«Обезьянка»: феминистку Оксану Швачко нашли повешенной в Париже в своей квартире

Украинская активистка, одна из основательниц феминистского движения Femen Оксана Шачко была найдена повешенной в этот понедельник. Швейцарский режиссер Ален Марго стал ее наперсником после того, как в 2014 году снял о ней и ее движении полнометражный документальный фильм «Я — Femen». Интервью с Аленом Марго публикует швейцарская газета Le Temps.

«Впервые я поехал на Украину, чтобы снять фильм «Настоящее время» про Femen, — рассказывает режиссер. — Оксана еще жила со своей матерью и братом в деревне и ездила в Киев на время той или иной акции. Потом она поселилась в столице. Мне пришла в голову идея снять о ней полнометражный фильм. Эта девушка, которую я совсем не знал, произвела на меня сильное впечатление! Она сама готовила все плакаты, разрисовывала тела своих подруг. Мы сразу стали очень хорошо понимать друг друга. Мы одинаково чувствовали английский черный юмор».

«Оксана уже дважды пыталась покончить с собой два года назад, но у нее была другая ситуация. Тогда у нее не было права на убежище во Франции, она жила в сквоте. Через год она нашла маленькую квартиру-студию и поступила в Ecole des beaux-arts в Париже. Она говорила, что у нее, по крайней мере, появилось то место, где она может рисовать. Вроде все было хорошо. Ее преподаватель даже сказал ей, что она лучшая на курсе. То, что произошло, — это безумие! — сокрушается Марго. — Когда я увидел ее последнее письмо-картинку (с выражением «Вы все — фейковые, ненастоящие»), которое она оставила перед смертью, я невольно рассмеялся, поскольку она мне как-то сказала: «Знаешь, они все фейковые, ненастоящие… Кроме тебя, Ален».

«Она была для меня как муза. Мы много работали вместе в течение трех лет на Украине над полнометражным фильмом, и я стал ее доверенным другом. Она рассказывала мне обо всех своих проблемах, — вспоминает собеседник издания. — Во время финального матча чемпионата мира по футболу она рассмеялась, когда участницы Pussy Riot провели свою акцию и Мбаппе хлопнул по рукам одну из них. Тогда я подумал, что она в хорошей форме».

«Она была веселая, у нее всегда была куча идей в голове. Но, прежде всего, она была одной из самых сильных активисток. У нее было прозвище «обезьянка», так как она взбиралась на заборы, чтобы развесить плакаты. Это был действительно достойный человек. Больше всего меня в ней поражало ее пристрастие к иконам. Последние иконы, нарисованные ею в Париже, просто невероятны. Если бы она выставила их в России, ее бы точно посадили. С тех пор как ее выгнали из Femen France, она по-прежнему стремилась к самовыражению. Ей хотелось измениться, вновь взять себя в руки, и живопись для этого очень подходила. Она высказывала свою критику посредством своих икон, отстаивала свои принципы, боролась с несправедливостью», — описывает режиссер Оксану Шачко.

«Когда девушек из Femen похитили в Белоруссии после их акции против диктатора Александра Лукашенко, их отвезли в лес, и в течение трех дней они нам ничего не давали о себе знать. Мы были уверены, что их уже нет в живых. Когда, наконец, о них появились новости, мы отправились на их поиски. Это самое лучшее воспоминание, — считает Марго. — Оксана была в состоянии физического и психологического истощения, но, когда она меня увидела, она сказала: «Ален, с днем рождения!» Она не забыла об этом дне!»

«Оксана навсегда останется в моем сердце! У меня более 2000 фотографий, рабочих позитивов и сувениров. Я пытаюсь открыть все свои ящики, но мне это очень тяжело. На данный момент я еще к этому не готов», — заключает режиссер.

Ее тело было ее оружием

Оксана Шачко, соосновательница организации Femen и организатор топлес-протеста, умерла. Она создала подрывную и радикальную форму восточноевропейского феминизма, который в итоге потерял свое содержание, пишет Иво Мийнсен на страницах швейцарского издания Neue Zürcher Zeitung.

«Своими протестами Femen удалось привлечь внимание международного сообщества к правам женщин в Восточной Европе. Активистки испытывали границы дозволенного, играли на контрастах и находили новые формы выражения. При этом обращение к вуайеризму через бескомпромиссное использование собственного тела было не побочным явлением, а сущностью протеста. (…) В «глобальной войне против патриархата», которую Femen объявило в 2008 году и продолжает по сей день, смешение политики и наготы является подходящим оружием», — отмечает журналист.

Движение Femen было успешным там, где протесты имели конкретные требования. Однако со временем становилось все более неясным, за что выступал этот «бренд»: обнаженные протесты были вскоре направлены и против жестокого обращения с животными, против коррупции в политике и правого экстремизма. К тому же обнаружилось, что движение не так просто вывести на международный уровень — в частности, мусульманки обвиняли Femen в исламофобии, повествует Мийнсен.

«На Украине Femen попало в водоворот растущей политической напряженности во время правления ненавистного пророссийского президента Виктора Януковича, — продолжает журналист. — С одной стороны, оно обращалось ко все более радикальным и спорным методам, чтобы сохранить внимание общественности. (…) С другой стороны, усилились репрессии. После акций в Белоруссии и на Украине активистки, среди них и Оксана Шачко, подверглись жестокому обращению со стороны полиции и спецслужб».

За народным восстанием против Януковича активистки наблюдали из-за границы. «Их форма протеста была слишком радикальной и противоречивой для того, чтобы вписаться в возникающий политический ландшафт, — полагает автор. — Femen оказалось изолированным в собственной стране и поэтому еще более настойчиво претендовало на глобальную миссию».

Однако у основательниц Femen не было единого мнения насчет того, в чем конкретно заключалась эта миссия. Центр организации по-прежнему существует в Париже — правда, в затруднительных финансовых условиях. Акции движения больше не привлекают внимания СМИ. «Подрывной потенциал топлес-протеста исчерпан и потерял свое содержание. Это Оксана Шачко поняла еще пять лет назад, когда вскоре после своего приезда в Париж покинула Femen в результате конфликта. «Движение умерло» — таким был ее уничтожающий вывод. Теперь она, по-видимому, покончила и со своей жизнью», — пишет Мийнсен в заключение.

Источник: Neue Zürcher Zeitung
Источник: Le Temps
Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.