовые суммы выплат по ним в последние два года — порядка 2 млрд грн, что примерно в 15 раз меньше величины субсидий на оплату ЖКУ. В 2018-м их средние размеры составляли 3049 грн в год, или 254 грн в месяц.

Таким образом суммарные госрасходы на программу жилищных субсидий в 2018 г., состоящих из трех основных частей (на оплату ЖКУ — 62,2 млрд грн, сумм наличными на приобретение топлива — 2,2 млрд, еще невыплаченной бюджетной задолженности по ЖК-субсидиям — 6,9 млрд), составляют 71,3 млрд грн.

Обследования домохозяйств

В Украине выборочно обследуются более 8 тыс. домохозяйств. Это позволяет с достаточно высокой точностью получить развернутую картину структуры их доходов и расходов. Обследования базируются на международных стандартах и классификациях, в частности на уже упомянутой выше КИПЦ. В том числе выделяется раздел 04 “Жилье…”, дополнительно разбитый на 16 подразделов, 13 из которых непосредственно относятся к ЖК-платежам. Результаты обследований приводятся в квартальных бюллетенях и годовых публикациях “Витрати и ресурси домогосподарств України”.

Эти обследования позволяют получить важнейшие данные о том, какая часть расходов домохозяйств идет на оплату жилищно-коммунальных услуг и какова в них доля субсидий (см. табл. 4). Социальная статистика не дает этой информации, а она необходима для формирования государственной политики по этой острой социально-экономической проблеме. И эти инициативные дополнения нужно поставить в заслугу департамента.

жилищно-коммунальные платежи Таб_4

 Здесь следует добавить, что в обследованиях домохозяйств используются показатели заработной платы без налогов (19,5%). А полученные в выборочных обследованиях данные распространяются на все домохозяйства. Одно отобранное домохозяйство представляет 1235, а участвующие в обследовании — 1650 домохозяйств.

Наши домохозяйства вынуждены платить приличные суммы за весьма скромные средние размеры жилья на человека (2019 г.): 24,9 кв. м общей площади и 16,6 кв. м жилой. А в Киеве еще меньше — 20,8 и 13,0 кв. м. Если взять прежние советские нормы постановки на квартучет (13,5 кв.см жилплощади), то выходит, что 35,6% граждан ныне живут в перенаселенных квартирах. А если сравнить со странами Евросоюза, то более половины (50,2%) населения по методике Евростата проживает в перенаселенных квартирах.

Примечательно, что даже при таких незавидных показателях своими жилищными условиями вполне удовлетворены более половины домохозяйств — 52,9% (в Киеве — 62,1%), очень удовлетворены — 2,1%. Удовлетворены, но не вполне — 30,4% (в Киеве — 24,1%), а неудовлетворены и очень неудовлетворены — 11,7 и 2,9% соответственно.

Следует обратить внимание, что в обследованиях ЖК-платежи приводятся в двух вариантах: как по отношению ко всем домохозяйствам, так и применительно к той части, которая сообщает о пользовании ими. Около 1,5—2% домохозяйств по разным причинам не сообщают, что в обследуемом квартале у них были ЖК-платежи (строка 5 табл. 4). Поэтому платежи у сообщивших о них выходят немного большими, чем по всем домохозяйствам.

Доля ЖК-расходов домохозяйств в их потребительских расходах выросла с 2014-го по 2016—2018 гг. без малого вдвое — с 8,8 до 15—17%. Причем в зимние месяцы она увеличивается в 2,5 раза по сравнению с летними за счет расходов на отопление.

Но основное различие касается домохозяйств, которые пользуются субсидиями. В 2014 г. ими воспользовались 21,0% семей. К 2017 г. их начислили уже более половине домохозяйств (52,2%). В 2018 г. доля домохозяйств, получающих субсидии, несколько уменьшилась (до 48,1%). А в гривнях с 2014-го по 2018 г. субсидии увеличились в 6,3 раза, с 91 до 572 грн в месяц (строка 8 табл. 4).

К ним следует добавить еще выплаты субсидий и льгот наличными по 249 грн в месяц. Ими пользуются лишь 2,9% домохозяйств, проживающих в основном в сельской местности, для приобретения каменного угля, дров и сжиженного газа для отопления жилых помещений, которых не обеспечены электро-, тепло- или газоснабжением.

Если исходить из ориентации на 15% расходов на жилье в общих доходах домохозяйств, то в 2018 г. они были большими в четырех из десяти децильных (10-процентных) групп с меньшими доходами и составляли 15,9%, из них 4,9% приходились на субсидии. А в трех группах с высокими дохами —12,7 и 2,1% соответственно. Но это по всем домохозяйствам. У жителей городов, а это 69,4% всего населения, ЖК-платежи еще выше за счет более высокого обустройства их жилья — 18,0%, из них 5,3% субсидии у менее обеспеченных, и 13,5% (из них 1,2% субсидии) — в группах с наибольшими доходами.

Данным обследований в Украине, как и в других странах, присущ общий недостаток. Он проявляется в том, что не все попадающие в выборку домохозяйства соглашаются принять участие в обследовании. Не соглашается в основном часть более материально обеспеченных граждан, проживающих в больших городах, так как участие в обследовании предполагает предоставление данных о всех доходах, включая теневые, неофициальные, и требует также определенных затрат времени на ведение записей о доходах и расходах. Заменить отказывающиеся участвовать в обследовании домохозяйства другими нельзя. Это нарушило бы принципы выборки, все равно приведя к тому, что в такие обследования опять попали бы только соглашающиеся на участие в них домохозяйства. И не следует винить в этом Госстат, иначе по аналогии придется пенять Центризбиркому за неполную явку избирателей на выборы…

В 2018 г. для обследования было отобрано 11709 домохозяйств, а участвовало в нем — 8051 (77,3%). Отметим, что это в четыре раза больше количества респондентов в обычных социологических обследованиях. В сельской местности процент участия самый высокий (93,8%), в малых городах (с населением до 100 тыс. человек) — 81,2%, а самый низкий — в больших городах (64,3%), в том числе в Киеве — 56,6% (в 2019-м — 59,9%).

* * *

Если руководствоваться задекларированными намерениями президента и премьер-министра разобраться с монополистами, то одним из очень простых, но необходимых шагов для информационно-статистического обеспечения данных о расходах населения Украины на жилищно-коммунальные услуги была бы реализация положений ст. 29.1 давнего (еще 1992 г.) Закона “Об информации”: “Информация с ограниченным доступом может быть распространена, если она общественно необходима, то есть является предметом общественного интереса, и право общественности знать эту информацию превышает потенциальный ущерб от ее распространения”.

В статье 21.4 этого же закона указывается, что “К информации с ограниченным доступом не могут быть отнесены следующие сведения — о состоянии здоровья населения, его жизненном уровне, включая питание, одежду, жилье…”. Очевидно, что информация о коммунальных платежах относится к жилью, но, чтобы исключить возможные возражения, надо добавить: “включая ЖК-платежи и цены на жилье”. Тем более что пункт явно сыроват, например, в нем есть упоминание об одежде, но нет об обуви, что явно нелогично. А по ценам на жилье есть очень подробные квартальные данные по регионам, включая цены на первичном и вторичном рынке, примерно по 15 типам квартир. Но департамент статистики цен ни в какую не хочет их публиковать, приводя лишь виртуальные ценовые индексы. Вряд ли это отвечает общественным интересам. Но тогда чьим, и почему эту ситуацию не удается исправить многие годы?

Андрей РЕВЕНКО

https://zn.ua

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.