Экскурсии «Киев коррупционный» с гидами-журналистами

На этих выходных основатели сайта “Наші гроші” Олекса Шалайский и Юрий Николов завершили пилотный цикл своих экскурсий “Киев коррупционный”. Прогулка по столице с журналистами-расследователями убедила нашу редакцию, что коррупция в Украине — это своеобразный клей, который объединяет в общий свальный грех представителей отечественной псевдоэлиты, несмотря на декларируемые ими этнические, языковые, конфессиональные и идеологические различия. Вот лишь несколько из рассказанных ими историй.

Визионеры из “Арсенала”

Экскурсия стартовала с эпической истории, прекрасно демонстрирующей “пробзделось щось у Датському князівстві”. Благодаря схеме бизнесмена из Донецка осталось без земли крупнейшее оборонное предприятие Киева. Все это происходит менее чем в километре от Кабмина/Рады и самое главное — на шестом году войны.

Месяц назад на киевском “Арсенале” подошла к логическому финалу коррупционная схема, в результате которой на 2,5 гектарах земли, ранее принадлежавшей заводу, вырастут многоэтажки. Еще в 2007 году это госпредприятие заключило договор о совместной деятельности (СД) с двумя частными структурами. Взносом “Арсенала” в рамках договора стали помещения и гектары земли, на которых они расположены. В свою очередь, коммерсанты обязались внести в соответствии с соглашением 120 млн гривен (при тогдашнем курсе — 5 гривен за доллар).

Через какое-то время “Арсенал” решает выйти из договора о СД, но забрать свою часть не помещениями, а внесенными второй стороной деньгами. Внешне схема выглядела немного девиантно, но в целом безобидно. Покуда в итоговом решении суда наконец-то не всплыла информация, что в соответствии с договором о СД коммерсанты должны внести свои  120 млн гривен до 2032 года… То есть земля госзавода уже передана частным структурам (по просьбе руководства “Арсенала” такое решение приняла Киеврада) и даже уже начат демонтаж стоящих на них зданий, а вот денег нужно подождать еще каких-то 13 лет. В 2017 году Генпрокуратура открыла криминальное производство по данному факту, но уже в 2018-ом — скоропостижно закрыла.

Сегодня уже очевидно, что организатором и главным бенефициаром данной схемы является “правая рука” Юрия Иванющенко (соратник Виктора Януковича, больше известный публике как “Юра Енакиевский”), банкир Сергей Дядечко. Неудивительно, что старт схемы с помещениями “Арсенала” в 2007 году пришелся как раз на окончание очередного премьерства дважды “легитимного”.

Три гривны из восьми

А теперь байка о доме на Грушевского, 9, где находится квартира Петра Порошенко. Теперь уже бывший “Гарант Конституции” там не живет: квартира засвечена в СМИ, да и имение в Козине больше подходит ему по статусу. Тем не менее, в этом “нехорошем доме” продолжают происходить эпичные дела.

Например, здесь обитает такой себе Андрей Остапко, связанный все с тем же “Юрой Енакиевским”. Он был директором компании “УкрРосЛизинг” и одновременно — представителем британской структурой, через которые Киев 10 лет назад приобрел российские вагоны метро. Уже тогда эта сделка вызвала вопросы: Госфининспекция доказала, что вагоны закупаются по завышенной цене. Несмотря на победные реляции Генпрокуратуры никого из участников схемы не только не арестовали, но даже перечислили часть денег по контракту.

В 2015 году “УкрРосЛизинг” решил отсудить у Киева положенные ему по контракту еще 2 млрд гривен (хотя, по данным Временной контрольной комиссии Киеврады, на начало 2014 года “Киевский метрополитен” уже полностью оплатил рыночную стоимость 100 вагонов метро). Год назад после очередного проигранного суда Виталий Кличко встрепенулся и резко поднял цену на проезд в общественном транспорте столицы. В результате, сегодня из 8 гривен за поездку в столичном метрополитене три — уходит на погашение этого фейкового долга.

Киевский мэр активизировался не просто так. Дело в том, что у “УкрРосЛизинга” за это время сменились владельцы. Теперь он контролируется австрийским банкиром, связанным с одиозным Павлом Фуксом — кстати, большим другом Виталия Кличко. Не обошлось здесь и без помощи юристов, недавно вернувшегося в Украину Андрея Портнова.

Интересной особенностью обоих выше описанных схем является то, что несмотря на присутствие в них “Юры Енакиевского” до логического финала они были доведены не во времена президентства Януковича, а уже после его бегства. Этакая коррупционная преемственность поколений.

Все эти схемы можно было бы поломать на взлете, если бы в 2014 году была политическая воля посадить конкретных людей из окружения беглого Януковича. Вместо этого новые власти “выкупили схемы” у прежних владельцев и заработали даже больше чем планировали их “отцы-основатели”.

“Дом-монстр” на Грушевского

Соседний дом — Грушевского, 9а — тоже неразрывно связан с фамилией намедни ушедшего президента. На месте этого здания находился детский садик, на который в начале “нулевых” (как обитатель этих мест) положил глаз Петр Алексеевич. Но затем Порошенко вместе с Виктором Ющенко ушел в оппозицию и вкусный кусочек отдали другим интересантам, которые начали здесь строительство в 2003 году.

Застройщиками стали “цеховики”, представители “торговой мафии” еще советской закалки. В ходе серии судов он получили право на строительство здания вдвое меньшего чем в итоге возвели. Как только Порошенко стал секретарем СНБО в 2005 году, он немедленно обратил внимание на такое вопиющее безобразие.  О перипетиях переговоров с застройщиками дома стало известно из интервью Александра Турчинова (на тот момент главы СБУ), который представлял на этой должности интересы главного конкурента Петра Алексеевича — премьер-министра Юлии Тимошенко.

По словам Турчинова, представитель Порошенко (это был гораздо более сегодня известный Игорь Кононенко) предложил передать окружению секретаря СНБО либо половину уже построенных квартир, либо продать объект с хорошим дисконтом. Естественно, застройщики слегка ошалели от подобной оферты и уперлись тем более, что поддержку им оказали весьма “непростые” владельцы квартир в этом самом доме. Полетели жалобы народных депутатов, запросы в прокуратуру — в общем, началась обычная в таких случаях юридическая чехарда.

А список жильцов здесь был и впрямь загляденье. Помимо опального на тот момент экс-премьера Януковича, которому принадлежала в этом доме квартира в тысячу квадратных метров, владельцами недвижимости здесь были дочь и невестка экс-спикера Владимира Рыбака, брат экс-министра транспорта Николая Рудьковского, дочь все того же “Юры Енакиевского”, экс-нардеп Макеенко (который выполняет сегодня для Петра Алексеевича функции номинального держателя телеканала “Прямой”). Но самое главное — фирме экс-главы Администрации президента Виктора Медведчука “Укркапитал” здесь принадлежит сразу 11 квартир, что позволяет одному ему из года в год демонстрировать довольно сносный официальный доход.

Конфликт вокруг “дома-монстра” (как его окрестили в прессе) продолжался до осени 2005 года, когда в отставку после скандала »Любі друзі» были отправлены обе его стороны: и Порошенко, и Тимошенко. Интересно, что несмотря на показания, фактически данные в интервью Александра Турчинова, дело по вымогательству квартир на Грушевского, 9а для будущего украинского президента ничем плохим не закончилось. Ведь его вел Виктор Шокин, как мы теперь уже знаем — будущий генпрокурор.

Вертодром для мамы

Для того, чтобы возвести здание, которое сегодня Владимир Зеленский собирается использовать как свою канцелярию, Виктору Януковичу 7 лет назад пришлось переломать о колено Киевраду и изменить целевое назначение земли под ней с “зоны зеленых насаджений” на “земли транспорта и инженерной инфраструктуры”.  Так на склонах Днепра, чуть ниже Мариинского парка, появился конгрессно-выставочный центр “Парковый”, который получил неофициальное прозвище “вертодром Януковича”.

Впрочем, в этом качестве в итоге он так и не использовался (хотя проект подвесной дороги, которая бы позволяла ныне беглому президенту добираться от вертодрома до Банковой, уже был разработан). От идеи отказались, поскольку служба безопасности Януковича решила, что данный объект идеальное место для покушения на “гаранта”: вертолет, зависая над площадкой, представляет собой идеальную цель для террористов даже в сравнении с движущимся по трассе кортежем бронированных авто.

Это не помешало создать внутри данного объекта один из двух крупнейших в Украине дата-центров. Естественно, как только он был запущен в строй, сюда были переданы на обслуживание  ключевые государственные реестры. Только одна “Укрпошта” платила в год за услуги этого дата-центра порядка миллиона долларов, а Укрэксимбанк — и того больше. Перевод сюда на обслуживание всех остальных госпредприятий и крупных коммерческих структур был лишь вопросом времени, если бы не Революция достоинства.

Первыми собственниками “Паркового” стали структуры, через которые реализовалась схема “вышек Бойко”. Фактически данный объект строился за счет средств, украденных окружением Януковича у государственного “Черноморнефтегаза”.

Кому сегодня принадлежит данный объект до конца не ясно. Национальное агентство по розыску и менеджменту активов, полученных от коррупционных и других преступлений, утверждает, что КВЦ арестован и контролируется государством. С другой стороны, нардеп “Блока Петра Порошенко” из Краматорска Максим Ефимов утверждает, что купил данный объект у предыдущих собственников и зарегистрировал — на свою мать.

Фактически, это очередная история о том, как объект предыдущей “злочинной влады” не конфискуется в пользу государства (как должно), а по дешевке продается представителям нынешней власти. На того же Ефимова сегодня уже перерегистрированы другие объекты, связанные с Александром Януковичем: начиная от шахт и заканчивая “Донбассэнерго”.

Удачной рыбалки, эль президенте

Почти два десятилетия Петр Порошенко использовал столичный судостроительный завод “Ленинская кузня” (впоследствии — “Кузня на Рыбальском”) в качестве места для размещения своих многочисленных структур — от автохолдинга “Богдан” до “5 канала”.

Параллельно завод служил “прокладкой” для разнообразных схем пятого президента. Например, через него в 2017-ом перечислялись деньги на ремонт флагмана ВМС Украины — фрегата “Гетьмана Сагайдачный”. При том, что последний базируется в Одессе и “Кузня на Рыбальском” чисто физически не может участвовать из Киева в этом процессе.

Иногда схемы проворачиваемые через завод не выглядели образцом “географического кретинизма”. Но тогда возникали другие проблемы — уже морального свойства. Например, через “Кузню на Рыбальском” закупались для Подольского моста металлоконструкции совместного производства — завода Порошенко и дочерней структуры “Воронежстальмоста”. Все бы хорошо, но сделка имела место летом 2017 года.

Наконец, “вишенкой на торте” стала продажа “Кузней” Военно-морским силам рыболовецкого траулера под видом разведывательного корабля. Причем заведомо было ясно, что данный “трансформер” не сможет эффективно выполнять возложенные на него функции просто в силу врожденной тихоходности.

В итоге на одном конкретно взятом предприятии Петра Алексеевича собралось столько негатива, что стало очевидно — от него лучше избавиться. Так возникла сделка с Сергеем Тигипко, который взял на себя грех в виде 94% “Кузни”. Хотя стоимость сделки была засекречена, в СМИ слили информацию, что одна из акций завода была продана аж за 93 доллара. Исходя из этого предприятие Петра Порошенко якобы оценили ни больше ни меньше как в 300 млн долларов.

Цифра за разграбленное судостроительное предприятие — более чем несусветная. Однако, отражавшая ожидания бизнес-прессы по поводу того, сколько Петр Алексеевич заработает, если на месте завода, который практически полностью занимает Рыбальский остров (по соседству со столичным Подолом), построит жилые дома и коммерческую недвижимость. Упорно сливаемая СМИ цифра в 300 млн долларов как бы говорила, что Тигипко купил не просто завод, а место под застройку. Тем более, что как раз в 2018 году через Киевсовет протащили Детальный план территории (ДПТ) Рыбальского острова, которым изменили целевое назначение 130 местных гектаров с земель складского и производственного назначения на жилую застройку.

На самом деле завод Порошенко перешел Тигипко без своего самого ценного актива. Перед продажей Петр Алексеввич и его уже упоминавшийся соратник Игорь Кононенко передали свыше 60 тысяч квадратных метров недвижимости “Кузни на Рыбальском” компании “Строй-Реновация”. Операцию провернули за полтора месяца до публичного сообщения о подготовке завода к продаже — в августе 2018 года. Причем передача десятков тысяч метров недвижимости прошла абсолютно бесплатно. Таким образом, с высокой долей уверенности можно утверждать, что землю на Рыбальском острове и, соответственно, 300 млн долларов потенциального дохода от ее застройки господин президент оставил за собой.

Его партнерами в освоении этого пространства будут экс-замдиректора Департамента градостроительства и архитектуры Киевской горгосадминистрации Андрей Вавриш, Михаил Бродский и Павел Фукс. Каждому из них принадлежит какой-то участок на острове. Например, SAGA Development Вавриша уже строит и продает здесь квартиры в ЖК Rybalsky. А Павел Фукс, благодаря своим связям с Кличко, отсудил у Киева более 80 млн гривен убытков, которые у него якобы возникли в результате строительства Подольского моста. В общем, Рыбальский остров — место перспективное и каждый зарабатывает здесь как умеет.

“Що ж ми за народ такий?”

Этот патетический вопрос задает в ходе каждой своей передачи “20 минут с Владимиром Яворивским” нардеп пяти созывов и бывший глава Союза писателей Украины. За 10 лет, покуда Владимир Александрович возглавлял эту организацию, она лишилась большей части принадлежавшей ей еще с советских времен собственности. В частности, расположенных в Одессе и Ялте домов творчества и 6-этажного здания больницы в центре Киева.

Однако, самой эпичной аферой Яворивского стала попытка продать часть головного офиса Союза писателей (по соседству с Администрацией президента) на Банковой, 2. В 2010 году во дворе здания российский ресторатор и телеведущий Арам Мнацаканов открыл свое заведение “Сад”. По сути, успешному завершению аферы помешала лишь отставка Владимира Александровича в 2011 году, поскольку на тот момент он был типа “оппозицией” — нардепом фракции “Батькивщина”. Впрочем, никакой ответственности Яворивский за свои художества так и не понес. И поэтому каждую неделю продолжает задаваться в эфире Украинского радио своим извечным вопросом.

Добросовестный приобретатель Ахметов

С Центральным универмагом (ЦУМ) Рината Леонидовича связана довольно занятная история. Он его купил у фирмы бывшего замминистра промышленной политики Валерия Мазура, который объяснял эту сделку тем, что на него “наезжают всякие козлы” и поэтому он продал свой пакет бизнесмену, у которого отбирать не будут.

Позднее выяснилось, что “козлами” являются не какие-то рейдеры, а правоохранители, поскольку чиновник фактически украл имущественный комплекс ЦУМа у государства. Схема приватизации универмага предусматривала, что 75% здесь принадлежат трудовому коллективу и еще 25% — государству. Скупив акции работников ЦУМа, Мазур решил разобраться с казенным блокирующим пакетом. Было созвано собрание акционеров, по результатам которого доля государства выросла до 36%. С точки зрения размывания госпакета — казалось бы абсурд.

На самом деле схема Мазура заключалась в том, что здание ЦУМа было выведено на другую структуру. А взамен в оставшемся без главного актива ООО ЦУМ (фактически превращенном в “пустышку”) государству доставалось на 11% больше. Естественно, этим фактом заинтересовались и прокуроры, и милиционеры. Но их озабоченность как рукой сняло после прихода в ЦУМ Рината Ахметова — известного скупщика краденного.

Правильное решение

Предложенный Шалайским и Николовым формат легкой непринужденной экскурсии с журналистами-расследователями выгодно отличается от тяжеловесных и малоффективных мероприятий типа прошлогоднего “Парка коррупции”, который несколько месяцев подряд проводился на окраине столичного ботсада имени Гришко и больше напоминал неумелую попытку распила грантов евродоноров. Этакая “коррупция на теме борьбы с коррупцией”.

В “Киеве коррупционном” участников не просто водят по местам “боевой славы” нашей псевдоэлиты. Это делают те самые люди, которые раскопали большинство из самых звучных схем воровства, — именно их наработками в своей повседневной работе зачастую пользуются следователи Генпрокуратуры и НАБУ. И не вина журналистов, что все эти многочисленные уголовные дела “уходят в песок” за долю малую.

Самое же прикольное в данном формате авторской экскурсии — он легко масштабируем в масштабах страны. Его можно проводить в каждом городе и даже селе Украины. Там всегда есть не только свои местные достопримечательности (“кротовые норы”, через которые тырят общественные ресурсы), но и обязательно — люди, которые (несмотря на полную бесперспективность этого занятия) еще продолжают с этим бороться. Им есть, что рассказать. И их есть, за что поблагодарить.

http://www.ukrrudprom.com

Опубликовано: http://ukrvedomosti.com.ua

 

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.