ОКСАНА Продан: «Всеобщее декларирование доходов — очередная профанация «улучшений» для граждан Украины»

Сможет ли новый министр, отвечающий за наполнение государственного бюджета, легализовать доходы украинцев и сломать коррупционные схемы, которые мешают работать бизнесу? Будет ли в Украине введен налог на сверхприбыли и во сколько обойдется всеобщее декларирование для граждан? На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью МАИР отвечает первый заместитель главы Комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики Оксана Продан.

 -Министр доходов и сборов Александр Клименко в первом своем интервью на новом посту заявил о том, что необходимо вводить в Украине всеобщее декларирование доходов для граждан. Он также отметил, что сейчас изучается опыт других стран, чтобы этот процесс сделать наиболее оптимальным. С Вашей точки зрения, какой механизм действительно может оказаться эффективным и заставит граждан показать реальные доходы? Введение высоких штрафов или, напротив, налоговая амнистия?

 — Всеобщее декларирование доходов от Клименко — это очередная профанация «улучшений» для граждан Украины. И вот почему. Сегодня все налоговые агенты — все юридические и физические лица, которые выплачивают кому-то доходы (зарплату, оплату товаров или услуг, материальную помощь), подают в налоговую и пенсионный фонд отчетность об этих доходах. При этом в отчетности указываются все данные человека, получившего доходы. И отчетность эта двойная — по разным формам минимум в два органа. Поэтому введение еще и повсеместной отчетности с другой стороны, со стороны всех граждан, без изменения порядка уплаты и отчетности действующих, — нонсенс.

 Декларирование доходов чиновников — это антикоррупционный механизм, который теперь требует развития — введения декларирования не только доходов, но и расходов чиновников и членов их семей.  А введение всеобщего декларирования граждан будет аргументированным только при введении нормы о самостоятельной уплате налога с доходов физических лиц и единого социального взноса гражданами, а не налоговыми агентами, как сегодня. Тогда самостоятельное декларирование имело бы смысл. Но на это действующая власть не пойдет. Не пойдет потому, что как только люди увидят суммы, которые сегодня уплачиваются при выплате им зарплат, они очень быстро станут гораздо активнее контролировать власть, оценив то, сколько каждый из них платит государству.

 Реальные доходы граждане и бизнес будут показывать тогда, когда размер налогов, сборов и взносов будет посильным, когда не будет лазеек для отдельных отраслей или предприятий по неуплате налогов и сборов, когда все субъекты будут в одинаковых условиях, и когда чиновники всех уровней будут выполнять законодательство, а не заниматься коррупцией.

— Если я правильно понимаю то, о чем говорит Клименко, главная задача — заставить людей легализовать доходы. Примерно тот же трюк, который проделали по валюте, когда рассказали, что нужно срочно вводить налог. Люди испугались и начали продавать доллары. Когда человек вправе самостоятельно выбрать заполнять ему декларацию или нет, он может что-то спокойно скрыть или вообще не приходить в налоговую.  Но если он обязан задекларировать все доходы, скрывать что-либо уже страшнее. Согласны?

 — Уже сегодня существует норма об обязанности платить налог и единый социальный взнос со всех доходов. Эта норма есть, есть обязанность, есть ответственность за неуплату. Соответственно, страшно не платить. Клименко же предлагает дополнить обязанность платить обязанностью сдавать отчеты, увеличив тем самым только одно — возможность налоговиков проверять и штрафовать за ошибки в декларациях или за их, деклараций, отсутствие. От такого решения увеличится не уплата налогов, а уплата штрафов. Такой путь логичен для тех, кто строит полицейское государство, мы против усиления административного и бюрократического давления.

— Кабмин обязал оборудовать все кассовые аппараты модулями безопасности от Нацбанка. Потом информация обо всех операциях с платежами должна передаваться в налоговую службу. Комментируя эту инициативу, некоторые экономисты утверждают, что все это делается для того, чтобы собрать досье на каждого украинца. Якобы это позволит получать информацию от банков по операциям с валютой, несмотря на то, что существует закон, охраняющий банковскую тайну. Зачем, по Вашему мнению, нужны такие модули? Чем в действительности такое новшество может обернуться для граждан?

 — Модули при кассовых аппаратах — это, в первую очередь, удорожание товаров и услуг на их стоимость и на возможное увеличение ответственности бизнеса. Введены эти модули, с одной стороны, в результате лоббирования отдельных производителей. С другой стороны — для получения полной информации по розничным операциям. Очень может быть, что через них будут отслеживаться наличные расчеты со скидочными карточкам. Пока мы не видим, какой объем информации и в каком виде передается.

— Еще одна новация от Кабмина — программа по импортозамещению. Появилась информация, что в портах начали задерживать контейнеры. Одни импортеры говорят о том, что идет очередной передел между «модными» фирмами, оказывающими услуги по «быстрой» растаможке, поскольку появились новые «смотрящие». Другие утверждают, что ситуация связана именно с этой программой — что будет искусственно ограничен ввоз импортных товаров в страну. Знаете ли Вы что-нибудь об этой ситуации? Какая версия Вам кажется более правдоподобной? По Вашему мнению, ограничение по ввозу тех или иных импортных товаров научит нас покупать украинские?

 — Импортозамещение должно проводиться созданием условий для внутреннего производства, а не созданием проблем для импорта. Ведь без  возможности спокойно производить в Украине те или иные товары ограничение их ввоза автоматически увеличит цены на рынке потребления. Поэтому главное, что сейчас необходимо, — это разрушить существующую коррупционную систему регулирования производства. Что касается проблем на границах, то они не связаны с импортозамещением, поскольку эта программа работает уже как минимум два года.

— Многие страны Европы ввели или планируют ввести налог на роскошь. Профильный комитет парламента в прошлом году рассматривал три законопроекта на эту тему, но компромисса достигнуть так и не удалось. Будет ли политическая сила, которую Вы представляете, инициировать введение такого налога? Какие, по Вашему мнению, предметы роскоши необходимо облагать налогом?

 — На сегодня среди первоочередных законопроектов нашей политической силы такого проекта нет. На самом деле из всех предложенных тогда проектов не было ни одного, который бы реально обеспечивал и поступления, и справедливость. Для этого необходимо обеспечить уплату налогов всеми субъектами, отменить существующие льготы для большого бизнеса, убрать максимальную планку суммы, с которой должен платиться единый социальный взнос.

— Жерар Депардье, как известно, решил покинуть Францию, когда французские власти по инициативе президента Франсуа Олланда нацелились в 2013 году ввести в стране налог для богатых — фискальную норму, облагающую 75%-ной ставкой годовой доход, превышающий миллион евро. И хотя в конце декабря 2012 г. конституционный совет этой страны отверг данную меру, скандал с Депардье уже было не остановить. Если в Украине все-таки будет введен налог на роскошь, куда будут уезжать наши олигархи? Или они все-таки останутся в стране и честно заплатят все, что положено?

 — Как я уже говорила, таких проектов еще не было, был только предвыборный популизм власти, который абсолютно олигархам не помешал бы даже в случае принятия. А что касается ставок: в Украине сегодня на самые маленькие зарплаты начисляется и отчисляется не менее 5%, а в некоторых случаях — и все 75%! И это независимо от размера дохода. Именно поэтому у нас нет малого и среднего бизнеса в том количестве, как в той же Франции, а большой бизнес уже давно активно выводит капитал из страны.

— В годы независимости сложилась довольно своеобразная тенденция: как только назначают нового руководителя налоговой или таможенной служб, он тут же заявляет, что сломает все коррупционные схемы и выведет бизнес «из тени». Но за громкими заявлениями, как правило, скрывается банальное желание подмять все под новую команду. Что нужно сделать новому министру доходов и сборов, чтобы бизнесу было комфортно работать, чтобы предприниматели захотели платить налоги в полном объеме?

 — Министр в этом случае не нов и мы знаем, как он работает — декларирование поддержки и обслуживания плательщиков налогов и одновременное усложнение администрирования, отчетности и уплаты налогов. Нет сомнения, что так будет продолжаться теперь и на уровне таможни, не только налоговой. Включение в полномочия этого министерства еще и единого социального взноса — вообще нонсенс, это же страховой платеж!

— Когда принимался Налоговый кодекс, отдельные отрасли промышленности получили льготы. Недавно налоговые льготы получила IT-индустрия. Оправданы ли подобные преференции в условиях кризиса?

 — И тогда мы говорили о неэффективности таких льгот — если производство убыточно из-за высокой фискальной нагрузки на зарплаты, дорогой земли, высокого коррупционного налога, то не имеет значения, какой налог на прибыль бизнес не уплатит – 25, или 5, или 0 процентов.

— Один из наиболее спорных вопросов – налог на валюту, отказываться от которого Нацбанк, похоже, не намерен. Нужен ли Украине такой налог? Будет ли парламент рассматривать этот вопрос в первом квартале?

 — Если к указанным выше 51 или 75 процентам нагрузки на зарплаты добавить еще и налог на валюту, то у нас в легальном поле будут работать только чиновники — это что касается математики, к которой нужно добавить еще и 20 процентов НДС, который платят все граждане при покупке товаров. А есть еще и природа налога: люди в валюте держат сбережения, с которых налоги уже уплачены. После предложенного Арбузовым налога на продажу валюты логично для него будет вводить налог за расчет 200-гривневыми купюрами или, скажет, за наличный расчет.

— Состоялся визит в Украину министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова, в рамках которого обсуждался вопрос о присоединении Украины к Таможенному союзу. Насколько реально присоединение к Таможенному союзу в ближайшее время? Как это повлияет на отношения с ЕС?

 — Наша фракция не поддерживает присоединения Украины к Таможенному союзу. Мы последовательно выступаем за европейскую интеграцию и в экономическом, и в ценностном измерении, и в стандартах жизни. А движение в двух противоположных направлениях невозможно.

— Что даст вступление в Таможенный союз украинским предприятиям? Чего они, напротив, могут лишиться?

 — Сегодня Украина имеет договоры и с Россией, и с Беларусью, и с Казахстаном, ничего нового Таможенный союз украинскому бизнесу не даст. Что касается цены на газ, то через два года она и в самой России будет европейской, согласно условиям вступления России в ВТО, так что и в этом позитив сомнительный. Но при этом мы потеряем выход наших товаров на европейский рынок, который в разы больше российского и может быть доступным и для нашего малого и среднего бизнеса после реформирования системы технического регулирования в Украине. Это только экономические аргументы.

— Недавно Виктор Пинзенык заявлял, что если Украина все-таки примет предложение России, таможенная граница становится общей. Нет внутренних таможенных границ. Это означает, что все таможенные сборы будут уходить в «общий котел», а оттуда распределяться по усмотрению Москвы. У нас теперь появилось Министерство доходов и сборов, значит, не будет четкого распределения — сколько и каких налогов собрала отдельно таможенная служба. Что мы будем отдавать в такой «котел», и что получим взамен?

 — Распределение между источниками доходов будет, но суть не в этом. Суть в том, что для достижения краткосрочных целей украинская власть в очередной раз готова «сдать» страну и интересы простых граждан.

Беседовала Татьяна Бодня

http://mair.in.ua

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий