Пословица гласит: «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». А вот работники печатных СМИ, не смотря на «немужицкое» образование, не хотят креститься даже под раскатами апокалиптической грозы. Тщательно выискивая сор в чужих глазах, газетчики почему-то дружно обходят молчанием тему, которая должна их вроде бы сильно беспокоить. Речь пойдет о фактическом разрушении и медленной гибели рынка торговли прессой.
Сегодня центр Луганска «желтит» рекламными бордами с циничным слоганом: «Каждая газета мечтает стать Бесплаткой». Это чем-то напоминает веселую песню колобка со словами «я от дедушки ушел и от бабушки ушел». Действительно, колобок «Бесплатки» укатился от проблем с бабушками и дедушками, олицетворяющими в нашем случае систему дистрибуции прессы.
Бабушки и дедушки – это те, кто пока остаются по обе стороны газетного прилавка, где происходит хоть какая-то монетизация печатного слова. Вымрут бабушки и дедушки — некому будет прессу ни покупать, ни продавать. Потому что интернет давно уже дает бесплатный и гораздо более разнообразный контент, чем любая газета.
Рынок торговли прессой сокращается, не смотря на то, что обычный заработок, например, «Луганскпечати», на каждом проданном экземпляре газеты/журнала – порядка 40% от стоимости. И это не считая возможной доплаты за «приоритетную выкладку», оплаты услуги по доставке и услуги по списанию непроданных экземпляров. Но даже в таких условиях продавцы прессы влачат существование если не жалкое, то к нему уверенно приближающееся. Так, в моем родном и горячо любимом Алчевске только в прошедшем году перестали существовать не менее пяти точек торговли прессой. Закрылся магазин «Луганскпечати» на проспекте, а также книжный магазин «Легенда» (хотя книжная торговля – отдельная тема, там, похоже, ситуация еще хуже).
Что говорить о нашей культурной провинции, если даже московские продавцы прессы бьют тревогу. Когда в европейских странах один киоск обслуживает от 700 до 1800 читателей прессы, в Москве этот показатель — только 3500 человек на каждого продавца. Ежегодно в РФ закрывается около 1,5 тыс. киосков продажи прессы и распространители периодики призывают власть обратить внимание на их социально значимую миссию, не ставить в один ряд с продавцами шаурмы и табака.
А что пишут о положении этой отрасли в украинской столице? Ничего утешительного: в очередной раз реализаторов прессы изгоняют из метро. Видимо, на их места положили жадный глаз более денежные бизнесмены.
В общем, это тенденция. И у тенденции этой есть два родителя. Первый – всемогущий прогресс в виде интернета, посягнувший на все традиционные средства массовой информации. Второй, как ни странно – сама «четвертая власть», редакторы, учредители и издатели газет.
Да, причина того, что надвигающаяся гибель системы торговли прессой никого особо не волнует, заключена в том, что издатели общественно-политических СМИ уже давно не заинтересованы в своих «продажных» тиражах. Посудите сами: средняя цена газеты в Луганске и области – от 1,5 до 3 грн. Это минимум 16 страниц А3, часто в цвете. И это не просто бумага с буквами, но и работа десятков людей: журналистов, верстальщиков, редакторов, а затем – монтажников печатных форм, печатников и т.д. вплоть до уборщиц, которые тоже получают зарплату.
Но цена реализации любой общественно-политической газеты часто не покрывает расходов даже на ее доставку до места продажи. Некоторые редакции содержат водителя, который сначала доставляет на мелкие точки продаж экземпляры (одного издания!), и забирает несчастные копейки за реализованные – с прошлой недели; там же ему возвращают непроданные экземпляры. Иногда на такой точке может продаваться 5 газет, но водитель еженедельно привозит это смешное количество, даже делая немалый крюк.
К чему этот абсурд? Похоже, издатели общественно-политической прессы находятся перед дилеммой, которую можно выразить фразой: «трудно уйти, невозможно остаться». Любая из этих газет имеет спонсора – владельца и содержателя, из кармана которого по большей части оплачивается разница между убыточной ценой газеты в киоске и тем более-менее благополучным существованием, которое демонстрируют редакции.
Все эти заоблачные тиражи, зашкаливающее за 10 тысяч экз., указываемые в выходных данных — уже много лет блеф и миф. Коммерческой рекламы на страницах общественно-политических газет либо не было, и нет, либо — несколько сиротливых макетов от друзей-партнеров. Потому что чужие платить за такую неэффективную рекламу не станут (а цену-то выставляют, исходя из липового тиража!).
Итак, уйти трудно, потому что кто-то все эти газеты держит на плаву. Иногда они и сами что-то зарабатывают – на выборах (золотая страда для «общественников»), на «джинсе» в «мирное время». Невозможно остаться, потому что настанет момент, когда система торговли прессой рухнет. Если ничего не менять.
Но никто ничего менять не хочет и не будет. Киоски станут выживать и без копеечной макулатуры – им гораздо выгоднее полностью переключиться на табак, презики и жвачки. Сколько места на прилавке занимает жвачка? А сколько газета? То-то… Да и цена у жвачки выше, и срок годности не ограничен. А сами газетчики ничего менять не хотят, потому что спонсоры все равно их спасут, будут платить зарплату даже тогда, когда отпечатанный тираж станут просто сваливать в редакционной подсобке. Хотя, это уже перебор по части абсурда.
И тут мы вспоминаем циничный слоган: «каждая газета мечтает стать бесплаткой». Вот, к этому всё и идет. Дешевле и эффективней убрать лишнее звено между издателем и читателем. Зачем жечь бензин, развозя газету по медвежьим углам, если проще нанять промоутеров, которые за один день раздадут больше, чем можно продать за неделю – даже с новогодней телепрограммой, или набором рецептов пасхальных куличей.
В этом случае можно, например, отказаться от печатанья вездесущей телепрограммы и смотрящихся глупо на страницах общественно-политических газет гороскопов и рецептов запеканок. Оставить только нужный спонсору контент – и вперед, на раздачу!
Так и будет. Не через год, так через два-три-пять. Кто-то не переживет этой метаморфозы, а кто-то полностью уйдет в интернет, проголосовав тем самым за сохранение лесов и офсетных красок. А как должно быть? Если бы мы стали вдруг европейцами в этом вопросе, то государство бросилось бы помогать предприятиям, торгующим прессой, ввело для них льготы и дотации. Но и это бы не спасло ситуацию. Потому что вначале нужно стать европейцами по сознанию и доходам.
Если люди не хотят покупать газету даже за несчастные 2 гривны, то никакими коврижками их это делать не заставишь. Понятно, что подлинная свобода слова не бывает бесплатной, что по-настоящему независимая газета, режущая правду-матку, невзирая на лица, должна была бы продаваться ну не менее чем за 5 грн. (и это самая тощая!). Но при имеющемся количестве граждански мыслящих людей, которые готовы напрягать извилины, чтобы читать эту «свободу слова» да еще и поддерживать ее гривной, ничего не выйдет.
Не европейцы мы. Мы пока не нажрались — не напились вдоволь, поэтому разговоры о «свободе слова» для красного словца и 5% населения. А видя, что какая-то газета является чьим-то рупором, чьей-то политической подстилкой, платить за нее не хочется и пятака. Так что пусть эволюционируют в «бесплатки».
Для полноты картины несколько слов о подписке. Конечно, эта форма платного распространения СМИ имеет право на жизнь. Только здесь вырисовывается аналогичная перспектива. Почта давно не живет за счет газет и журналов. Даже доставка писем, полагаю, не делают ее бюджет. Здесь давно не уделяется внимания ни модернизации (если не считать ремонтов фасадов), ни хотя бы видимой активности в плане продвижения услуги подписки.
Вполне здравая позиция – «почтовики» просто махнули рукой на убыточное и геморройное направление деятельности. Нет, подписка может жить еще долго, если редакции готовы печатать свои тиражи сотнями, а то и десятками экземпляров. О тысячах придется забыть. И еще, по справедливости, убрать из аббревиатуры СМИ букву «М» — она уж точно станет лишней.
Григорий Луговский, http://pressinfo.lg.ua