Сексуальные скандалы в католической церкви – круговая порука и укрывательство

Сексуальные скандалы в Римско-католической церкви – не новость. Они появились не сегодня и даже не вчера. Судя по сохранившимся документам, эта проблема почти так же стара, как сама Церковь. Официальные документы показывают, что уже в 306 году н.э. католическая Церковь пыталась регулировать сексуальную жизнь духовенства. Очень часто Церковь вмешивалась и пыталась контролировать сексуальную жизнь священников, состоящих в законном браке.

Иногда эта забота о нравственности священников была направлена на борьбу с поведением, что напрямую противоречило закону безбрачия, который де факто исключает любую сексуальную активность духовенства. Нередко, и даже слишком часто, Церковь вынуждена была принимать меры против своих собственных сынов, уличенных в поступках, не только аморальных, но предосудительных и даже преступных.

Шокирующие преступления

Независимо от того, что сексуальное надругательство над детьми даже в древние времена считалось предосудительным и преступным, эта проблема то и дело возникала в рядах духовенства на протяжении двух тысяч лет существования католической Церкви. Хуже только то, что в Церкви уже довольно давно существует настоящий заговор по замалчиванию и отрицанию факта сексуального насилия над детьми с целью намеренного укрывательства виновных в нем священников.

Многие люди, включая католиков, были шокированы многочисленными сексуальными скандалами в лоне Церкви, информация о которых в последнее время все чаще появляется на страницах прессы. Однако, как уже упоминалось, сексуальные преступления священников как массовое явление возникли не сегодня.

Именно сексуальное поведение пап, епископов и священников – верхушки церковной иерархии, обреченной на безбрачие – стало причиной большинства реформ в католической Церкви. Совращение, растление и изнасилование детей обоих полов – неотъемлемая часть истории католической Церкви, можно даже сказать, ее традиция, хотя и отвратительная. И документальных подтверждений тому можно найти немало.

Папы Римские, епископы и священники всегда знали о сексуальных преступлениях в лоне Церкви, но не могли защитить своих самых маленьких и наиболее уязвимых прихожан от сексуального насилия со стороны духовенства.

Замалчивание и сокрытие сексуальных скандалов

Документы Римской католической Церкви, папские энциклики и резолюции Совета изобличают многочисленные сексуальные скандалы и преступления против детей и других прихожан. Скандалы в католической Церкви связаны не только с совращение и изнасилованием несовершеннолетних, но и с замалчиванием таких случаев представителями высшей католической иерархии, которые не сообщили об известных им преступлениях гражданским властям.

В большинстве случаев виновных переводят в другие места, где они продолжают вступать в противозаконный сексуальный контакт с несовершеннолетними. Пытаясь оправдать недостойное поведение, некоторые епископы утверждают, что его можно скорректировать с помощью психотерапевтических консультаций. Однако Папа Римский Иоанн Павел II подчеркивал, что в корне этих преступлений – духовные изъяны. В 2001 году он заявил, что «если духовное лицо нарушит шестую заповедь Божью с несовершеннолетним, это следует считать серьезным грехом, или delictum gravius».

Первые публичные разбирательства — сексуальные скандалы в католической церкви Гилберт Гот

Сексуальные преступления, совершенные католическим духовенством, впервые стали предметом обсуждения общественности в 1984 году, когда всплыло дело отца Гилберта Гота, проживающего в городе Лафайет, штат Луизиана. Сработал «эффект домино» и это привело к обнародованию многих других подобных преступлений в Соединенных Штатах и других странах. Первоначально этот кризис ошибочно называли «проблемой педофилии», но в дальйшем оказалось, что лишь 20% виновных в сексуальных преступлениях священников являются истинными педофилами, а большинство относятся к эфебофилам, то есть испытвают сексуальное влечение к лицам подросткового и юношеского возраста, как к девушкам, так и к юношам.

Скандал, окружающий сексуальные преступления против детей и подростков, совершенные католическим духовенством, также спровоцировал волну откровений относительно сексуальной эксплуатации священниками уязвимых взрослых, в основном молодых женщин. В любом случае, возраст и пол жертвы не имеют значения, так как принуждение к сексу само по себе является преступлением и злостным нарушением доверия по отношению к более слабому – как эмоционально, так и физически – лицу, которое находится в заведомо уязвимом и зависимом положении, и не может дать своему насильнику надлежащий отпор.

Жертвы сексуальных преступлений, совершенных католическим духовенством, впервые обратились к церковным иерархам за помощью, ожидая, что правовая система католической Церкви, известная как каноническое (церковное) право, обеспечит торжество справедливости и наказание виновных, которое, помимо прочего, повлечет за собой изгнание из рядов духовенства или хотя бы запрет на дальнейшее служение. Вместо этого, церковные власти обычно запугивали жертв или предлагали им «финансовую помощь», чтобы гарантировать их молчание. А также манипулировали, пугали общественным порицанием, обманывали и угрожали.

Начиная с 1985 года, жертвы сексуального насилия, совершенного католическим духовенством, начали искать справедливость в гражданских судах, на собственном опыте убедившись в том, что правовая система их собственной церкви не в состоянии их защитить. Так, впервые в истории Церкви, жертвы сексуальных преступлений духовенства обратились за помощью к светской правовой системе. Хотя истории известны случаи рассмотрения дел против католического духовенства в гражданских судах и до 1984 года, практически не было случаев, когда католики подавали бы гражданские иски против архиепископа, обвиняя его в сокрытии фактов сексуального насилия.

По мере того, как количество исков против духовенства стремительно росло по всей территории США, Канады, Соединенного Королевства и Ирландии, епархии-ответчики разработали систему защиты. Самый повторяющийся аргумент защиты – явление сексуального насилия со стороны духовенства возникло во второй половине ХХ века. Кроме того, многие католические иерархи утверждали, что не имели представления и не могли даже подумать о том, что сексуальное насилие над детьми и подростками возможно, так как такого никогда не было. Некоторые священники пытались переложить вину за произошедшее на медицинское сообщество, утверждая, что психиатры и психологи признают, как мало известно о педофилии и связанных с ней сексуальных расстройствах, и поэтому невозможно вовремя выявить подобное расстройство или сделать компетентный прогноз относительно поведения лиц, страдающих таким расстройством.

Но как обстоят дела на самом деле? Действительно ли сексуальные преступления в лоне католической Церкви – явление современное?

Мужеложество

Католическая церковь была официально признана императором Константином в начале IV века. Довольно скоро религиозные лидеры, они же «духовенство», превратилась в отдельный привилегированный класс. И хотя безбрачие стало обязательным для католического только в XII веке (2-й Латеранский Собор, 1139), многие отцы Церкви выступали за введение целибата уже начиная с IV века. На Эльвирском соборе (Испания, 306 г. н.э.) были впервые рассмотрены вопросы сексуального поведения духовенства, в том числе блуда и супружеской верности. За нарушение установленных на Эльвирском соборе канонов поведения предусматривались разного рода наказания, в том числе отлучение или публичное покаяние. Кроме того, результаты Собор отражают официальное отношение Церкви к сексуальным отношениям с лицами своего пола: мужчины, имеющие половые сношения с мальчиками или юношами, лишались причастия даже на смертном одре.

Наиболее явное и беспощадное осуждение сексуальных связей духовенства выражено в Книге Гоморры Святого Петра Дамиана (1051). Петр Дамиан был фанатичным реформатором Церкви и жил в обществе, в котором нравственный упадок духовенства не только был широко распростран, но даже считался нормой. В своей книге Петр Дамиан изобличает пороки духовенства, в том числе блуд, прелюбодеяние и мужеложество, и призывает Папу Римского Льва IX принять соответствующие меры.

Полное бездействие и покрывательство

Реакция Папы представляет собой вопиющий пример бездействия, которое демонстрируют и современные иерархи Церкви. Папа Лев IX поблагодарил Петра Дамиана и установил правдивость приведенных им фактов, однако не внял совету Дамиана предпринять решительные меры и исключить виновных из рядов духовенства. Папа решил лишить сана только тех, кто неоднократно нарушал заповеди и церковные каноны в течение длительного периода времени.

Неоднократные нарушения духовенством целибата подробно описаны в церковных документах средневекового периода. Средневековые ученые подтверждают, что блуд был обычным явлением в среде католического духовенства. Прелюбодеяние, случайные половые связи с незамужними женщинами и гомосексуальные отношения с подростками и юношами были нормой. Так, говоря о сожительстве, один известный историк писал: «Неоднократная суровая критика неподобающего поведения духовенства поместными церковными советами в XII-XIII веках дает основание предположить, что безбрачие оставалось далеким и недостижимым идеалом на католическом Западе. В Англии, особенно на севере, священники открыто сожительствовали с женщинами; это явление было распространено и во Франции, Испании и Норвегии».

Проблема или норма?

Мужеложество в среде священнослужителей оставалось общеизвестной проблемы, хотя и не привлекало такого внимания со стороны законодателей, как сожительство, что, возможно, объясняется попытками запретить браки среди духовенства. На 4-м Латеранском соборе (1215) было высказано суровое осуждение нарушения обета безбрачия. Однако, помимо этого, Собор осудил также мужеложество среди священнослужителей и постановил, что виновные в этом преступление подлежат лишению духовного сана или принудительному пожизненному заключению в монастырь. Первое было равносильно социальной изоляции, а второе – тюремному заключению.

Средневековые документы показывают, что гомосексуальные отношения среди священнослужителей были менее распространены, чем блуд с женщинами. Совсем другое дело монахи. Хотя они также сожительствовали с женщинами и даже вступали в тайные (незаконные) браки, тот факт, что они принимали обет безбрачия и добровольно обрекали себя на жизнь в закрытом пространстве среди других мужчин, то есть жили практически в изоляции, месяцами не видя женщин, означал, что круг их сексуальных контактов был существенно ограничен. Поэтому монахи были печально известны сексуальными связями с несовершеннолетними мальчиками. Уставы многих монастырей прямо запрещали подобные связи. Так, Папа Римский Бенедикт запретил двум монахам спать в одной постели, а также спать без одежды и без света. Часто монахов ожидали более суровые наказания за нарушения устава, чем других священнослужителей. Более того, гомосексуальные отношения между священнослужителями были настолько распространены, что мужеложество было принято считать «прерогативой» духовенства.

Попытки пресечения сексуальных преступлений в католической церкви

Описывая жизнь в монастырях накануне протестантской Реформации XVI века, историк писал, что «случаи блуда монахов с женщинами, красивыми мальчиками и друг с другом … были настолько распространены, что их нельзя рассматривать как отдельные случаи, а скорее как образ жизни целого сообщества».

Ни одно другое реформаторское движение в католической церкви не оказало такого же влияния на дальнейшую судьбу духовенства, как протестантская Реформация. В 1545 году Папа Римский Павел II созвал Собор, который прошел в итальянском городе Тренто. Последний, двадцать пятый, съезд Собора состоялся в 1563 году; среди прочего, на нем были приняты основные положения, утверждающие безбрачие священнослужителей. Нарушителей их ожидала анафема – отлучение от Церкви.

Однако усилия епископов, заседающих на Трентском Соборе, как и усилия их предшественников, не увенчались успехом. Священнослужители продолжали вступать в незаконные половые связи с женщинами, мужчинами и мальчиками, хотя теперь гораздо тщательнее скрывали свои похождения. В 1566 год, в первый год после вступления на папский престол, Пий V (1566-1572) признал необходимость публичного обличения мужеложества в среде духовенства. В папской булле Romani Pontifices определялись наказания за различные преступления и проступки, в том числе «преступление против природы»: все, виновные в этом преступлении, подлежали лишению сана и передаче в руки светским властям для понесения наказания.

Очевидно, что во времена средневековья церковные иерархи были не так одержимы сохранением секретности, как сегодня. О любых сексуальных преступлениях было хорошо известно общественности, церковным и светским властям. Со временем к наказаниям духовного рода за сексуальные преступления добавились телесные наказания. Наконец, важно, что в некоторые периоды церковные власти признавали, что сексуальная разнузданность саященнослужителей – одна из основных проблем Церкви, наряду с безответственным руководством.

Первый регулятивный документ

Несмотря на то, что активное обличение сексуального насилия над несовершенноленими, совершенного духовенством, началась еще в середине восьмидесятых годов ХХ века, первый современный регулятивный документ на эту тему появился только в 2001 году. Несмотря на то, что Папа Римский и до этого высказывался на тему педофилии и растления несовершеннолетних священниками, этот документ стал первой попыткой Ватикана предпринять конкретные шаги по решению этой насущной проблемы. В документе, который представляет собой ряд процессуальных норм, речь идет не только о преступлениях сексульного характера. Согласно этому документу, некоторые преступления, совершенные священнослужителями, являются настолько серьезными, что рассматривать их может только Ватикан. Таким образом, этот документ дает Ватикану исключительное право на рассмотрение сексуальных преступлений и устанавливает новые нормы, в том числе:

Епископ или другое вышестоящее в церковной иерархии лицо обязан направить результаты предварительного расследования дела о сексуальном насилии в Ватикан, где принимается решение, давать ли ему дальнейший ход, или нет (в этом случае дело возвращается в епархию и решение по нему принимают местные церковные власти).

Возраст совершеннолетия увеличен с 16 до 18 лет. Срок исковой давности продлевается до 10 лет. В случае сексуального насилия несовершеннолетних отсчет ведется с 18-летия жертвы. Принимать участие в рассмотрении дела могут только священнослужители. Дела, решение по которым принято на местном уровне, отправляются на хранение в Ватикан.

Таким образом, вопреки утверждениям иерархам Церкви, история католической церкви отражает осведомленность верхушки Церкви о нарушениях и преступлениях сексуального характера, совершенных духовенством. Многочисленные случаи сексуального насилия (или принуждения) священнослужителей над лицами того же пола, а также над несовершеннолетними обоих полов и совершеннолетними женщинами подробно задокументированы. В некоторые периоды истории иерархи Церкви открыто признавали факт подобного насилия. Однако, начиная со второй половины ХХ века, Ватикан придерживается другой линии поведения, стратегии укрывательства и замалчивания. Недавно опубликованные документы подтверждают, что церковные власти были осведомлены о сексуальном насилии с 1950-х годов и сознательно замалчивали эти случаи, которые со временем приобрели массовый характер.

География преступлений

Ирландия

Расследование педофилии среди ирландского духовенства в 2010-2011 гг. показало шокирующий размах преступления – сексуальное насилие над несовершеннолетними длилось десятилетия и насчитывает тысячи жертв. Церковное начальство священников на всех уровнях (непосредственные епископы и Ватикан) не только не стремилось выдать виновного светским властям, не только не лишало его сана, а даже не проводило внутреннее следствие. Так, в Дублине четыре архиепископа были уличены в замалчивании многочисленных случаев педофилии с 1975 по 2004 год.

В Дублинской архидиецезии (епархии) была официально принята политика укрывательства; местное церковное начальство ставило репутацию своих институтов превыше благосостояния детей.

После публикации обличающих документов четыре епископа покинули свои посты, и вся верхушка католической Церкви в Ирландии была вызвана в Ватикан, чтобы дать отчет о происходящем лично Папе Римскому. Другое расследование, которое велось в течение девяти лет, выявило многочисленные случаи физического, сексуального и эмоционального насилия в детских школах интернатах в 18 приходах.

США

В течение последних двух десятилетий Римско-католическая церковь в США – в частности, бостонская метрополия – неоднократно была вовлечена в ряд сексуальных скандалов, связанных с педофилией. Общественное возмущение вызвали сексуальные преступления двух бостонских священников, Пола Шэнли и Джона Джиган в 1990-х гг., а также подозрение, что церковное начальство пыталось скрыть их преступления, которые заключались в приставании к детям.

В 2002 году Папа Римский Иоанн Павел II созвал экстренное совещание с американскими кардиналами, но жалобы на сексуальные злоупотребления американских священников продолжали поступать.

Несмотря на принесенные извинения и обещание принять более жесткые меры, архиепископ Бернард Лоу был вынужден пойти в отставку из-за сексуального скандала в декабре 2002 года. В результате этого сексуального скандала в сентябре 2003 года митрополия Бостона – четвертая по величине в США – выплатила 85 миллионов долларов в качестве компенсации пострадавшим для урегулирования гражданского иска против более 500 священников, обвиненных в сексуальном насилии и сокрытии фактов насилия.

Организованное Церковью расследование в следующем году показало, что более 4000 американских католических священников обвинялись в сексуальном злоупотреблении за последние 50 лет, их жертвами стали более 10 000 детей, в основном мальчики. Во время поездки по США в 2008 году Папа Римский в частном порядке встретился с жертвами сексуальных преступлений со стороны священников и говорил о «боли и страдании, которые причиняет ему сексуального насилие над несовершеннолетними».

Германия

С начала 2010 года, по крайней мере, 300 человек сделали заявления о совершенном над ними сексуальном или физическом насилии или надругательстве. Расследование по заявлениям жертв насилия ведется в 18 из 27 епархий Римско-католической церкви в Германии. Немецкую католическую церковь обвиняют в сексуальных преступлениях против 170 детей, которые имели место в школах и пансионатах иезуитов, трех католических интернатах в Баварии, а также во всемирно известном хоре мальчиков «Domspatzen» при Домском соборе баварского Регенсбурга.

В марте 2010 года разразился скандал вокруг Петера Хуллерманна, который в 1980 году был уличен в развратных действиях в отношении мальчиков.

Австрия

Ряд заявлений о сексуальном насилии со стороны священников подан в федеральной земле Форарльберг. Шестнадцать человек сообщили о 27 предполагаемых случаях сексуального насилия и принуждения на протяжении полувекового периода. В ходе расследования возникла информация о сексуальном надругательстве над десятью детьми в аббатстве Мерерау в конце 1970-х – начале 1980-х годов. В то же время пять священников из монастыря Кремсмюнстер в Верхней Австрии были отстранены от пастырства после того, как церковные власти получили жалобы на сексуальное и физическое насилие над мальчиками, практикуемое в этом монастыре.

Швейцария

В 2002 году Конференция швейцарских епископов учредила комиссию для расследования заявлений о сексуальных надругательствах, совершенных местными католическими священниками. В ходе работы комиссии выяснилось, что на май 2010 года количество жертв священников-педофилов (72) достигло 104 человек.

Политика Ватикана в отношении священнослужителей-педофилов: круговая порука молчания

Как теперь известно, на протяжении десятилетий церковное начальство неоднократно игнорировало жалобы на священников-педофилов и даже покрывало их недостойное поведение. Как правило, виновного священнослужителя просто переводили в другой, отдаленный, приход или епархию, где они через некоторое время вновь принимались за старое и растлевали детей ничего не подозревающих прихожан. Эта политика отрицания и укрывательства планомерно проводилась в совершенно разных епархиях, в разных странах, и даже на разных континентах, что оставляет ощущение того, что это не случайность, целенаправленная политика церковных властей.

Так и есть. По предписанию Ватикана, епископы и кардиналы обязаны сохранять в тайне недостойное поведение священнослужителей. Разумеется, это предписание держали в секрете; оно было негласным. Но в 2002 году Папа Римский Иоанн Павел II изложил его в письменной форме, особо оговорив, что все обвинения против священников должны передаваться на рассмотрение в Ватикан, который решает, давать ли делу дальнейший ход, или нет.

Вместо того чтобы лишиться сана, многие священнослужители-педофилы сделали блестящую карьеру, занимая административные посты. Представители церкви часто употребляют такие слова, как «сострадание» и «исцеление», но говорят они не о жертвах преступников в сутанаах. Они призывают относиться к педофилу и насильнику детей как к раскаявшемуся грешнику. Вместо приговора и тюремного заключения его ожидает покаяние и отпущение грехов.

Хотя подобный подход можно считать гуманистическим, он совершенно не помогает предотвратить повторение сексуальных преступлений в будущем. Гораздо более эффективным сдерживающим фактором была угроза быть пойманным и оказаться в тюрьме. При отсутствии угрозы наказания преступника сдерживают только границы его распущенности и возможности, которые у него есть для совершения преступления.

Похвальная терпимость, которую демонстрируют иерархи Римско-католической церкви, к растлителям и насильникам детей не распространяется на священников, виновных в других, куда менее тяжких, преступлениях.

Показательное сравнение

Если вспомнить о тех радикально настроенных священниках, которые бросили вызов церковной иерархии в борьбе за:

теологию освобождения;

отмену запретов на использование контрацепции и аборты;

отмену традиции целибата священнослужителей;

разрешение однополых браков;

разрешение женщинам принимать сан;

правду в делах о педофилии в Римско-католической церкви.

Карьера таких священников очень быстро заканчивается, часто они становятся объектами внутреннего расследования. Иерархи Церкви забывают, что педофилия – это уголовно наказуемое преступление, и, как граждане светского государства, священники обязаны соблюдать законы точно так же, как миряне.

Церковное начальство неоднократно выступало сообщником преступлений, играя активную роль в препятствовании торжеству справедливости. Церквные чиновники «не рекомендуют» прихожанам обращаться в органы государственной власти.

Они не предлагают никакой пастырской помощи несовершеннолетним жертвам и их семьям. Они не проводят расследование, чтобы узнать, не стали ли другие дети жертвами священников-педофилов. Более того, некоторым жертвам, подавшим гражданские иски против Церкви, угрожают отлучением от церкви или исключением из католической школы. Иерархи Церкви подрывают их авторитет и даже подают встречные иски. Так, отвечая на обвинения в том, что один из священников в его подчиненн изнасиловал шестилетнего мальчика, кардинал Бернард Лоу ответил: «Мальчик и его родители сами виноваты в случившемся, так как были слишком беспечны».

Глубина проблемы

Епископы и кардиналы в течение многих лет отказывались от сотрудничества с правоохранительными органами, отказывались предоставить личные дела преступников, утверждая, что конфиденциальность этой информации так же свята, как тайна исповеди. Так, епископ из Кливленда Джеймс Куинн заставлял своих подчиненных отправлять компрометирующие записи в посольство Ватикана в Вашингтоне, где дипломатический иммунитет защищал эту информацию от обнародования и использования в суде.

Кроме того, церковное начальство утверждает, что проблема педофилии в Римско-католической церкви «сильно преувеличена» и раздута жадной до скандалов прессой, а на самом деле она не так уж серьезна. Итак, почему изнасилование и растление детей может считаться «несерьезной проблемой»?

Во-первых, Церковь не считает педофилию «серьезной проблемой», поскольку речь идет всего лишь о нескольких отдельных инцидентах.

Во-вторых, и это гораздо страшнее, Церковь не считает растление малолетних чем-то страшным или даже важным, особенным. В худшем случае, это прискорбно и печально, это может расстроить ребенка, но этот «инцидент» далеко не так важен, чтобы поднимать из-за него ненужный скандал и портить карьеру в остальном прекрасного священника. Примечательно чудовищное равнодушие иерархов Церкви к детям, подвергшимся насилию.

Когда один из самых закоренелых преступников, преподобный Джон Джиган был вынужден оставить пастырскую службу (но не отправился в тюрьму) после семнадцати лет преступного поведения (на его совести было около 200 жертв), кардинал Лоу писал ему: «От имени тех, кому вы хорошо послужили, и от своего собственного имени, я хотел бы выразить вам глубокую благодарность. Я понимаю всю тяжесть вашего положения». Очевидно, что кардинала Лоу больше беспокоит «боль», переживаемая Джиганом, чем страдания его несовершеннолетних жертв. В 2001 году епископ во Франции был осужден за отказ передать полиции священника, который насиловал детей.

Среди церковного начальства немало таких, как кардинал Лоу. Это пожилые мужчины, которые никогда не общались с детьми, которые не считают их полноценными людьми и выказывают ни малейшего сочувствия к их беде. Они утверждают, что их обязанность защищать «нерожденного ребенка», но равнодушны к детям, вверенным их попечению в католических школах и интернатах.

Они называют себя «отцами», но отеческие чувства им незнакомы. Они не живут в семьях, среди обычных людей. Они живут среди подобных себе стареющих эгоистичных честолюбцев, ведут борьбу за власть и почести, и живут за счет Святой Матери-Церкви, которая кормит их, дает им кров и богатую одежду.

На пьянящей высоте их недостижимого положения Папам и епископам не слышны крики поруганных детей. В любом случае Церковь принадлежит не маленьким детям, а богато разодетым олигархам.

Ущерб, нанесенный жертвам сексуального насилия, продолжает замалчиваться: депрессия, наркомания, алкоголизм, приступы паники, сексуальные расстройства и даже умственное расстройство и самоубийство – все эти страшные последствия изнасилования в юном возрасте оставляют священников и епископов совершенно равнодушными.

По материалам из открытых источников

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.