Монополии в Украине: почему это плохо для страны

Практически в каждой сфере экономики Украины есть свои монополисты. Обычно именно их винят во всех бедах: высоких ценах и низком качестве услуг. EtCetera выяснял, почему это происходит, что плохого в монополистах, и как с ними бороться?

МОНОПОЛИЯ – ЧАСТЬ ЭКОНОМИКИ

Монополия присуща всем экономикам в мире. Она возникает при отсутствии конкуренции, когда в определенной сфере есть только одна компания, которая может производить то или иное благо. Это может происходить естественным путем, например, вследствие регистрации патента на какое-то изобретение, и неестественным, когда условия на рынке специально создаются под одного игрока или этот игрок методично уничтожает конкурентов до тех пор, пока не остается один.

Государство может провозглашать антимонопольную политику и открыто осуждать монополистов, но дело в том, что без «содействия» государственных структур и политиков создать монополию практически невозможно. Часто это – круговая порука: компании вытесняют конкурентов, «проталкивая» принятие удобных для себя законов, а государство в нужные моменты получает поддержку от монополиста.

Кстати, монополистом может быть не только частная компания, но и государство или международная организация.

ПОЧЕМУ ЭТО ПЛОХО?

Монополия негативно влияет на экономику. Дело в том, что там, где нет конкуренции, нет и выборапокупатель (потребитель) становится заложником производителя, особенно в случае, когда отказаться от товара или услуги невозможно. Монополист, в свою очередь, может поднимать цену, не бояться потери клиентов, не тратиться на инновации и развитие, диктовать рынку свои условия.

Отсутствие технического прогресса – пожалуй, самое печальное последствие монополии. Если бы производство мобильных телефонов, например, было бы монопольным, то, скорее всего, мы бы не имели таких многофункциональных и дешевых девайсов, которые позволил нам иметь свободный рынок.

Еще один риск монополии – это дефицит. Если происходит какой-то форс-мажор и монополист не может обеспечить рынок достаточным количеством товаров или услуг из-за неурожая или ошибки в расчетах, то появляется дефицит. Он неизбежно вызовет ажиотаж, рост цен и проблемы в отраслях, которые зависят от этого товара.

КАК МОНОПОЛИИ ВЛИЯЮТ НА СТОИМОСТЬ КОММУНАЛКИ?

Такая ситуация с большинством коммунальных услуг в Украине – их предоставляют монополисты: водоканалы, облэнерго, обл- и горгазы. Поэтому батареи плохо греют, газ дорожает практически неконтролируемо, свет может погаснуть в любой момент, а вода пропасть больше, чем на день. Абсолютным монополистом в сфере украинской энергетики является холдинг ДТЭК Рината Ахметова. По данным 2014 года, на него приходилось 76% рынка тепловой генерации и 99% экспорта украинского электричества.

Попытки создать конкурентный рынок в этой сфере все еще не обрели форму. А законодательство продолжает быть нелояльным к частным производителям (как массовым, так единичным – отдельным домохозяйствам). Это тормозит развитие инноваций и лишает потребителей возможности своим выбором влиять на рынок. А рост цен в этой сфере тянет за собой и все остальные цены: электричество, газ и воду потребляют не только люди, но и производственные предприятия.

В мире сфера энергетики и коммунальных услуг в целом давно децентрализирована, и потребители могут выбирать между разными компаниями, руководствуясь личными причинами: ценой, источником ресурса или репутацией поставщика. В конкурентном мире люди «голосуют рублем» за лучшие предложения. Это заставляет всех остальных участников рынка «подтягиваться» за лидером.

КАК МОНОПОЛИИ ВЛИЯЮТ НА СТОИМОСТЬ ТРАНСПОРТА?

Монополия на пассажирские и грузовые железнодорожные перевозки в Украине у «Укрзалізниці». Результат очевиден: цены на билеты растут, качество обслуживания в поездах не меняется, подвижный состав обновляется очень медленно. Украинские железные дороги и сервис на них не идет ни в какое сравнение с европейскими, и тем более – с японскими или корейскими, где расстояние в 500 км преодолевается за 3 часа (в Украине – за 7-13 часов). Но если в нашей стране немыслимо появление поездов других транспортных компаний, то, например, в Европе и США это практикуется. В Германии в противовес монополисту Deutsche Bahn появилась сеть Flix Train. Это скоростные поезда, которые курсируют всего несколько лет (первые появились в 2016 году и уже объединили Берлин, Штутгарт, Кельн, Гамбург, Франкфурт-на-Майне и другие города). Flix Train дает своим клиентам ценовое преимущество и предлагает дешевые билеты от 10 евро (аналогичные билеты от DeutscheBahn могут стоит 50 евро и более).

Кроме того, в каждом крупном украинском городе есть монополисты в сфере автобусных перевозок. Часто сотнями маршрутов владеют всего несколько компаний, которые выступают «единым фронтом» против пассажиров в вопросах цен и качества услуг. Конкурентов на одном маршруте не бывает (только если это не разные типы транспорта, например, трамвай и маршрутное такси) и люди просто не могут «голосовать рублем».

В КАКИХ ЕЩЕ СФЕРАХ В УКРАИНЕ ЕСТЬ МОНОПОЛИИ?

Почта – еще один классический пример монополии, который сложился исторически. Однако в сфере украинских почтовых услуг наметилась позитивная динамика. Если раньше у «Укрпочты» конкурентов не было, то сегодня украинцы могут выбирать как минимум между ней и «Новой почтой», сеть которой уже покрыла всю страну. Появление конкуренции стало большой репутационной потерей для «Укрпочты», ведь клиенты «проголосовали рублем». Поэтому в последние годы мы видим попытки монополиста провести ребрендинг, внедрить инновации, расширить спектр финансовых и почтовых услуг.

Монополистов в Украине хватает. В сфере безналичных расчетов – это «ПриватБанк»в авиаперевозках – МАУ(история украинских лоукостов начинается, но как-то неуверенно), на рынке местной телефонной связи – «Укртелеком», на рынке дистрибуции табачных изделий – компания «Мегаполис». А Игоря Коломойского, Рината Ахметова и Дмитрия Фирташа называют главными доминантами украинского рынка.

А КАК-ТО С МОНОПОЛИЯМИ В УКРАИНЕ БОРЮТСЯ?

Несмотря на то, что критерии определения монополистов в украинском законодательстве есть (35% рынка – это уже монополия), никаких конкретных действий в отношении них не предпринимается. Антимонопольный комитет ведет расследования, дает свои рекомендации, например, снизить цену на продукт, штрафует за нарушение антимонопольного законодательства. Но это не создает конкуренцию на рынке. Чтобы она появилась, недостаточно давить на монополистов, нужно создавать условия для появления и нормальной работы других предприятий в проблемной сфере. А это чаще всего под силу лишь законодателям и контролирующим органам, то есть государству, которое, как говорилось выше, слишком тесно связано с монополистами, формально и неформально.

https://etcetera.media

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.